Учебный год набирает обороты. Мамам снова надо справляться с задачами, примерами, упражнениями, поделками, преодолевать трудности учёбы…Помогать детям учиться, в общем.
Это не всегда легко. Иногда кажется, что ребенок нарочно отвлекается, тянет время и делает глупые ошибки.
Родители в итоге раздражаются и срываются на своего ученика, причём, чем ребёнок старше, тем все сильнее срываются…
Родительская раздражительность — особенная, она часто связана с родительской тревожностью. Тревожность — это проявление страха. Страх вызывает агрессию, желание активно защититься, избежать неприятностей и прорывается раздражительностью.
Вообще, все тревоги — это страх потери благополучия в настоящем или в будущем. И за своё благополучие переживаем, и особенно — за детское. Родительская тревожность — особое состояние, которое присуще только тем, кто несет ответственность за ребенка.
За видимыми переживаниями прячутся не осознаваемые причины — глубинные чувства…Унижение и страх из своего школьного опыта. Чувство, что я » плохая» или недостаточно компетентная мама и вдруг не справлюсь. Желание, чтобы ребёнок был успешен и благополучен и сейчас и когда вырастет…Много всего.
Часто все это объединяется в одно чувство-ощущение: тревожности. Иногда оно ярко выраженное, вспышками, иногда фоном зудит, но постоянно.
К нему привыкают, как к части личности, живут с ним годами, почти не замечая. Замечают другое — раздражение. На ребёнка, на жизнь, на все вообще.
В итоге мамы живут в этаком тревожно-раздражительном тумане, иногда предпринимая попытки его снять доступными способами, кто как может и любит — сладости, массажи, бани, книги, фильмы, уборка, шоппинг, подруги, финтесс и прочее…
Тревожность и раздражительность очень вредные штуки. Портят здоровье. Потихоньку, по чуть-чуть, но постоянно. Портят отношения в семье, портят ощущение счастья и радости.
А ещё — портят ваши отношения с ребёнком и мешают ему учиться.
Дети пугаются, обижаются и заражаются родительскими эмоциями. В таких условиях мозг ребенка гораздо хуже запоминает и обрабатывает учебную информацию. Ребёнок сам, может быть, переживает, что не справляется, а мама не только не опора в сложной для него ситуации — мама сама все опоры у своего ребёнка разрушает.
Ничего хорошего из этого не выйдет. Только скандалы, отвращение к учёбе, нарушение самооценки и усиление сложностей с письмом, запоминанием, чтением, счётом и поведением в целом.
Поэтому имеет смысл системно поработать с родительской раздражительностью.
Делайте это ради своего ребёнка и ради себя.
Хотите быть не «злой училкой» для своего младшего школьника, а остаться мамой, способной услышать и поддержать? Быть мамой, в любом случае вызывающей доверие и уважение своего ребенка? Даже когда он плохо справляется?
Интересно узнать как можно снизить родительскую раздражительность ?
Пишите в комменты. В следующем посте поделюсь мыслями от этом)
С уважением, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, руководитель семейного центра «Лесенка» Ирина Коваль