Родительский контроль: позитивный и директивный. В чём разница?

—Ты уроки сделала?
— Скоро сделаю.
— Сделала уже уроки?
— Сделала, сделала.
— А по русскому сделала?
— Да сделала, говорю же.
— Все задания?
— Да!
— Точно? Ведь, как обычно, что-то пропустила. Проверь, что всё сделано, все подчёркнуто, все выделено, что надо.
— Да все я сделала, проверяла уже.
— Ещё раз посмотри. С твоим вниманием, надо по пять раз перепроверять, знаешь же.
— Я перепроверила уже.
— Переспроси в чате у ребят, кто хорошо учится и всю домашку внимательно записывает
— Я все нормально записала!!!
— Дак у тебя всегда все нормально, только потом тройки и учитель мне пишет. Давай сюда, посмотрю сама. Неси, я проверю. Вроде все хорошо. Покажи бабушке ещё на всякий… филолог все таки, пусть ошибки перепроверит.

Не правда ли знакомый диалог? Пусть не буквально слова и ситуация, а тип общения такой встречали? Я часто встречаю — у знакомых, клиентов в их общении с детьми, в фильмах.

Может показаться, что тут все хорошо. Ребенок не внимательный, мама это знает и помогает ребенку, проверяет уроки — то есть ответственно подходит к воспитанию.

На самом деле в таком типе взаимодействия родитель-ребенок не все хорошо с … родительским контролем.

Родительский контроль — что это?

Термин «родительский контроль» сейчас моден и активно используется в сфере безопасности ребенка в Сети.

Но я о другом, основном психологическом термине.

В психологических исследованиях родительский контроль понимается как одна из базисных характеристик семейного воспитания, наряду с такими компонентами,
как родительская забота, ответственность, вовлечённость, родительская любовь и т.д.

Родительский контроль — супер полезный процесс. Он носит дисциплинирующий характер, он вводит ребенка в систему ограничений, ориентирующих его в должном/возможном,
обязательном/желательном, терпимом/нетерпимом. Он задаёт ребенку допустимые границы его личной свободы и ответственности и помогает определиться в этих границах.

В каком-то смысле — родительский контроль составляет основу воспитания.
Родительский контроль может причинять дискомфорт ребенку. Не возможно воспитывать вообще не причиняя дискомфорт. Развитие мозга идёт тогда, когда человек (не важно какого возраста) предпринимает усилия, трудится. А это дискомфортно. Дискомфорт помогает мозгу ребенка развиваться в разных областях. Когда мы принуждаем (в разумной мере) ребенка делать зарядку, развиваются его мышцы, когда принуждаем к обучению — в процессе усилий развиваются его высшие психические функции, когда принуждаем обдумывать, делать выводы, видеть взаимосвязи — развивается мышление.

Однако дискомфорт бывает разным. Он может быть на уровне разумной стимуляции, а может быть… ломкой и насилием. Психологическим физическим, нравственным.

Задача родительского контроля, как ЧАСТИ воспитания — помочь ребенку в адаптации к жизни.

Создать условия для постепенного привыкания к правилам и законам большого мира, в котором ребенок будет потом жить. Дать возможность заранее, мягко натренироваться в балансе личной свободы и ответственности. Ведь все выборы в жизни связаны с этим балансом.

Хочу сразу пояснить. Родительский контроль и принуждение — это не про дрессуру, не про злобную дисциплину, не про наказания разного толка (физическим насилием или эмоциональным).
Это про постепенную, бережную адаптацию ребенка к жизни, окружающей среде.

Родитель — не хозяин ребенка, не владелец, не продюсер проекта «новая жизнь». А включенный, заинтересованный проводник в будущее.

Задача здорового родительского контроля — бережная адаптация, подготовка ребенка к будущей самостоятельной жизни.

Не всегда родительский контроль бывает здоровым.

Какие формы родительского контроля бывают?

Я расскажу упрощённо.

Позитивный (помогающий и ассертивный) контроль

Он основан на принятии отличий ребенка, на заботе и вовлеченности родителя и на отсутствии отвержения.

Позитивный контроль свойственен родителям с определенными личностными качествами: интерес к жизни ребенка и, вообще, к жизни, критическое мышление , гибкость мышления и вдохновение.

  • Такому родителю интересно с ребенком, он активно участвует во всех аспектах жизни ребенка, он принимает переживания ребенка, поддерживает идеи ребенка и стимулирует ребенка на новые.
  • Он задаёт вопросы («Как прошел твой день? Что интересно/важно было? Как ты?») не с контролирующей, а с доброжелательной, любящей интонацией.
  • Родитель не оценивает ребенка на основании этой информации («молодец, все правильно», «ты зря так сделал»).
  • Родитель не манипулирует полученной информацией, чтобы протыкать ребенка носом и показать свое превосходство, «мудрость» и опыт («а вот, я же говорила, что так и будет, он никакой не друг тебе, сам теперь видишь…»).
  • Не пытается зацепить за больное сарказмом или как-то иначе («Ну а чего ты хотел то? Что хотел, то и получил»).

Исследования показывают, что личная мотивация родителя к росту, его удовольствие от интеллектуальных занятий, от получения образования, от участия вместе с ребенком в разных играх и проектах, помогает ребенку куда больше, чем наказания за плохие оценки или постоянные многочасовые бдения за домашними заданиями.

Позитивный контроль — это родительская осознанность, участие и добрая здоровая дисциплина.

Ребенку задаются определенные рамки, гибкие и разумные, ребенок развивает свою независимость в гибких рамках.

Родитель помогает ребенку найти свои собственные, индивидуальные варианты решений, не ломая личность, а раскрывая в ней лучшие ее стороны. При этом ребенок учится вписывать своё желаемое в сложную систему семьи, где желания потребности и своё, важное, есть у каждого члена системы.

Позитивный родительский контроль помогает ребенку найти поддержку во внутренних ресурсах, научиться самостоятельно принимать решения, планировать, организовывать свою деятельность.

Именно за счет позитивности (а не директивности или наказаний) родитель помогает ребенку легко адаптироваться к сложным социальным задачам, придерживаться графика, учиться, держать временные рамки и прочее.

Позитивный контроль, а вовсе не «твердая рука», «ремень», «ежовые рукавицы», «волшебные пендели», является наилучшей профилактикой детской лени и отсутствия мотивации (ничего не хочу, только тупить в смартфон и гулять) .

Позитивный тип контроля — это здоровая дисциплина на фоне любви. Дети, воспитанные родителями, которые использовали этот тип контроля, имеют интерес к развитию ума, хорошо социализируются, адаптивны, независимы в мышлении, понимают и принимают правила.

Директивный контроль

Этот тип контроля связан с приверженностью родителя «традиционным» ценностям, связан с массой запретов.

Очень часто директивный контроль построен на идее одностороннего подчинения ребенка взрослому, просто потому, что он младше. Также он связан с зависимостью от мнения большинства.

От ребенка требуется, чтобы он был таким, как все, не высовывался, не принимал собственных решений, слушался. Родитель движется в заданном «традициями» и «обществом» направлении, не подходит к воспитанию индивидуально, творчески, гибко.

Такой родитель ТРЕБУЕТ от ребенка уважения к себе, и постоянно боится потерять «авторитет старшего». При этом типе родительского контроля ребенок не уверен в любви родителя, не чувствует, что родители его слышат, понимают, заинтересованы в его личности и жизни.

Как правило, выросшие в этом типе контроля дети не очень-то желают общаться с родителями. Они начинают скрывать свою реальную жизнь довольно рано, не показывают свое эмоциональное состояние, стараются не рассказывать о своих решениях и проблемах, чтобы избежать токсичных оценок («Делал бы как все люди, все было бы хорошо»). Дети выросшие в директивном контроле как правило, травмированы психологически, имеют сложности с самооценкой пониманием собственных целей, имеют проблемы с мотивацией, с осознанием своих чувств («да нормально все, ничего сейчас не чувствую»), с осознанием своих границ личности, часто созависимы или наоборот, избегают привязанности, имеют проблемы с сексуальными отношениями в браке, тревожные расстройства, много психосоматических заболеваний и прочее.

Директивный контроль делится на два подтипа: навязчивый и ненавязчивый.

•••Ненавязчивый директивный контроль.

Родитель отдал указание и дальше проверяет только исполнение. Ему нужен результат, процесс достижения результата не важен и не интересен.

Тут родитель является начальником для ребенка и это в чистом виде авторитарная система воспитания. К ней ребенок может адаптироваться и иногда достаточно комфортно в ней жить (правда последствия для развития личности все равно будут не хорошие). Из-за родительского равнодушия к процессу достижения результата, ребенок все же получает некоторую свободу для инициативы.

Очень часто при ненавязчивом директивном контроле дети сложно переживают подростковый кризис, мало доверяют родителям, бунтуют против них, а в дальнейшей жизни испытывают ряд трудностей с проявлением инициативы и творческого начала, но при этом все же сохраняют более или менее здоровую нервную систему и неплохо вписываются в социум.

С точки зрения педагогов начала и середины XX века при этом типе контроля получается «идеальный» член общества: послушный, конформный, неинициативный, но и неагрессивный.

Парадокс в том, что родители с директивным контролем убеждены, что учат ребенка самостоятельности и инициативности. И, время спустя, начинают ждать и даже требовать этого от ребенка, упрекая его в инфантильности, неумении принимать решения и «сидении на шее»

•••Навязчивый директивный контроль.

Жесткая система запретов и правил, единственная линия, по которой ДОЛЖЕН двигаться ребенок, постоянное, настойчивое ломание его границ, чтобы он не забывал «свое место» и помнил, что от него требуется.

Пример с уроками в начале статьи — показатель именно этого подтипа директивного контроля.

Навязчивый директивный контроль почти всегда сочетается с психологическим и поведенческим контролем.

••Психологический контроль — это действия родителя с одной целью — постоянно контролировать то, как и что ребенок думает и чувствует. Родитель действует на ребенка с помощью манипуляций чувствами («Я тебя люблю, когда ты…», » Мне обидно, когда ты так говоришь..», «Я буду сердиться, если ты…») или эмоциональными высказываниями, истериками, приступами гнева или нежеланием общаться.

Психологический контроль связан с развитием депрессивных симптомов в дальнейшей жизни ребенка.

••Поведенческий контроль ставит целью менять поведение ребенка с помощью физических действий и прямых запретов что-то говорить, делать и с помощью манипуляций. Без понимания контекста ситуации, без объяснений , без интереса к внутреннему миру ребенка, его потребностям.

Психологический и поведенческий виды контроля плохи и по отдельности, и вместе. Как и весь директивный тип контроля, они вредят ребенку в обучении, развитии мозга, личности, принятии собственных решений и получении навыков общения с другими людьми.

Зачем во всем этом разбираться родителю?

Затем, что выбор контроля родителем (осознанный или неосознанный) формирует климат в семье. Тот самый фон, который делает ребенка легковоспитуемым или трудновоспитуемым. Недавно писала об этом тут (ссылка >>)

Родительский контроль отражает главные ценности родителя, его убеждения и установки. Которые и влияют на то, что хочет «вылепить» родитель из ребенка.

«Хочу, чтобы мой ребенок был здоровой личностью, умел понимать себя, управлять своими чувствами, не поддавался на манипуляции, критически мыслил, знал, чего он хочет в этой жизни и умел достигать цели».

Это означает, что ребенка нельзя подавлять, запрещать ему все подряд без оснований. Это значит, нужно развивать его информированность о себе, учить принимать решения, быть самим собой. Это невозможно сделать, не контролируя ребенка, предоставив его самому себе. Но этого нельзя добиться, и подавляя и нарушая представления ребенка о самом себе.

Выше описанное — это про позитивные, здоровые типы родительского контроля (поддерживающий, ассертивный). Про дисциплину на фоне любви, которую родители осваивают на моем курсе «Дисциплина без насилия».

«Хочу, чтобы ребенок беспрекословно слушался меня, был лучшим в классе и всегда выполнял то, что от него требуется», — это про директивный контроль.

Здесь не подразумевается свобода выбора, желание прислушиваться к ребенку, заинтересованность в его трудностях и его потребностях.

Из целей, смыслов, ценностей и убеждений родителя (ещё раз повторю, как осознанных, так и неосознанных) возникает тип контроля.

Тип контроля формирует личность ребенка.

Слова и действия родителя становятся внутренним голосом ребенка, формируют его привычки, влияют на его ПОВЕДЕНИЕ, характер, выборы в жизни и в целом — на судьбу ребенка.

Чего хотите вы, как родитель ? Какой тип родительского контроля у вас?
Вы хорошо осознаете , куда именно ведёт вашего ребенка ваш тип контроля ?
В какое будущее?

Многие родители не знают, как по-другому, владеют только стратегиями и тактикой директивного контроля.

Даже если чувствуют, что директивность — не то, что надо — по-другому не получается.

Так как альтернативы не видят — часто сваливаются в потакание и теряют здоровое влияние на ребенка.

Это нормально, это просто реалии современного родительства. Нас не учили позитивному родительскому контролю в школе и вузе, а в детстве и юности был пример как раз директивного почти у всех.

Есть вариант все изменить к лучшему.

Если нашли у себя признаки директивного типа , а результат воспитания хотите «здоровая личность, умеет понимать себя, управлять своими чувствами, не поддавался на манипуляции, критически мыслить, уважает родителей, умеет достигать цели», обратите внимание на эту информацию.

У нас регулярно стартуют потоки курса «Дисциплина без насилия»:

  • Как разговаривать с детьми на сложные темы (секс, отношения, смерть, конфликты, ревность и прочее).
  • Как разговаривать с ребенком, чтобы он ХОТЕЛ вас слушать?
  • Как воспитывать, чтобы ребёнок ХОТЕЛ и был готов сотрудничать с вами?
  • Как общаться с ребенком, чтобы ему ЕГО МОЗГУ НЕ НУЖНО было включать естественные защиты — капризы, вредничанье, саботаж, обман и т.д.?
  • Как включить в повседневность здоровую дисциплину без давления, унижения, крика?
  • Как приучать ребенка к труду и самообслуживанию?
  • Как сформировать у ребенка важные и адекватные ценности и смыслы жизни?
  • Как стать для ребенка авторитетом, почитаемым и уважаемым по-настоящему, не из страха или из жалости или из «дружбы»?
  • Как приучить делать уроки самостоятельно?

Курс «Дисциплина без насилия» — это:

  • 110 текстовых уроков, без воды, самое важное.
  • Озвучка каждого урока, чтобы вы могли слушать пока руки заняты делами.
  • Практика и задания.
  • !!! Обратная связь от АВТОРА и помощника целых 6 недель потока.
  • Чат для вопросов и ответов.
  • Схемы и проверенные алгоритмы «бери и делай».
  • Тесты и дополнительные материалы.
  • Упражнения.
  • Доступ к курсу на 6 месяцев.
Чтобы узнать о дате старта следующего потока курса «Дисциплина без насилия» — напишите менеджеру проекта (нажимайте на кнопку ниже и переходите к диалогу):

Также в этом диалоге можно задать вопросы технического или организационного характера, уточнить информацию по оплатам.

С уважением, Ирина Коваль, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, нутрициолог, учредитель семейного центра «Лесенка», автор курсов экспертного родительства.