Сложности на семейном обучении

Всё это родители узнают обычно на своем опыте, набив шишек себе и детям и наступив на все возможные «грабли».

У вас сейчас есть возможность «подстелить соломки» и избежать многих проблем, оставив себе только плюсы и радости семейного обучения.

Читайте, пожалуйста, очередные мои многобукв.

Пишу про:

  • Отношения с родственниками.
  • Промежуточные аттестации (ежегодные).
  • Психологическое состояние родителя и отношения с ребенком.
  • Личностную зрелость родителя.
  • Организацию обучения.
  • А также, про то, как сложностей избежать.

Оформление на СО

Сложности на этапе оформления не буду описывать, так как все они легко разрешимы при знании законов. Эти сложности (с оформлением и выдачей документов) возникают, если чиновники или руководители школ не имеют знаний про семейную форму обучения. Таких немало, особенно в небольших городах. Их приходится просвещать и отстаивать свои законные права, что требует выдержки, но вопрос всегда разрешается в пользу родителя.

Важно ориентироваться не только на Федеральный закон. Многое зависит от регионального законодательства. Все у всех по разному.

Отношения с родственниками

Очень часто при переходе на СО родители сталкиваются с непониманием со стороны близких родственников.
Непонимание выражается вовне, в зависимости от темперамента и воспитанности, в широком диапазоне — прямой агрессией с обвинениями, криком и угрозами, пассивной агрессией с игнором, холодностью и ожиданием, что «ничего у тебя не выйдет». А также попытками спаси и наставить спятившего родителя на путь истинный и вернуть его в школьную систему.

Знаю довольно много случаев, когда отношения между родственниками (особенно между родителями и бабушками-дедушками) испортились на почве такого непонимания вплоть до прекращения общения на несколько месяцев и даже лет.

Поэтому, имеет смысл заранее готовить родственников к тому, что вы планируете СО, постепенно формируя понимание тех важностей, что поняли вы, когда решили выбирать семейное обучение.

Промежуточные аттестации (ежегодные)

Тут бывает два варианта: либо аттестация происходит дистанционно, через посредника, либо очно, в школе, к которой прикрепляется ребенок.

Дистанционные аттестации

Дистанционные аттестации в виде онлайн-тестов

Дистанционные аттестации в виде онлайн-тестов — хороший вариант, так как отсутствует стресс у ребенка, не формируется страх перед экзаменом.

Это лучший способ сдавать для тревожных детей, для детей со сложностями обучения (дислексия, дисграфия, СДВГ и т.д.), так как им необходимо больше времени и спокойствие.

На прохождение онлайн-теста по каждому предмету отводится достаточно много времени (от 4 до 6 часов), у многих посредников есть возможность предварительной тренировки на пробных тестах по каждому предмету.

Так же это прекрасный способ для аттестации в начальной школе, потому что родитель может научить ребенка правильно обращаться с тестовыми заданиями — их надо уметь читать, уметь не спешить с ответом, думать, перепроверять себя и т.д.

Минусы тестовой дистанционной аттестации:

  • Тесты слишком простые, как правило. Для ребенка с опережающими знаниями этот вариант не позволит проверить уровень его реальной подготовки.
  • В тестах встречаются ОШИБКИ. Приходится доказывать их наличие и отстаивать верную оценку. Но от этого не застрахованы ни учебники, ни контрольные в школе, на самом деле.
  • Ответственность за качество проверки полностью лежит на родителе. Кто-то может подсказывать ребенку, кто-то ищет ответы в интернете прямо в процессе аттестации, лишь бы сдать. Кто-то серьезно относится. Это тоже сложность и тут все зависит от целей родителя.

Дистанционная аттестация в режиме онлайн-записи, под видео

Дистанционная аттестация в режиме онлайн-записи, под видео — стресс для ребенка, зато не возможно «списать»). Знания реально будут проверены. Не факт, что объективно, так как присутствуют ошибки (см. выше) в текстах заданий, надо перепроверять.

Еще одна сложность — не для всех, правда – это стоит денег. Все аттестации платные.

Аттестация в школе

Аттестации в школе — не стоят денег для родителя.

Но можно столкнуться с бюрократическими сложностями — у каждой школы свое положение о прохождении промежуточных аттестации и вам придется под них подстраиваться. Где-то надо сдавать не только за год, а еще и за каждую четверть или полугодие.

Также есть риск столкнуться с предвзятым, недоброжелательным отношением администрации и педагога, с завышенными требованиями (не по ФГОСАМ) к знаниям, с занижением оценок, с психологическим давлением на ребенка на контрольных.

Если вы планируете СО только в начальных классах имеет смысл выбирать аттестацию в школе, чтобы ребенок потом легче адаптировался.

Если педагог, который аттестует ребенка лоялен и адекватен в требованиях – это хороший вариант. Но все равно, он гораздо более стрессовый и хлопотный, чем дистанционный.

В результате — и при дистанционной сдаче, и при школьной — родитель получает совершенно одинаковые документы об окончании очередного класса.

Так что выбор формы аттестации, по большому счету, зависит от финансовых возможностей, образовательных целей и планов на учебу.

Например, я выбираю дистанционную тестовую аттестацию для своего сына. Дочь, которая 2 года назад закончила СО сдавала всегда дистанционно «под видео».

Психологическое состояние родителя и отношения с ребёнком

Обучение дома — большая психологическая нагрузка для родителя и это провоцирует целый каскад сложностей.

Для многих родителей — тревожных, склонных к перфекционизму, с непроработанными психотравмами и/или зависящих от оценки окружающих — это просто непосильной стресс.

Такие родители уходят из школьной системы из-за тревожности, но на СО страдают от нее ничуть не меньше. Дело ведь не в том, что «снаружи», а что во внутреннем состоянии человека.

Поводов для тревоги на СО достаточно — вдруг не сдадим аттестации, вдруг я не справлюсь, вдруг ребенок не справится, вдруг эта программа не подходит, вдруг ребенок не научится общаться, что про меня будут думать родственники и прочее. Есть и более локальные страхи, связанные с ситуацией обучения — почерк «плохой», ребенок не сидит, скачет, не внимательный, не слушается, не хочет учиться, хочет учиться только тому, что ему интересно и т.д.

К сожалению, такое состояние родителя, вкупе с завышенными требованиям к ребенку, создает сложности и для ребенка.

Тут возможны несколько вариантов.

  1. Все страхи родителя выливаются на ребёнка в виде агрессии, эмоционального и/или физического насилия. Ведь именно ребенок «не хочет» учиться и в нем видится источник проблем. Постоянные замечания, тычки, ругань сопровождают учебный процесс в семье. Для ребенка это создает огромный стресс, качество развития мозга и качество обучения на фоне стресса сильно страдают, ребенок теряет познавательный интерес, у него ухудшается внимание, память, что вызывает новый виток негодования у родителя.
  2. Родитель не может управлять своей тревожностью, но понимает, что срываться на ребенке плохо.
    Поэтому, выбирает либеральное отношение – не управляет процессом обучения, как идет, так идет, особенно в начальной школе. Все быстренько и по «верхам», сдали предмет и ладно. Занятия становятся не системными, ребёнок не учится учиться, что приводит потом к нехорошим последствиям. И в обучении в средней школе, и в формировании характера.

На СО родители уходят, переживая за гармоничное развитие ЛИЧНОСТИ ребенка. Но одного желания причинять добро не достаточно. В следствии безграмотного воспитания личность ребенка на СО может пострадать ничуть не меньше. Как и качество образования. Кроме этого сильно страдают отношения с ребенком, пропадает доверительность, ребенок закрывается, обижается, озлобляется, вырабатывает устойчивые и малоприятные защитные реакции.

Эти сложности решаются во-первых, осознанной работой над собой, во-вторых, изучением детской психологии, нейропсихологии и основ разумного воспитания.

И все это необходимо делать заранее.

Работа с собственной тревожностью и обучение воспитанию должно стоять в плане подготовки к СО задолго до начала непосредственного обучения в начальных классах.

Именно такая подготовка происходит на моих онлайн-курсах для родителей.

Чтобы не превратить отношения с ребенком в непрерывный конфликт, чтобы СО было эффективным и позитивным, чтобы не тормозить развитие мозга ребенка стрессом и завышенными требованиями — необходимо иметь определенный стиль воспитания, определённые знания о своем ребенке, знания о законах развития детского мозга понимать куда и как именно его вести.

Все это мы подробно разбираем на онлайн-курсе экспертного родительства.

Личная зрелость родителя

В целом, личностая зрелость родителя важна для эффективного СО. Но здесь я кратко затрону один момент, с которым часто встречаюсь. Речь про не зрелое восприятие свободы.

Некоторые родители воспринимают СО, как свободу не учиться, не подчиняться правилам и законам. Этакая реализация детской мечты «вот бы в школу не надо было и уроков не было».

Но СО — это не о жизни во вседозволенности и попустительстве. Это о гибкости подходов, о возможности отказываться от неактуальных сценариев развития и обучения в любое время, о готовности к разумным изменениям.

Семейное обучение — это про ответственность, умение управлять эмоциями и выстраивать отношения с ребенком, собой, педагогами, чиновниками, законами и правилами.

Свобода предполагает дисциплину и самодисциплину. Иначе, она превращается в хаос.

Последствия инфантильного восприятия родителем свободы на СО для ребенка видны не сразу. К середине средней школы, как правило. И тогда сделать что-то, выправить ситуацию бывает очень, очень сложно, так как основы характера и навыки обучения у ребенка уже сформированы.

Организация обучения

  • Уровень образования родителей.
  • Предпочтения родителей.
  • Знания особенностей развития мозга детей.
  • Наличие свободного времени. 
  • Наличие денег — 

определяют то, КАК будет организованно обучение.

Кто-то учит сам.

Кто-то хочет меньше заморачиваться или не чувствует, что достаточно знаний и выбирает обучение со специалистами.

Со специалистами варианты занятий могут быть очными или дистанционными индивидуально, или в группе (классе).

Кто-то понимает главную цель обучения, знает психо-физиологические особенности СВОЕГО ребенка и составляет подходящую для него ИНДИВИДУАЛЬНУЮ программу и индивидуальную траекторию развития.

Это наилучший вариант и именно он позволяет раскрыть весь потенциал семейной формы обучения.

Кто-то не понимает главную цель обучения и не знает особенности своего ребенка и ищет «сильную», «нормальную», «хорошую» готовую программу. 

Дальше — идет освоение этой готовой программы, то есть «впихивание» знаний по плану с помощью модных подходов (или без них) и почти всегда — без учета возможностей и особенностей мозга ребенка.

Это со временем приводит к сложностям в обучении и в формировании личности (мышления, мировоззрения, качеств характера) ребенка. По сути — это тоже самое , что происходит в школе, только под другим соусом.

При индивидуальной работе с педагогом важным для качества обучения становится не только программа и подходы к обучению, но сама личность педагога, его мировоззрение, его стиль общения с ребенком. Зачастую, выбирая педагога родители и не представляют, что это за человек, узнать это можно лишь через личный опыт. Найти своего, подходящего педагога — немалый труд.

Миниклассы организованные родителями под реализацию определенной «самой лучшей» образовательной программы живут иногда по следующему сценарию : бурный энтузиазм в начале, всем кажется, что вот оно, решение всех проблем, вот они прекрасные люди-единомышленники. Кажется, что есть опора и уже все не так тревожно.

Родители ищут помещение, нанимают педагога. Или по очереди пытаются учить детей, не обладая системными знаниями ни в науках, ни в детской психологии.

Через некоторое время они сталкиваются с типичными сложностями — организационными, дисциплинарными, взаимопонимания и другими. 

Потому как общие интересы требуют умения контролировать личные интересы, но умеют это не все. Случаются обширные конфликты интересов.

Зачастую общими в таких миниклассах остаются расписание занятий и траты денег и нервов.

Есть тем не менее много успешных мини классов, успешно преодолевших сложности и гармонично работающих.

Но, самое главное — сама суть и смысл СО теряется. 

Уход в мини классы, особенно с продленкой — это аналог школы, только стресса у детей меньше.
Это школа в мягком варианте, на которую можно как-то влиять. Но школа. Нет индивидуального подхода, нет учета особенностей каждого ребенка, нет индивидуальной траектории развития.

Даже если дети вдвоём учатся, индивидуальный подход обеспечить сложно. Все самые прекрасные возможности для развития, которое дает СО, тут не используются.

При дистанционном варианте обучения — те же сложности, что при очном плюс качество связи. Если связь постоянно прерывается, плохое качество звука и картинки и, при этом, еще куча детей в онлайн классе одновременно говорит — это влияет на качество усвоения информации.

Для некоторых детей этот вариант будет совсем не подходящим.

Освоение учебной программы

Ребенок плохо пишет, читает или считает, или произвольное внимание слабо держит, или гиперактивен, или устаёт очень быстро… Или все это вместе.

Сложности формирования учебных навыков — серьезная проблема. И требует своевременной и грамотной помощи ребенку. Это не лень, не вредность. Это сложности в работе мозговых структур, которые необходимо как можно быстрее оптимизировать.

СО — вовсе не гарантия, что процесс усвоения знаний и навыков будет простым, это ведь зависит в первую очередь от возможностей психики ребенка.

Возможно, придется поумерить амбиции и учиться в том темпе, который доступен вашему ребенку. Возможно, придется работать со специалистами, чтобы помочь ребенку. Возможно, это все будет тяжело. Но в школе, в большом классе детям с дисграфией, дислексией, дискалькулией, СДВГ и СДВ, церебрастенией, ЗПР и ЗРР учиться качественно намного сложнее, а иногда и не возможно.

Почему у родителей возникают проблемы на СО?

В первую очередь, потому что нет готовности к нему, нет необходимых системных знаний. Или не того качества знания. Или не могут грамотно применять их в жизни.

По большому счету, СО для многих — это прыжок в неизвестность. Есть такая поговорка: «Чтобы полететь, надо иногда прыгнуть со скалы».

Но эта красивая метафора не может применяться к ребенку и его будущему.

Вы взрослые, ваш мозг сформирован, вы имеете право шагать в пустоту, если вам так хочется. Но зачем рисковать ребенком, экспериментируя на нем?

Готовьтесь, личностно меняйтесь, набирайте знания, осознанно выбирайте форму занятий и план обучения.

И не надо будет бояться и шагать со скалы в неизвестность. Вся дорога будет видна до самого горизонта, предсказуема и понятна.

После занятий на моих курсах именно так и происходит.

  • Количество тревожности у родителей снижается до разумного минимума.
  • Происходит личностный рост.
  • Поведение ребенка становится предсказуемым и управляемым (но не через силу и агрессию).
  • Отношения улучшаются и с родителями, и с детьми.
  • Дисциплина выстраивается без насилия.
  • Цели обучения и воспитания становятся явными и достижимыми.

СО — это ведь про хорошее, про бОльшие возможности, про адекватную свободу, про доброе и спокойное, качественное научение для любого ребенка.

СО — это про любовь к ребенку, в первую очередь.

  • Если вы планируете семейное обучение и хотите избежать сложностей.
  • Если вы уже на семейном обучении и вас мучает раздражительность и тревога, а с ребенком не получается взаимодействовать без давления.
  • Если у Вашего ребенка СДВГ, учиться в школе и на СО становится невозможным. Возникает много агрессии со всех сторон. И вы в растерянности, не знаете как исцелять ребенка.

Записывайтесь на курс «Родительство и Воспитание» (ссылка>>)

С уважением, Ирина Коваль
детский нейропсихолог, нутрициолог, руководитель центра «Лесенка»

P.S. начало темы «Сложности СО, о которых нужно знать заранее» вот тут >>