Человек вырос , стал родителем и …боится свои родителей. Зависит от их мнения. Не может возразить, отстоять свою точку зрения спокойно. Впадает с обиду, слезы, злость. Не выносит, когда старшие родители манипулируют и поддаётся на манипуляции.
Очень часто эти сложности всплывают на курсе «Родительство и воспитание».
Вроде пришли про воспитание салих детей говорить…
А как воспитывать, если старшие родители не согласны с таким воспитанием? Если диктуют свои правила?
И чуть что манипулируют. Кто то через чувство вины (как же ты можешь матери возражать, она ж для тебя…), кто то через страх отвержения (да? Решил , значит вот так? Ну и знать тебя не хотим) , кто то через религиозность (Ты Пятую заповедь забыл? Должен почитать родителей, а не свои правила устанавливать).
Или другими, более изощренными м «тонкими» способами, вежливо и с «любовью».
Это все — вопросы сепарации.
Не решенные вовремя.
Причины незавершеной сепарации могут быть разными. Неисцеленные психотравмы старших родителей, их личностная незрелость и слоджности в отношениях между родителями — самые частые причины. Ребенок всегда является заложником сложностей у взрослых.
Сепарация от родителей – это физическое и психологическое отделение взрослого ребенка от семьи.
Эмоциональная.
Если сепарация не произошла — взрослый человек будет зависеть от чувств эмоций своих родителей. Как в детстве. Будет лёгким объектом манипуляций.
Ценностная.
Если сепарация не завершена, взрослый человек будет смотреть на мир родительскими глазами. Их потребности и ценности всегда будут в приоритете.
Функциональная.
Сепрация не произошла, если взрослый человек не способен позаботиться о себе, обеспечить себя, обслужить себя, накормить себя и прочее.
Иногда недостаточно переехать в собственную квартиру или даже в другой город, чтобы сепарация случилась. Функциональная состоится, а вот эмоциональная и ценностная , иначе говоря — психологическая — нет.
Психологическая зависимость не зависит от расстояний.
Психологическая зависимость от родителей не дает человеку самореализоваться, развить уверенность в себе, стать взрослым, жить своей жизнью.
Я работаю на своих онлайн курсах с родителями, а не с подростками. Родителям от 28 до 50+ лет.
Но для многих вопросы сепарации — актуальны. Это особенность нашего менталитета, образа жизни, стиля в котором нас воспитывали, финансовых проблем (квартирный вопрос).
Со временем незавершеная сепарация превращается для человека в мучительное бремя.
В когда у взрослого появляются свои дети, вопросы сепарации приобретают новое качество.
Старшие родители применяют к внукам тот же стиль воспитания, что применяли раньше к своим детям. Зачастую это не приемлемо для родителей, ведь они понимают как все это воспитание сказалось на их личности. И не желают такого своим детям. Да и жизнь поменялась, устаревшие подходы к воспитанию нелепы.
При незавершенной сепарации, в таких условиях внутренний конфликт нарастает очень быстро.
И перед человеком встает задача — идти вперед и развиваться.
Запустить процесс сепарации и завершить ее.
Переосмыслить свою позицию .
Понять есть ли готовность к сепарации и самостоятельной жизни.
Этот шаг и трудный, и важный.
Чем себе помочь?
Принимать ответственность за свои выборы, реакцией и действия. Выходить из роли жертвы.
Развивать осознанность. Отслеживать свои переживания здесь и сейчас.в текущем моменте.
Развивать автономность. В чувствах, функционале и ценностях.
Отличать чувства свои и родителей. Адекватно реагировать на проявление эмоций родителей- без чувства вины, злости, обиды.
Осознать, установить личные границы и обозначить личное пространство.
Простить и отпустить детские обиды. Проработать детские психологические травмы.
Изменить стиль общения с родителями. Перенести опыт общения и поведения в позиции взрослого на общение и отношения с родителями.
Написать эти пункты — очень просто. А вот реализовать- сложно.
Потому, что после 30-40-50 лет отделять свою психику и мышление от родительских — сложнее, чем в юности.
Родители уже пожилого возраста – как они это переживут?
Страх перед реакцией родителя, нежелание обидеть, чувство вины являются весомыми аргументами для того, чтобы оставить все как есть.
С возрастом лабильность мышления снижается — становится все сложнее менять что-то.
Стереотипы часто стают привычной формой поведения. Когда не надо лишних раздумий и решений, легче идти по привычному пути. Лишние стрессы уже совсем не нужны.
За годы совместного проживания (физического удобства и эмоционального слияния) выработались привычки, шаблоны поведения.
Чтобы их поменять, нужно решение и действие. Кто этим будет заниматься, если более-менее всем удобно, семейная система токсична, но устойчива.
Даже если попытки завершить сепарацию в зрелом возрасте появляются, возникает сопротивление родителей, связанное с пунктами, названными выше.
Проявляться это сопротивление может, начиная от открытых конфликтов, ограничений и заканчивая болезнями родителей и культивированием чувства вины.
И, главная причина — отсутствие взрослой позиции у всех участников.
Детское поведение – оправдания, стремление доказать правоту, быстрое раздражение, обида, вина.
Взрослое – слушать и слышать, конструктивный диалог, дискуссия, управление чувствами.
На курсе «Родительсво и воспитание» родители переходят к взрослой позиции.
Посмотрите, вот некоторые вопросы из курса, которые мы рассматриваем в теме сепарации и отношений со старшими родителями:
+ Смирение и активная жизненная позицию в общении со старшими родителями.
+ Зависимость от благополучия.
+ Пассивная агрессия.
+ Пятая заповедь и тактичная защита детей от токсичного влияния старших родителей
+ Проблемы внутреннего взросления и сепарации от старших родителей.
+ Идеализация образа старших родителей.
+ Как воспитать настоящее уважение и благодарность к старшим у детей.
+ Опасности современных популярных подходов к воспитанию.
+ Роль родителя — защита границ ребенка и воспитание уважения к старшим.
+ Как быть, когда старшие родители токсичны. Примеры из жизни.
+ Умение отличать свои идеализации и иррациональные установки от действительно токсичного отношения старших родителей.
На курсе происходит важная работа по замене иррациональных установок на здоровые. Переосмысление ценностей и целей. Мотивация к действиям. Рост осознанности и зрелости.
Участники курса учатся вести конструктивный диалог, быть осознанным, управлять чувствами.
Становятся эмоционально независимыми от старших родителей, избавляются от токсичной вины.
Выстраивают зрелые теплые отношения с ними, основанные на ВЗАИМНОМ уважении.
Обеспечивают для своих детей защиту от токсичных стилей воспитания и агрессии или, наоборот, потакания со стороны бабушек/дедушек.
Конечно, эти изменения — не вопрос одной недели или месяца.
Но первые результаты бывают видны быстро — родителям становится легче жить, общаться и воспитывать своих детей. В семье становится больше любви. Все участники процесса в итоге оказываются в выигрыше.
Хотите также?
Здесь описание курса и серия бесплатных статей с полезностями
https://vk.com/app5898182_-166359192#s=1032618&fo..
Переходите по ссылке прямо сейчас и читайте.
У Вас будет возможность отписаться в любой момент.
Если Вам не понравятся мои уроки… или я не подойду Вам как эксперт… то в каждом письме есть “волшебная” ссылочка, по которой Вы всегда сможете отписаться от писем.
Так почему бы не попробовать?
С уважением, Ирина Коваль, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, нутрициолог, учредитель семейного центра «Лесенка»