Довольно часто меня спрашивают про объективные отличия девочек и мальчиков. В воспитании, в развитии, в поведении, обучении. Очень хочется мамам и папам увидеть научное подтверждение стереотипов, которыми пропитан родительский менталитет в нескольких поколениях.
Самое частое, что я слышу внутри занятий на моих курсах: «девочку же надо к хозяйству приучать», «я все время говорю сыновьям, что они должны быть смелыми, а не плакать, как девочки».
Девочкам, как «виду» приписывают то легкомысленность и безответственность, то вдумчивость и ответственность, большую, чем мальчикам. Это происходит, видимо, в зависимости от личности родителя. Если мама «я такая вся внезапная, хочу платье и на ручки, я же девочка» — то и все девочки легкомысленные и такие… девочки, в общем. Если мама «разве этим мужикам хоть что-то доверить можно?», то и все девочки, значит, ответственнее, чем мальчики. Обусловленность мышления, нарушения логического мышления — норма для всех нас:)
И бОльшую эмоциональность девочкам приписывают, хотя исследования доказывают, что умение справляться со сложными, многоуровневыми задачами вплоть до эффективного управления компаниями, не зависит от пола. Только от особенностей личности, знаний и навыков.
Эмоциональность мальчиков и мужчин ничуть не меньше, а зачастую и больше, чем у девочек/женщин. Только их учат выражать лишь определенные эмоции, а остальные – соматизировать. «Ты пацан, или где?!», «Не плачь», «Веди себя достойно, ты мужик».
Соматизация – это телесные нарушения, возникающие из-за расстройства осознавания человеком собственного состояния, вытеснения эмоций. Разумному принятию чувств и управлению чувствами не учат, а учат «затыкать» и вытеснять их.
Воспитание неполезных гендерных стереотипов процветает и портит здоровье как мужчин (количество инфарктов/инсультов после 35 лет — «мужчина не должен показывать эмоции»), так и женщин (истощение в течение репродуктивного труда — «это женское дело, вот и давай сама все успевай»).
Гендерные стереотипы — это установки о том, какими должны быть мужчины и женщины, ограничивающие оба пола.
Гендерные стереотипы окружают нас повсюду. Например, «технари» — мальчики, а «гуманитарии» — девочки. А если юноша пишет стихи, он вполне может услышать претензию «чё за сопли, как девчонка!».
Девочкам надо играть куклами, а мальчикам — машинками, хотя будущая активная роль отца, а не осеменителя предполагает игры с куклами в дошкольном детстве. Школьная форма у девочек — традиционно юбки, даже зимой, хотя именно девочкам важно защищать низ туловища от переохлаждения с малого возраста.
Мужчинам и мальчикам стереотипно приписывают ответственность, рациональность и собранность. Хотя исследования говорят о другом — они чаще срывают сроки проектов, больше прогуливают и чаще увольняются, совершают логические ошибки с такой же частотой, как остальные люди и витают в облаках очень часто.
Современные неинвазивные исследования (снимки МРТ, функциональное МРТ) позволяют выявить некоторые структурные различия мозга мужчин и женщин.
У мальчиков среднестатистически чуть больше серого вещества мозга, у девочек – белого.
Теоретически это может объяснить разницу между мужчинами и женщинами по соотношению «периферийное/тоннельное зрение» (у женщин, скорее, лучше развито первое, у мужчин второе). Также это предполагает, что женщинам в некотором роде может лучше даваться многозадачность, а мужчинам – сконцентрированность. «Может даваться» не равно «у всех мужчин/женщин развито».
Важно понимать, что это некие обобщенные данные, типа «средней температуры по больнице». Мальчики и девочки отличаются между собой, внутри всего пола. Некоторые девочки многозадачны, другие – нет, одни мальчики непоседливы, другие – усидчивы. Слишком большое количество разных задач у девочек приводит к выгоранию, как и у мальчиков. Многие мальчики не способны подолгу концентрироваться на чем-то одном и нуждаются в перерывах. Как и девочки.
В организме девочек и мальчиков содержатся одни и те же вещества, но в разных количествах (в первую очередь серотонин, тестостерон, окситоцин и эстроген). Серотонина, окситоцина и эстрогена больше у девочек и женщин. Это дает возможность создавать более крепкие отношения привязанности. Статистически именно у женщин с женщинами наиболее длительные, доверительные и теплые контакты, в отличие от межполовых контактов или «крепкой» мужской дружбы. С тестостероном и более низким уровнем остальных гормонов у мужчин связано снижение эмпатии при поглощенности решением задач. У мужчин большая ВОЗМОЖНОСТЬ к развитию телесных способов реагирования вместо планирования своих действий или распознавания эмоциональных процессов.
Это приводит к тому, что мальчикам труднее справляться со стрессом, они чаще страдают депрессиями.
Это значит, что мальчикам рекомендуется БОЛЬШЕ плакать и вообще выражать чувства, чтобы вовремя снижать уровень кортизола (гормона стресса) в крови.
Мозг ребенка формируется до рождения, и на внутриутробных снимках детей заметно, что у девочек немного крупнее гиппокамп и больше участков, отвечающих за речь. За счет этого девочки могут обладать лучшим доступом к информации, полученной от разных органов чувств, легче могут описывать свои переживания и эмоции, помнят больше запахов и визуальных, тактильных образов. А также имеют возможность более подробно рассказывать о происходящем. Не «бабы поболтать любят», а части мозга отвечающие за восприятие и речь более развитые, что имеет смысл продолжать грамотно развивать, раз уж дано богатство от природы).
За счет более эффективного кровоснабжения мозг девочек (опять же — усредненная информация) может меньше уставать и лучше анализировать воспоминания, опыт и эмоции.
Мальчики (среднестатистически) устают от этого процесса быстрее и предпочитают активные действия, которые из-за этого обычно менее продуманны, особенно в сферах, связанных с отношениями с другими людьми. Мужчины хуже прогнозируют действие своих слов и поступков и последствия в виде изменения отношения других людей.
У девочек (среднестатистически, помним про важность учёта индивидуальности) выше социальная компетентность.
Девочки имеют возможность лучше справляться со стрессами, более обоснованно принимать решения в отношении других людей, легче переключаться с задачи на задачу, лучше анализировать и использовать прошлый опыт, эффективнее строить отношения с людьми.
Мальчики скорее более импульсивны, могут сложнее справляться со стрессом, менее готовы к сочувствию, хуже понимают поступки других людей и свое участие в них, при этом они имеют возможность лучше фокусироваться и быстрее переходить к активным действиям.
Грегори Янц, доктор психологии, исследователь, психотерапевт (ссылка >>) говорит, что у мужчин и женщин достаточно очагов различий в головном мозге.
Однако, чувствительных и рассудительных мужчин также много в человеческой популяции, как безразличных и порывиствых женщин.
Никто не утверждает, что ВСЕ мужчины или женщины, девочки или мальчики значительно умнее/значительно глупее, рациональнее/импульсивннее, а скорее речь идёт о «большей склонности » и «меньшей склонности». О возможностях, которые могут быть использованы и развиты в процессе воспитания, а могут быть уничтожены. Да, именно так. Даже имея потенциал, ребенок может не развить его, а похоронить, с помощью воспитателей и педагогов.
Какие из этого выводы для родителей?
Мальчиков необходимо особенно внимательно обучать:
- Стресс-менеджменту.
- Усидчивости.
- Эмоциональной компетентности; помогать им прогнозировать последствия своих слов и поступков.
- Анализировать информацию, поступающую от органов чувств; учить справляться с одиночеством, стрессом, печалью.
- Готовить к вовлеченному родительству.
- К роли ответственного мужа. Не в стиле «я денег дал, чего ещё надо, где ужин» и «это бабское дело — детей воспитывать», «вдруг завтра война, а я уставший». А в стиле адекватного распределения ответственности за быт, воспитание, развитие детей, признания важности и тяжести репродуктивного труда.
Девочкам нужно помогать быть уверенными для эффективного использования сильных сторон их мозга.
Девочки не пробуют чему-то учиться, а родители не развивают у них что-то жизненно полезное, просто потому, что культура транслирует им: они к чему-то не способны, у них это не получится, важнее для женского пола что-то другое.
Индивидуальные различия никто не отменял и они гораздо важнее, чем половая принадлежность вашего ребенка.
Всегда стоит помнить об индивидуальных внутриполовых различиях, если речь идёт о воспитании вашего, конкретно, мальчика или девочки.
Индивидуальные особенности ребёнка, которые важно учитывать в процессе воспитания измеримы и четко описаны в массе научной литературы.
Вот они:
- Тип нервной системы ребенка, то есть сочетание силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения. Обычно это называют словом «темперамент». Без учёта темперамента воспитывать ребёнка весьма ресурсозатратно, с учётом — гораздо эффективнее.
- Нейропсихологический статус — сформированность мозга на данный момент, наличие или отсутствие дефицитарности или функциональной недостаточности, дизонтогенез (отклонения в индивидуальном развитии), что звучит страшно, но по факту в той и иной степени присутствует у большей части современных детей.
Все трудности школьного обучения, поведения, нарушения мотивации имеют в основе причины на уровне мозга.
Это не лень, не «родители плохо воспитали», хотя и так бывает тоже (педзапущенность очень распространена сейчас в силу родительской занятости). Какова бы ни была причина — это реальная проблема. Которая может быть диагностирована, «измерена» и непременно должна учитываться в процессе воспитания.
- Индивидуальный латеральный профиль. Какое полушарие является ведущим, какая нога, рука, ухо, глаз. От латерального профиля зависит очень многое в том, КАК ребёнок учится и воспитывается, как слушает и что слышит в итоге. Зная эту индивидуальную особенность можно здорово помочь своему ребёнку воспитываться и развиваться успешнее.
- Ведущая модальность — какой анализатор в восприятии преобладает, через что ребёнок легко получает основной поток информации. Это слух? Глаза? Кожа? Знание этой индивидуальной особенности очень помогает улучшить качество восприятия и, соответственно, воспитания.
- Актуальный (не возрастной, а именно сейчас имеющийся у вашего ребенка) уровень развития разных видов памяти, внимания, восприятия, мышления, речи и прочих высших психических функций. У детей одного возраста они могут очень сильно различаться.
Есть и другие индивидуальные особенности:
- Особенности работы пищеварительной системы.
Многие даже не представляют, насколько тема питания и усвоения тесно связана со способностями к учебе и с поведением.
- Возрастные особенности детей.
Если, например, родитель не знает, что в семь лет произвольное внимание в среднем ребенок может удерживать не более 20 минут, то будет раздражаться и требовать невозможного, создавать стресс для мозга ребенка и УХУДШАТЬ отношения с ребенком.
Знание индивидуальных особенностей вашего ребенка — это очень важная тема в РАЗУМНОМ И ЭФФЕКТИВНОМ ВОСПИТАНИИ. Гораздо более важная, чем слабо осознанная и стереотипная «цель» — «чтобы вырос настоящим мужчиной/настоящей женщиной».
Какой только ментальный мусор не запихивают родители в эту «цель».
«Девочки должны расти послушными, терпеливыми, трудолюбивыми…».
Вы серьёзно считаете, что терпение — это особенное качество девочки/женщины в сочетании с не самостоятельностью? А мальчики могут расти не послушными?
Знаете, если человек (не важно какого пола) в определённом возрасте не научится слушаться, он не сможет быть адекватным руководителем. Даже в малой группе — в семье. Большая вероятность, что из него выйдет не лидер и мудрый отец, а самодур.
Если человек (не важно какого пола) в определённом возрасте не учится быть самостоятельным, он может легко попасть в абьюзивные отношения. И на работе, и в семье. Не говоря про другие сложности, которые ждут не самостоятельных людей во взрослом мире.
Если не воспитывать трудолюбие в определённом возрасте, то взрослому очень трудно жить будет, если он не миллиардер с возможностью не работать, а транжирить. Хотя все состоятельные люди очень трудолюбивы, как правило.
Знаете, сколько женщин мучаются ежедневно, испытывая токсичную вину за выплески подавленной в течение массы лет агрессии?
Ведь у них вбит в голову стереотип, о том, что женщина ВСЕГДА должна быть милой, послушной, терпеливой. Особенно с мужем.
Я регулярно общаюсь с такими вот мамами, молодыми женщинами, которые говорят настолько мило, тихо и терпеливо, что диву даешься…А, наедине, орут на своих маленьких детей при этом, крышу сносит на раз. Потом испытывают чувство вины, усиливая и накапливая опять то, что приведёт к очередному выплеску вскорости.
Агрессия, это необходимое для жизни качество и у мужчин, и у женщин. Это то, что позволяет выжить, это даёт силы, это даёт возможность защищать свои ценности, веру, защищать детей, в конце концов. Агрессия — это не злость, это биохимия тела и мозга, она не разрушительная и безадресна.
Можно забить голову человеку, тем, что «настоящие» женщины не должны чувствовать агрессию. Но она, как программа заложена в любом здоровом человеке.
Попытка обмануть себя, не защищать свой внутренний мир, хотя бы иногда высказываясь, приведёт к подавлению агрессии и накоплению её. И в итоге, обязательно рванет. Или наружу — срывами на тех, кто не может осудить и защититься, или внутрь — болезнями.
А для детей каково это, с такой мамой? То милая до приторности, то орёт. Прямая дорога в невроз ведь.
Кстати, это все также и у мужчин работает.
Так вот, про терпение, послушание и самостоятельность у детей.
Всем детям необходимо воспитание РАССУДИТЕЛЬНОГО послушания (основанного не на страхе), самостоятельности, терпения и трудолюбия. Формирование рационального и критического мышления и здоровой личности. Не зависимо от пола.
По мере взросления ребенка, надо расширять и усложнять эти воспитательные задачи.
Формировать умение понимать и принимать свои чувства, экологично их выражать, уважать чувства других людей, принимать их, умение отстаивать свои границы без злости, умение осмысливать и делать выбор, умение руководить без насилия, в том числе эмоционального и много чего ещё.
Половые признаки, они, знаете ли сами по себе на теле возникают по мере роста. Мальчик становится настоящим мужчиной, когда достигает половой зрелости. А девочка — настоящей женщиной.
Главный то вопрос в воспитании — будут ли они при этом НАСТОЯЩИМИ ЛЮДЬМИ, зрелыми и здоровыми личностями.
Мудрость, рассудительность, уважение к человеку, не зависимо от пола, возраста, состояния финансов, уровня образования, как к образу Бога, как к вечной живой душе, любовь к труду, в том числе над собой, стойкость характера и мужество нужны и мужчинам и женщинам.
Освобождайтесь, пожалуйста, от ментальных стереотипов про «настоящих» женщин и мужчин. Все мы настоящие.
Хорошо, хоть пока нет пропаганды «настоящих» детей.
Настоящее мужество и смелость прекрасно стыкуется с чувствительностью, глубиной восприятия и переживаний. Женственность — с рациональностью, четкостью мышления и действий. Настоящее мужество и женственность проявлены одновременно и в мужчинах, и в женщинах, чтобы использоваться по необходимости. Если, конечно, это психологически и мировоззренчески здоровые и зрелые личности.
Здравого смысла всем в воспитании.
С уважением, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, нутрициолог, руководитель семейного центра «Лесенка», автор курсов экспертного родительства Ирина Коваль.