Какие развивающие занятия нужны в раннем возрасте

Нужны ли развивающие занятия самым младшим людям

Недавно, сначала вот тут
https://vk.com/iravitakoval?w=wall217774475_5459/all
а потом тут
https://vk.com/iravitakoval?w=wall217774475_5568/all

я писала, что имеет смысл разобраться в том, что именно считать развивающими занятиями в раннем возрасте

В нашем центре уже 14 лет проходят занятия для малышей, я детский нейропсихолог, психолог и руководитель центра. Поэтому, имею достаточно опыта и знаний, чтобы утверждать некоторые вещи.

Я не просто так выбрала определённый вид занятий с малышами для нашего центра. Это было тщательно осмыслено, проанализированно. И о выборе своём я не только не пожалела ни разу, но наоборот, с каждым годом вижу все больше плюсов.

Я выбрала метод Монтессори. Для малышей раннего возраста в России придумали группы «Вместе с мамой» с использованием этого метода. Вообще, в классическом варианте никаких «вместе» нет. Есть ясли «Nido», с двух месяцев, есть «Toddler» — после 1,5 лет.

Но мне очень нравится именно этот не классический российский вариант — «Вместе с мамой»).

Все эти ясли и прочие безмамные варианты были созданы от потребности «сдать» ребёнка, так как надо мамам трудиться и зарабатывать…Декретный отпуск в европейских странах не большой. Но понятно, что лучше, чем с мамой (я про адекватных и любящих мам пишу) ребенку такого нежного возраста нигде не будет.

Потребность в безопасности и привязанности — одна из наиболее важных для малышей. И она должна быть правильно и своевременно удовлетворена. Иначе в развитии личности ребёнка, психики, формировании его мозга и в здоровье вообще могут происходить малоприятные изменения.

Поэтому «вместе» — самый естественный, здоровый и разумный вариант занятий.

Что ещё для меня важно было при выборе программы для своего центра… Я выбирала тип и форму занятий.

Всем привычны занятия, как в детсаду и школе. Когда педагог (воспитатель, родитель) рассказывает (показывает, обучает) что-то сразу кучке детей. Такие занятия называются фронтальными.

В Монтессори-методе фронтальные занятия предусмотрены, но в очень-очень маленьком объёме. И даже этот маленький объём построен не так, как обычно.

А в основном используется совершенно другой подход — работа в подготовленной среде.

Подготовленная среда — это помещение, определённой квадратуры (есть нормы) для группы детей, с определенными материалами для изучения (есть нормы), выставленными в определённой последовательности и количестве (тоже есть нормы).

Все в подготовленной среде сделано не просто так и не абы как. Международная Монтессори Ассоциация учитывает знания из области нейропсихологии и нейрофизиологии при утверждении своих стандартов. Сама автор метода было очень образованным доктором, психологом и педагогом. Поэтому в каждом материале, который находится в подготовленной среде учитывается все — фактура, цветность, размер и так далее. Настолько много нюансов…

И в том, как обучают малыша работать с каждым материалом тоже множество нюансов и, так скажем, педагогической адекватности. Поэтому, кстати, Монтессори-педагогом становятся после длительного обучения с практикой на базе высшего педагогического или психологического образования. Слишком много отличий от общепринятой педагогики.

Отвлеклась… Так вот, про тип занятий, подходящий малышам.

Если учитывать особенности формирования мозга ребёнка до трёх с половиной лет, то фронтальные занятия применять не стоит. Не физиологично и не естественно это.

Вы видели, как занимаются в детсаду с такими маленькими? Они сидят на стульчиках, руки на коленочки и слушают-смотрят все вместе одного взрослого. Взрослый показывает-рассказывает что-то и старается удержать внимание малышей всеми доступными способами: тут и костюмы идут в ход, и игровые приёмы — перчаточные куклы, и яркие цветовые акценты, наглядность всяческая и звуковое сопровождение…
А дети- кто куда…Один туфельку ковыряет, другой — в окно, третий на пальчики свои смотрит…Такое занятие идёт очень маленькое количество времени — не больше 10 минут. Иначе нельзя, это ведь насилие над психическими и физическими возможностями малышей, это все педагоги понимают. КПД у таких занятий в моём понимании — никакой. Ну, в лучшем случае, кто-нибудь из детей запомнит новый предмет или действие.

А ещё вот это практикуется в привычных фронтальных занятиях: «А теепееерь, детки, мы встанем на ножки и потанцуууеееем». Это я про регулярную смену деятельности. 10 минут — сидя «поучились», значит теперь надо подвигаться. Потом ещё 10 минут — сидя порисуем. Так построено большинство «развивающих» занятий. Так учат педагогов, у них свои нормы разработаны. Только это все пустое…

Это не подходящий для раннего возраста вариант. Дело в том, что в этом периоде мозг ребёнка формируется определенным образом. Ребёнок развивается, когда делает что-то сам. Удерживать его внимание извне сложно и не эффективно.

Более того, если малыш привыкает к тому, что его внимание стимулируется кем-то с помощью наглядности, игрушек и завлечения в игру, он не сформирует самое важное для дальнейшего успешного обучения и жизни внимание — произвольное. Не научится управлять им, самостоятельно сосредоточиваться.

А все эти заданные взрослыми механические и одинаковые для всех детей в группе «смены деятельности» и вовсе не оставляют шанса для сосредоточения и полноценного удовлетворения познавательного интереса ребёнка.

Во-первых, всех заставляют смотреть одно и тоже, без учёта реального интереса ребёнка в данный момент. Во-вторых, если и стало интересно, тут же принудительно меняют вид деятельности.

Ребёнок постепенно теряет способности и к сосредоточению, и к самостоятельному познанию, так их и не раскрыв…

Потом эта же система практикуется в начальной школе…И дальше все дружно страдают, что дети не умеют учиться. А представьте ещё, что только 30% малышей идут по пути нормотипичного развития, у остальной части детской популяции развитие отклоняется…в разных направлениях.

Как к ним применять эти общегрупповые стандартные подходы? Да ещё и разработанные в рамках негуманной, а директивной педагогики.

Это же …нелепо. Поэтому, и еще по ряду причин, я и не выбрала такой вид занятий малышам в нашем центре. Про целесообразность и результативность монтессори-метода дальше, после 3 лет и особенно перед школой, у меня есть вопросы…

Но для раннего возраста это хорошо.

Как занятие в подготовленной монтессори — среде происходит, расскажу в следующий раз. Там все совсем иначе.

Расскажу, если вы заявите о своём интересе в комментариях, конечно.

Можно просто поставить лайк под постом и смайлик в комменты. Это меня вдохновляет на дальнейшее общение).

С уважением, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, руководитель семейного центра «Лесенка» Ирина Коваль.