Сложности СО, о которых нужно знать заранее

Мы решили ребенка на СО перевести, что у вас почитать можно на эту тему?

Это очень часто спрашивают в личке.

А мне всегда интересно, хорошо ли понимают родители с чем они связываются, когда принимают такое решение.

Я люблю СО, мои дети учатся на СО, моя дочь успешно окончила СО и поступила в ВУЗ.

Но сейчас я не буду писать, как это здорово. Наверное, многим даже не понравится, то что напишу.

Не надо меня закидывать тапками и обвинять в том, что я отговариваю кого-то. Как раз наоборот, хочу, чтобы у всех получилось хорошее СО вот и пишу.

За последние годы поток переходов на семейное вырос в разы, он состоит из двух групп родителей.

  1. Первая — переход из школы, когда ребенок там эффективно учиться не может, родителю системные глупости уже не выносимы.
  2. Вторая — обучение сразу на СО, когда родитель точно знает, что в школе ребёнка обучать не хочет.

И в первом, и во втором случае решение принимается, как правило, «на эмоциях» (я так больше не могу, ребенку плохо, надо что-то делать) и на обрывочной, не глубокой информации о СО (в школе ужасно учат и воспитывают, надо искать альтернативу).

Почти 100% родителей, принимая решение, ищут информацию о СО в интернете. Среди пабликов и аккаунтов других родителей.

И первое, что всех интересует — программы и сколько стоит. Об этом спрашивают больше всего.

Ищут готовые программы, с расписанными пошаговыми действиями по обучению. Или миниклассы.

Не собственный ребенок родителей интересует, не его уровень развития и готовности к обучению. Не его возможности и особенности работы мозга и психики. Не ищут при переходе на СО эти знания в первую очередь.

Потому что хорошо образованных людей в области педагогики, психологии, нейропсихологии в родительских массах почти ноль процентов.

Искать то можно только то, что знаешь. Если человек совсем не в теме, он и гуглить по этой теме не будет, так ведь?

И что мы имеем на сегодняшний день?

Поток желающих перейти на СО вырос и состоит из активных, но не подготовленных к СО родителей и детей. Родители кучкуются на форумах и марафонах, цепляют поверхностную информацию, сдобренную бурными эмоциями и потоком мыслей на тему «Школа — отстой, на СО все здорово».

Вполне закономерным будет результат.

Думаю, через несколько лет, мы можем получить массовую критику СО. Именно как системы, которая не дает результат. Хотя не в самой системе дело, а в неготовности и инфантильности пользователей системы.

Вот поэтому и пишу, надеясь что розовые очки родителей, страстно бегущих на СО из школы или из дошколы, сменятся на более здравый взгляд.

Отсутствием грамотности родителей активно пользуются бизнесмены.

Сейчас это ведь в тренде — создавать авторские методики и школы и продвигать свои проекты под столь приятными родительскому уху лозунгами: «индивидуальный подход», «индивидуальная траектория развития», «развитие креативного мышления», «любой ребенок сможет легко…» и т.д.

Если бы родители изучали историю педагогики в СССР и в мире, то видели бы, что все это уже было, все эти «новые» подходы и методики.

Все это было и оказалось несостоятельным в перспективе. Это старые ошибки в новой упаковке.

Чтобы писать «уникальный, не имеющий аналогов» и прочее, надо изучить вопрос, хотя бы, лет на 70 вглубь истории. А не на основе личного опыта выращивания 3 летнего ребёнка и большого желания заработать выводы делать.

Но, тут ничего не поделаешь, спрос есть, будет предложение.

Безграмотные продавцы счастливой учебы по «уникальным системам» искренни и совпадают по мировоззрению и уровню знаний с безграмотными покупателями. Можно порадоваться за продавцов обучающих услуг для СОшников, доход у них в ближайшее время будет хороший.

Настоящие специалисты по СО — в книгах, а не в соцсетях. В книгах не про СО, а про развитие психики и мозга самих детей. Не в популяризаторских, а в научных книгах.

Прочитайте хотя бы Выготского для начала. Он, безусловно, более скучен, он не использует маркетинговые штучки, удерживающие внимание читателя, не подогревает эмоции, не давит на страхи и прочие триггеры родителей.

Он рассказывает о законах развития мышления и обучения ребенка. На основе его исследований педагогической психологии выросло не одно поколение людей отлично образованных, ставших всемирно известными учёными и изобретателями.

Вот с этого желательно начинать подготовку к СО.

А не с марафонов «Переходим на СО вместе» от активной мамы, у которой единственный ребенок первый класс заканчивает.

В учебниках надо брать основы или у грамотных специалистов.

Или у родителей, которые успешно дали образование НЕСКОЛЬКИМ своим детям. Разным по характеру, особенностям восприятия. У которых дети уже взрослые и опыт СО точно может называться успешным.

Но и тут желательно понимать, что если родитель и говорит об успешности, подразумевать под этим он может совсем не то, что вы.

Понятие успешности субъективно и требует уточнения.

Для кого-то колледж с тройками окончить и начать работу — это успешный результат СО.

Для кого-то — диплом с отличием из ВУЗа в Чехословакии или Англии.

Для кого- то — самостоятельность и финансовая независимость ребенка и побоку все дипломы. Почему нет? Тоже успешный результат СО. Все мы разные.

Верно выбрать наставника, со схожим пониманием важно.

Для меня успешное СО определяется пользой для самостоятельной жизни. Цель воспитания и обучения — научить ребенка эффективно и разумно жить без помощи родителя. Без финансовой, без психологической и без любой вообще.

Вот мои критерии успешности СО в порядке убывания.

  • Ребенок к 18 годам здоров физически и психологически (насколько позволяет его генетика).
    Ведёт здоровый образ жизни осознанно.
  • Ребенок имеет хорошо развитое понятийное и критическое мышление. Умеет вычленить суть из потока информации. Умеет эффективно добывать ценную и целевую информацию.
  • Ребенок умеет ориентироваться в жизни и социуме. Что называется «нигде не попадет», адаптивен, личностно зрел. Что подразумевает очень, очень много качеств и умений.
  • Ребенок закончил обучение с системными знаниями в нескольких областях науки и умеет ими пользоваться при необходимости.
  • Ребенок закончил обучение самостоятельно и с хорошим аттестатом. Это не гарантирует знаний, разумеется в наших реалиях. Но само по себе умение сдавать, адаптироваться к стрессовым условиям и получать необходимый в текущих жизненных условиях результат — полезный для жизни навык.
  • Ребенок обеспечивает себя финансово на 30- 50% в процессе обучения в ВУЗе или колледже и имеет здравый план, как довести самообеспечение до 100% в ближайшие годы.
  • Ребенок владеет английским, как минимум на уровне понимания беглой речи, чтения художественной литературы, просмотра фильмов и активного общения с носителями.
  • Ребенок поступил в ВУЗ туда, куда хотел. Или не туда, но с планом последующего перевода на ту специальность, которая интересна.

У моего старшего ребенка (причем ребенок с СДВГ) результаты на СО именно такие. Наше с ним СО успешно завершено. Чему я очень рада. Это был целенаправленный мой труд. С младшим в процессе, полет нормальный.

От чего еще зависит успешность результатов на СО. Не промежуточные аттестации имею ввиду, а конечную цель, о которой выше написала.

Родителю и ребенку необходимо соответствовать некоторым требованиям.

Требования к родителю для успеха на СО

Вот таковы, на мой взгляд, минимальные требования к родителю для более-менее определённой гарантии успеха на СО.

  • Аналитический склад ума, гибкость мышления, широкий кругозор.
  • Высокий уровень образованности и умение быстро и качественно работать с большими объёмами информации.
  • Постоянное самообразование.
  • Знание детской психологии и нейропсихологии хотя бы поверхностно.
  • Развитые воля , самодисциплина.
  • Личностная зрелость. Психологическое здоровье.
  • Осознанное и плановое достижение целей воспитания/образования.
  • Готовность и ВОЗМОЖНОСТЬ тратить ресурсы.
    • Либо финансы в большей степени тратить (если ребенка будут обучать педагоги).
    • Либо свое ВРЕМЯ, нервы и интеллект в большей степени тратить (если сами будете учить).

Требования для детей для успеха на СО

Для детей тоже , на мой взгляд, есть минимальные требования для успешного СО.

  • Уровень развития мозга на начало обучения должен по всем областям более-менее соответствовать норме.
  • Развитые дисциплина, воля, умение трудиться (в соответствии с возрастом).
  • Уважение к родителю (основанное не на страхе, а на доверительности).
  • Интерес и позитивный образ учебы, как процесса.

Каждое из этих требований для ребенка и для себя — это цель воспитания или самовоспитания.

Которую вдруг, бегом, за 2 недели не достигнуть.

На это годы могут уйти (так как все мы разные).

Если у вас трехлетка — самое время начинать готовить его и себя к успешному СО😊.

Хотя нет, самое время — это до зачатия.

Так как мозг (нормотипичный или нет) формируется внутриутробно и зависит не только от генетики, но и от поведения и образа жизни мамы в процессе вынашивания и родов. И папиного поведения и образа жизни тоже.

Скажете, я все слишком усложняю?

Ну… опыт такой и знания такие. Опыт личный и профессиональный — всякого насмотрелась за годы работы.

Самое ценное в опыте — возможность анализа большого количества семей в течение нескольких лет. Видишь начало ситуации и окончание. Предпосылки и последствия. Данные накапливаются и суммируются — отсюда и выводы. Имею право на такое понимание.

Так что, да, у меня сложно.

Что в переводе означает — научно обоснованно, осознанно, целенаправленно.

Я помогаю родителям подготовиться к успешному СО с помощью системы специальных занятий на онлайн-курсе. Это не марафоны и не вебинары. Это системный труд, где мы постепенно достигаем целей.

Начинаем с воспитания (дисциплина на фоне любви, уважение к родителю, готовность сотрудничать, приучение к труду). Дальше изучаем особенности мозга и психики своего ребенка (нейропсихология, развитие мозга и обучение).

https://vk.com/topic-166359192_40140600

Чтобы СО получилось успешным, необходимо грамотно готовиться и точно знать, чего можно ожидать.

Чтобы не наступать на грабли, не сливать ресурсы понапрасну, не навредить ребенку и вашим с ним отношениям и получить достойный результат усилий через несколько лет.

Продолжение темы «Сложности СО» читайте тут >>

С уважением, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, нутрициолог, учредитель семейного центра «Лесенка» Ирина Коваль.