Встретила на просторах инета видео, которое запало в память.
Начиналось оно с улыбающегося лица. Девушка смотрела в камеру, которая двигалась вовне и выше, и вот было уже видно, что девушка лежит на газоне, который расположен в городе, который находится в штате, который принадлежит Америке, которая находится на материке, который находится на планете. Камера двигалась все далее и далее и показывала все большую перспективу и территорию. Планета внутри Солнечной системы, которая, внутри галактики, которая внутри скопления галактик, которое внутри Вселенной, которая внутри мультивселенной. На этом камера начинала с огромной скоростью двигаться обратно к глазу девушки: вселенная, галактика, солнечная система, планета, материк, страна, город, полянка, лицо, глаз. И дальше… камера «ныряла» внутрь зрачка.
Путь внутри был не менее масштабным — от уровня тканей тела до уровня кварков (кварки образуют нуклоны: протоны и нейтроны, которые являются основными составляющими атомного ядра). Зрачок-ткань-клетка-ядро-хроматиновые нити- молекулы белка-атомы-ядро-нуклон-кварк.
Потом камера двигалась в обратном порядке к глазу.
Внутри ядра атома картинка мало отличалась от картинки вселенной. Огромная пустота с летающими в ней «шариками» и прочими объектами.
Я видела буквально зеркальное отражение микро и макромиров. И тело человека — на их пересечении.
Завораживающее зрелище подобия и системности. Красота взаимосвязей.
Для меня завораживающее ещё и потому, что системность, взаимосвязанность и «зеркальность» процессов — давно интересующая тема. Профессионально интересующая.
Когда я получала базовое психологическое образование в 2010 г, было очень увлекательно, но… началась практика и я быстро увидела ограниченность психологического подхода к ребенку. И к родителю. Тема моего профессионального интереса много лет: «системное влияние техногенной цивилизации на развитие и воспитание ребёнка».
Психология, с ее многочисленными авторскими школами, теориями личности, допущениями, доказательствами и опровержениями от оппонентов, хороша и многообразна, однако это все одна «плоскость», (грань) сложной системы, которая называется «развитие и воспитание».
Невозможно объяснять всю систему через одну ее грань — неизбежно провалишься в ошибочное понимание причин и следствий.
Приводят, например, к психологу «вредного» пятилетнего ребенка с «ужасным» поведением. Не слушается, дерется и кричит, скачет, не внимательный и вообще… спит плохо, ест избирательно, не слушает, когда взрослые говорят ему, как надо жить. Родители, утомленные своим «солнцем» хотят, чтоб солнце починили и поскорее. Психолог говорит — да, все вижу, будем работать. Честно отработали — а проблема не ушла, только немного изменилась.
Ребенок уже не дерется, а только кричит. Не так сильно «вредничает».
Надрессировать, знаете, можно и тюленя. За длительное время + много усилий. Психолог, который освоил одну грань системы, обусловлен своим знанием. Чем он более погружается в одну узкую науку, тем более его ум склонен ВСЕ объяснять через эту науку. Ребенок «вредный» — это из-за неверного стиля воспитания в семье, травм и установок родителя. Значит надо работать с родителями, обучать их эффективному стилю воспитания. Плюс работать с ребенком в рамках психотерапии какой-нибудь — выбор подходящих инструментов зависит от психологической школы, которую психолог предпочитает. Ярлычок «навешан», все причины ясны — дальше действуем по «инструкции».
Если психолог начинает осваивать плюсом к психологии, например, нейропсихологию, ему открываются невиданные и немыслимые горизонты. Оказывается, дело не только в психологии. Оказывается, важна работа детского мозга. Чтобы все в срок созревало и «включалось» в соответствии с законами развития. Психолог/ейропсихолог начинает осознавать бОльшее количество причин. «Вредность» — это следствие стиля воспитания и сложностей формирования блоков мозга. К психотерапии он добавит нейрокоррекцию.
Нарушение стиля воспитания + дефицитарность первого функционального блока + «сложности формирования второго в части…» — разные варианты бывают. Ярлычок снова навешан — что делать ясно. ВСЕ причины снова ясны. Инструкций и для такого случая полно.
Допустим, нейропсихолог/психолог захочет углубиться в детскую неврологию. О, тут он снова окажется в ситуации «Так воооон оказывается что…». Масса открытий и осознаний приведут его к новому вИдению причин «вредности» ребенка. Стиль воспитания + первый блок мозга + … неврологический диагноз, который поставит врач-невролог, к которому психолог направит родителей с ребенком. Ярлычок навешан. Лечение, коррекция, психотерапия по инструкциям из каждой области.
Может быть психолог заинтесуется остеопатией. Познакомимся с грамотными докторами в этой области, которые изучали организм не на трупах, как это обычно происходит в медвузе, а изучали живое тело. А это огромная разница. Тогда к пониманию причин «вредности» из нейропсихологии и неврологии добавятся новые, глубинные причины неврологических и нейропсихологичечких симптомов. Психолог начнет оправлять родителей с ребенком не только к неврологу, а вначале в хорошему доктору остеопатии — например, убрать последствия небольших родовых травм, на которые неонатологи внимания не обращают. А после — к неврологу. А после /параллельно на нейрокоррекцию и психотерапию + изменение стиля воспитания.
Возможно, психолог заинтересуется влиянием питания на поведение ребенка. И погрузится в изучение нутрициологии. Это будет просто взрыв мозга. Ведь там, на уровне питания и скрытых дефицитов, лежат причины, о которых многие не догадываются. Как на поведение влияют некоторые всем известные вещества… глютен, казеин, например. А как микробиом кишечника влияет на работу мозга!
Эмоции, внимание, память, выносливость, волевая сфера… Все это «строится» из нутриентов и «работает» на нутриентах.
Возможно, психолог заинтересуется влиянием физической активности, физкультуры на поведение ребенка. Изучит основы ЛФК, увидит взаимосвязи — мышцы — энергия — мозг — поведение.
Какой это уже уровень причин «вредности» ? Шестой?
Это не предел.
Если поизучать психокинезиологию — там такие горизонты видны…
Если заглянуть в эпигенетику и превентивную медицину — тоже. Причины «вредности» и невнимательности ребенка могут лежать в полиморфизме генов, отвечающих за усвоение витамина В6, который связан с работой нервной системы. Усваивается у данного «вредного» ребенка, например, только пиридоксаль-5-фосфат (P-5-P), который представляет собой коферментную форму витамина B6 и необходим для метаболизма белков и аминокислот. А аптечный популярный магний-В6, который выписывает грамотный в своей сфере невролог — не усваивается, хоть зажуйся его.
Можно долго и упорно «дрессировать» вредного ребенка, психотерапить его месяцами и месяцами практиковать нейрокоррекцию + лечение по «инструкции». И да — будет результат. Только можно проще, быстрее, дешевле для каждого участника процесса.
Системный подход к каждому ребенку. Без ярлыков. Осмысленно, докапываясь до причин причин «не такого» поведения и развития в каждом случае. Вплоть до генетического профиля. Очень часто именно при таком системном подходе случается «чудо». Психотерапия начинает работать быстрее. Нейропсихологическая коррекция даёт результаты легче и лучше. А изменение стиля воспитания в семье НА ФОНЕ всех прочих мероприятий меняет поведение из «не такого» на «такое», как вишенка на торте.
Развитие и личность ребенка — всегда на пересечении микро и макро мира. Идём » внутрь» — поведение- психика/мозг-тело/органы/клетки/питание/генетика
Идём «наружу» — поведение-психика/стиль воспитания/смыслы, ценности и установки родителей/влияние культуры поколений/техногенная цивилизация-экономика.
Ребенок, его поведение, развитие — продукт влияния массы взаимосвязанных факторов. Результат воспитания зависит от каждой части системы, каждого ее уровня.
И да, я не умаляю заслуг грамотных психологов и психологии. Как и всех остальных узких специалистов. Напротив — я рекомендую их. Я за системный подход, а не против отдельных граней системы 🙂 КАЖДЫЙ КУСОЧЕК паззла важен. Нельзя пренебречь ни одним.
Мне очень повезло общаться с лучшими специалистами. Я их специально искала, долго и упорно).
Был прекрасный период работы в нашем центре, когда я собрала в нем лучших из доступного для реализации системного подхода. Вместе и согласованно на благо семей трудились неврологи, дефектологи, нейропсихологи, логопеды, остеопаты, педагоги и т.д.
Потом случилась авария/инвалидность/коляска/жизнь в горизонтали. Ничего особенного, банальная ситуация, коих миллионы на Земле. Но в моей жизни это был личный армагеддон). Пришлось многое менять, и в том числе, в профессиональной реализации. Из активно двигающихся органов и частей тела остался мозг 🙂 Что радует, если честно.
Вот уже четвертый год я помогаю родителям в онлайн формате. Достаточно успешно, судя по 1000+ отзывов. Передаю знания и вот этот самый системный подход к развитию и воспитанию. Делаю родителей экспертами в воспитании каждого своего ребенка. Чтобы могли понимать причины своих сложностей в воспитании, причины сложностей в поведении детей. Зная причины и систему, менять ситуацию на более здоровую достаточно просто.
Я в этом посте рассказала свой путь профессионального роста. Своих открытий, которые не прекратятся (я надеюсь).
Учусь всю осознанную жизнь. В основном — это самообразование. Учебники, книги, взаимодействие с высококачественными профессионалами в узких областях.
Все здорово, однако в этом году возжелала:
- Систематизации и обновления знаний, так как наука не стоит на месте, развивается и чтобы быть действительно хорошим специалистом важно присваивать новые, уточнённые знания регулярно.
- Официального подтверждения знаний, так как это важно для «проверяльщиков» разного толка.
Поэтому зимой и весной долго и упорно училась, повторяя и обновляя знания сразу из семи областей. На днях получила дипломы.
На фото в карусели документальное подтверждение полученных и систематизированных знаний:
Считаю ли я себя много знающим специалистом? Ну…все познается в сравнении. По сравнению с 2005 годом, когда я создала центр и начинала работать с родителями в рамках монтессори-педагогики да, сильно продвинулась. Сейчас, в 2021 у меня в наличии много часов личной психотерапии, много лет опыта работы, 1 базовый диплом о высшем и 10 дипломов профессиональной переподготовки (4 получены в прошлые годы, а 7 — в этом году, и все нужны для системного понимания родительства и воспитания). С другой стороны — есть масса глубоко уважаемых мной людей, по сравнению с которыми я первоклассник). Есть такое выражение: «Знание похоже на воздушный шар. Чем больше по объему, тем больше точек соприкосновения с неизведанным».
Я понимаюсь по лестнице знаний и с каждым «этажом» вижу все бОльшую территорию, линия горизонта расширяется и отодвигается. Что там, за горизонтом мне все так же интересно 🙂
А вам интересно понимать ребенка и себя, быть осознанным родителем, грамотным и эффективным, видеть взаимосвязи и причины системно?
С уважением, Ирина Коваль, психолог-консультант, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, нутрициолог, педагог, нейролингвист, инструктор адаптивной физкультуры, кризисный психолог, консультант здорового образа жизни, специалист по развитию и коррекции детей раннего возраста, учредитель семейного центра «Лесенка», автор курсов экспертного родительства.
P.S. на фото документальное подтверждение обновленных и систематизированных в этом году знаний. В следующем, надеюсь, продолжу)