Почему я ушла на СО и не жалею об этом?

Когда я дала это почитать подруге, у которой дети тоже на СО, она сказала, что это слишком жестко. И меня не поймут.

Ну, ОК). А может кто-то и поймет… В конце концов, я на своём сайте пишу и никому мнение не навязываю. Это моя жизнь, мой опыт и мои решения. Это совсем не научный, а просто эмоциональный текст просто мамы, которая хочет лучшего для своих детей).

Кстати, дочь училась в двух типах школ — очень дорогая частная гимназия и муниципальная массовая школа. А в массовой — в обычном классе, и в лицейном. Так что у меня большой и разнообразный опыт взаимодействия с системой)

Итак, почему я ушла на СО? 

Потому что, школа з а д о л б а л а.

Потому, что мне не удобно подстраивать свою жизнь под школьное расписание. У меня мало свободного времени и я хочу тратить его на живое и душевное общение с ребенком, а не на выполнение огромного количества домашнего задания в соответствии с безграмотными современными программами.

Потому, что мне категорически не нравятся регулярные сборы обязательных данных о ребенке и членах семьи – это вмешательство в частную жизнь. Куда их девают каждый год?

Мне дики и странны медосмотры в школе, когда все дети должны стоять раздетыми в очереди, их ощупывают незнакомые врачи без присутствия родителей и девочки отделены от мальчиков полупрозрачной ширмой. Это не нормально. Ребенок приходит домой и рассказывает, что чувствовал.

Я хорошо знаю, что медосмотр не сделает моего ребенка здоровее. Я сама контролирую здоровье своего ребенка и когда надо, обращаюсь к своему проверенному врачу.

Мне не нравится, что на моего ребенка и других детей кричат учителя и завучи. Иногда разговаривают снисходительно-свысока. С высоты своего роста и «опыта». Лучше бы молчали, чем говорить то, что говорят, несчастные и безнадежно деформированные «педагогикой».

Адекватный и уважающий личность ребенка учитель попадается редко.

Мне не нравятся взгляды на жизнь и мировоззрение, которые ребенок приобретает в системе школы. Конечно будет приобретать, а как иначе – 70% времени ребенок проводит в этой системе и ее ценностях. Школа неизбежно внушает определенные установки.

Я вижу, что именно школа воспитывает в детях – отвращение к учебе, пассивность, бездумное подчинение, низкую самооценку или завышенную, выученную беспомощность в конфликтах, агрессивность, но не милосердие, не рассудительность, не желание познавать и так далее. Меня пугает это понимание.

Мне не нравится школьная псевдосоциализация. Я понимаю, что в школьном окружении идет социализация. Только очень… специфическая.

В случайно собранной и искусственно удерживаемой вместе толпе людей разного уровня культуры и развития, но одного возраста, которую именуют «класс» или «коллектив», царит закон выживания. Психологического и физического.

Так как дружить в начальной школе сейчас никто не учит, учителю не до этого и, в общем, нас…ть, а в средней учить этому уже поздно, дети сами устанавливают обычные стайные законы, как многие биологические виды — кто сильнее тот и прав.

Так появляются альфачи – лидеры, изгои, и невнятное большинство, которое молчаливо или громко поддержит лидера, ведь если против, можно и самому стать изгоем.

Ребенок с хорошим воспитанием, добрый и не злобивый, подвергнется там унижениям сначала мимоходом, для проверки , и если не сможет дать отпор, то станет изгоем – объектом приколов и унижений.

Если даст отпор – придется всю дорогу жить в сопротивлении и стрессе. Эту не человеческую, животную, не имеющую аналогов в реальном мире систему называют социализацией?

В этом месте, часть читателей подумает, что взрослый мир жесток. На работе бывают коллективы, где все жестко и надо уметь выживать в них… И, вообще, жизнь такая… Ну, во всяком случае, я это часто слышу, как аргумент за такую «социализацию».

Скорее, тут по другому все. Мы ставим детей на много лет в определенные условия, которые формируют привычки реагирования, мировоззрение, ценности, установки.

А потом это вот, внутреннее содержание и заставляет их неосознанно выбирать такие коллективы, такие условия, такую жизнь. Хотя рядом – совсем другие коллективы и другая жизнь. Но почему-то они ее не видят.

Мне не нравится, что нет гарантии, что ребенка не искалечат на уроке физры или толкнув с лестницы.

Мне не нравится, что пожарные запасные выходы открывают только при посещении инспектора, и что школа переполнена.

Мне не нравится, что школа не дает знаний. Я понимаю, что школьная программа не соответствует запросам времени. Что система отстала от жизни. Что там требуют оценки и тесты, а не компетентность, и ребенок уже привык к этому. И учится ради оценок, списывая везде, где можно, лишь бы сдать.

Так УЖЕ было, когда я училась. Система уже вовсю загнивала, но мои родители не знали этого, жили своими школьными воспоминаниями из уютных малочисленных деревенских школ и были всегда на стороне учителя. Требовали оценки и пугали оранжевым жилетом и уборкой дорог в будущем.

Я училась в огромной городской массовой школе, где на отдельного ученика было наплевать. Но родителей слушала и учила все на 4 и 5. Нервничала, боялась родительского гнева, подделывала оценки, лишь бы не орали. Болела часто, заработала нейродермит на нервной почве.

Сейчас не помню почти ничего из школьного курса, мне пригодились ограниченные знания ненадолго при поступлении в вуз.

Все эти многолетние мучения, страхи на контрольных и экзаменах, стресс, ругань от родителей – все было не нужно.

Мне все еще снятся кошмары про экзамен, который не сдала или который предстоит. Зачем все это? Я не хочу такого для своих детей.

Мне не нравится, что учебники (особенно начальной школы) безобразны по виду и сути, полны странных аналогий, отсылок и опечаток.

Мне не нравится, что учитель не может объяснить ребенку свой предмет и я вынуждена нанимать репетитора. И не по одному предмету, а по нескольким.

Мне не нравятся родительские собрания, где собираются разумные взрослые люди, чтобы час слушать банальные выступления школьного психолога, час обсуждать, что купить детям на новый год (в результате покупают сладости, как и раньше), и еще некоторое время все вынуждены слушать про детей друг друга разные подробности, про учебу и не только.

И никто не возражает, ведь потом учитель может «невзлюбить» ребенка. Это унизительно и нелепо. Я уважаю себя и других, поэтому не ходила на собрания, чем вызывала глухое недовольство родительской массы. Все вопросы про ребенка можно и нужно решать один на один с педагогом.

Мне не нравятся постоянные денежные поборы и плата за дополнительные профильные предметы.

А еще мой ребенок не ест в школе, так как это не только не вкусно, а еще и вредно, да и просто противно на вкус и вид. Но платить все равно надо, а с собой полезную еду из дома брать нельзя, не положено.

Я не понимаю, зачем делать выпускные за 15 тыс. в ресторане, и зачем поддерживать экологически вредный цветочный бизнес в каждый праздник.

Это только часть того, почему я ушла на СО. Еще есть вопросы веры, важные в моей семье. И вопросы обязательных прививок. И вопросы культуры сексменьшинств, культуры раннего секса, культуры «вписок» и прочее. Культуры того мира подростков, который они идеально умеют скрывать и от учителей, и от родителей.

Поэтому СО видится как спасение.

Я написала этот текст несколько лет назад, когда принимала решение уйти из школы. И знаете что? Я ни дня не пожалела об этом решении.

На СО тоже надо трудиться. Но вот этого всего нет, это забыто как дурной сон.

Есть все улучшающееся здоровье у ребенка, улучшающаяся самооценка, куча классного общения, хорошо сданные ЕГЭ у старшей (БЕЗ РЕПЕТИТОРОВ и ПСИХА), свободное время и, вообще, все очень хорошо.

Я не стала тут писать про спорную содержательную часть программ, про устаревшие методические приёмы, про здоровьеразрушительные технологии, про отсутствие учёта индивидуальных потребностей и возможностей детей в современной системе образования. Это уже более серьёзный разговор.

И, да, я знаю, что где-то есть душевные учителя, хорошие школы. Что учителя завалены бумажной работой и вынуждены работать в рамках предписаний…Все знаю.

Но я все равно хочу для своих детей лучшего. И могу это им дать.

Слава Богу, есть сейчас хорошие и адекватные программы для начальной школы, куча ресурсов в интернете и возможность сдавать аттестации дистанционно.

Кстати, как влияет школьный подход к обучению на развитие мозга ребенка, я подробно рассказываю на мастер-классе про младший школьный возраст. Приобрести мастер-класс «Как помочь мозгу ребёнка учиться успешно» можно тут >>

Вот тут >> отзывы СО-шников и не СО-шников о пользе, которую дала им работа со мной на этом мастер-классе.

С уважением, детский нейропсихолог, перинатальный психолог Ирина Коваль