Когда растишь ребёнка, важно понимать, как изменятся потребности рынка труда в будущем.
Нашла это видео давненько уже, посчитала полезным.
В нем многое верно показано, но есть некоторые моменты, требующие более вдумчивого понимания.
Что такое софт скилс подробнее
Ги́бкие на́выки (англ. soft skills) — комплекс неспециализированных, важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, то есть не связаны с конкретной предметной областью.
Гибкие навыки, в отличие от профессиональных навыков в традиционном понимании (рассматриваемых в этом дискурсе как «жёстких», от англ. hard skills), не зависят от специфики конкретной работы, тесно связаны с личностными качествами и установками (ответственность, дисциплина, самоменеджмент), а также социальными навыками (коммуникация, в частности, слушание; работа в команде, эмоциональный интеллект) и менеджерскими способностями (управление временем, лидерство, решение проблем, критическое мышление, креативное мышление).
Все составляющие софт скилс требуют внимательного разбора, чтобы понять как их воспитать в своём ребёнке. Сейчас остановлюсь на одном, особо популярном навыке.
Развитие креативного мышления
На данный период очень модно говорить о развитии креативного мышления или, иначе, творческого мышления. Это софт скил, это хорошее конкурентное преимущество на рынке труда. Необходимость развития креативного мышления активно пиарится. Есть куча специальных метод для его «прокачивания» в дошкольном и младшем школьном возрасте, задачи с открытым решением, например, когда неправильного варианта нет.
Это все хорошо. Но, дело в том, что творческое мышление само по себе развивать не имеет смысла. Креативностью и не типичными идеями дети и так фонтанируют, без специальных занятий, это их особенность.
Для того, чтобы человек мог творить что-то полезное и продаваемое (хоть идеи, хоть услуги, хоть товары), он должен иметь хорошо сформированное понятийное мышление, критическое мышление и академические знания из разных наук.
Понятийное мышление подразумевает:
- умение выделять суть явления или объекта;
- умение понимать причину и прогнозировать последствия;
- умение систематизировать информацию и строить целостную картину ситуации.
Человек с адекватно сформированным понятийным мышлением понимает реальную ситуацию и делает правильные выводы. Человек, не обладающий им, может быть уверен в правильности личного видения ситуации, но это его иллюзия, не связанная с реальной жизнью. Его планы не сбываются, но он считает, что виноват в этом не он, а другие люди или обстоятельства.
Критическое мышление — способ мышления, при котором человек ставит под сомнение поступающую информацию, в том числе, собственные убеждения.
Знания из разных наук — как кирпичики, если их много и они хорошего качества, человек может построить из них что-то крепкое.
Если творческое мышление развито, человек сможет построить из знаний то, что до него никто ещё не стоил. Это и есть суть творчества — реализация не стандартного варианта, ранее не существовавшего.
Но, чтобы постройка была качественной, полезной и адекватной запросам ситуации, нужно иметь развитое понятийное мышление и критическое.
Одной креативности будет не достаточно для создания конкурентных и жизнеспособных полезностей.
Понятийное мышление приобретается только в ходе изучения наук, поскольку сами науки построены по понятийному принципу: в их основе базовые понятия, над которыми выстраивается понятийная пирамида науки.
Критичное мышление развивается со временем, когда количество полученной ребёнком информации будет настолько большим, чтобы можно было сравнивать.
Поэтому, если вы осознанно воспитываете у ребёнка софт скилс, понимая, что мир изменится к моменту его взрослости, уделяйте много внимания академическому, качественному образованию, начиная с младшей школы.
Сама по себе современная школьная система напрочь убивает креативность и не формирует ни понятийное мышление, ни, тем более, критическое. Думаю, многим, это и так понятно.
Надо родителям самостоятельно над этим работать, но разумно.
Без перекосов в сторону одной только креативности и в соответствии с особенностями развития мозга ребёнка — возрастными и личными.
Что вы думаете по данному поводу?
Буду рада вашим комментам.
С уважением, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, руководитель семейного центра «Лесенка» Ирина Коваль.