Столько споров про пользу/вред школы. Как и про пользу/вред СО.
Спорят и ссорятся родственники, друзья, незнакомцы в соцсетях.
В зависимости от пережитого опыта, уровня тревожности, темперамента и количества знаний по теме, родители утверждают.
Что утверждают ? Да каждый своё. И все правы, потому что каждый- про свою правду кричит.
Моего ребенка довели в школе, затравили, охоту к учебе напрочь отбили, он школу ненавидит! Ушли на СО, это супер!
Мой на СО зачах, общаться не с кем, я психую, организовать занятия не получается, ушли в школу. Теперь все нормально.
Одни школу демонизируют, другие превозносят («наше образование было лучшее в мире»).
Кто-то утверждает, что все зависит от личности учителя и ,вообще,» надо искать хорошую школу».
Напишу свое мнение на эту тему.
Я ушла на семейное обучение не из-за демонизации школы.
У меня есть осознанные родительские цели — воспитательные и образовательные.
Школа в том виде, в котором она существует, вернее результаты работы школьной системы, моим целям не соответсвуют.
- Меня не устраивают предлагаемые на данный момент программы обучения, особенно для начальной школы, во- первых.
- Отсутствие знаний о развитии мозга ребенка в рамках ВСЕЙ российской образовательной системы, во-вторых.
- Отсутствие индивидуального подхода к ребенку в школьной системе (учет индивидуального латерального профиля, темперамента, актуального уровня развития конкретного ребенка и прочее) у детей, в-третьих.
Это по-крупному. Есть еще куча всего.
Вот тут писала почему мы ушли на СО (ссылка >>)
А вот тут про социализацию в школе (ссылка >>)
Но если даже все, о чем я написала в этих постах раньше, было бы идеально, все равно — плохие программы, несоответствие педподходов законам развития мозга и отсутствие учета индивидуальных различий детей делают систему полностью не соответствующей моим целям.
Про то, что надо выбирать хорошего педагога
Ясное дело, многое зависит от личности. Везде так. Хоть про учителя речь, хоть про врача, хоть про юриста.
Но, даже наилучший и наимилейший педагог в рамках текущей системы, будет вынужден следовать ей и будет обусловлен ею.
У меня были хорошие, душевные, грамотные, увлеченные учителя в школе. Всю жизнь их помню с благодарностью. И ужасные были, как уж без этого. Однако системные проблемы учитель решить не в состоянии. Даже самый лучший.
Про поиск хорошей школы
Сама оценка конкретной школы — хорошая школа, плохая… Каковы критерии? Опять же, в этой оценке, все зависит от личных предпочтений и целей родителя.
По сути-то выходит, что правда у каждого своя и все разговоры на эту тему, большей частью бессмысленны.
Одни эмоции.
Для меня любая массовая и даже малокомплектная российская школа плоха.
Потому, что не ребенок во главе, а система, программа или идея.
«Сильные» школы под это все — программы, идеи – набирают «подходящих», вписывающихся детей. По результатам собеседования, тестов, и прочее.
Потом учат и выдают результат — вот наш выпуск. И получают подтверждение своему рейтингу.
Так, извините, это дети отобраны были сильные и родители мотивированные.
Обычные школы, просто набирают детей в систему. Всех подряд.
К средним классам — в каждом классе традиционно 2- 3 отличника, остальные как-нибудь тянутся. Да и отличники эти тоже, либо здоровье кончают, либо родители на репетиторов разоряются, либо учителя «вытягивают» на пятерку. Очень ведь нужны отличники школе. Вернее, оценки отличные. Не дети, конечно, о чем я. Дети никому не интересны.
Так какая школа в РФ может считаться хорошей?
Учителя хорошие есть, да.
В остальном — либо на сильных, отобранных специально детях рейтинги держатся, либо на родительских нервах и финансах. А чаще и на том , и на другом.
Хорошая школьная СИСТЕМА должна быть в состоянии, как минимум, раскрыть потенциал ЛЮБОГО ребенка без серьёзных отклонений. Хоть изначально «сильного», хоть «слабого». И это возможно, при учёте индивидуальных особенностей и знании работы мозга и адекватных подходах к обучению и развитию. Сейчас потенциал не раскрывают в школе, скорее наоборот. Основная цель — «натаскать» для благополучной сдачи ОГЭ или ЕГЭ. Но и тут без репетиторов и родителей чаще всего не обходится.
Российская система давно безнадёжно запуталась в инновациях и оптимизациях, адекватные подходы нам не грозят еще долго.
Ребенка никто не видит, это винтик в системе. Учителя , даже хорошие, работают под прессингом требований системы. Родители, большей частью, «хавают», что дают, особо не размышляя.
Некоторые счастливые мамы и папы, из-за отсутствия знаний о том, что происходит в системе образования, даже считают, что школы хорошие. Требования то кj всей системе и школе, в частности, возможны на основании базы знаний о развитии ребенка. А в наших школах этих знаний нет даже у учителей, не то что у родительских масс. Учителя методики изучают, а не детей. И учатся по древним учебникам, кстати.
Нет у нас хороших школ, на мой взгляд. Потому как, сама система не хороша для ДЕТЕЙ. Для тех, для кого она в первую очередь предназначена.
Речь в наших реалиях может идти не о хорошей школе, а, скорее, о более или менее подходящей школе для реализации родительских целей. С учетом всей глупости, которая есть в системе. И мерами по минимизации вреда от нее.
Например, малочисленная школа «по РКШ», либо онлайн-класс будут больше соответствовать моим целям. Но и в таких вариантах будут те же системные проблемы. Только менее выраженные. В таких классах и школах личность и уровень знаний педагога действительно будет играть ключевую роль. Опять же, это класс, то есть минимум 8, максимум 20 детей. Индивидуального подхода все равно не будет, это не реально.
Так что для меня, например, СО с грамотным, гибким, увлеченным педагогом с ценностями и мировоззрением, близкими моим — наилучший вариант.
Мое СО — сознанный выбор, но не как бегство от «ужасной» школы.
А как способ реализовать свои цели наиболее эффективно.
Я бы с удовольствием отдала ребенка в современную финскую государственную школу. Или в «природный» садик, которых много в скандинавских странах. Но, увы, увы…
Мое СО на данный момент максимально устраивает и меня, и моих детей. Впрочем, одна уже не деть, учится на втором курсе и вспоминает годы семейного, как лучшие). А второй учится в диаде (с другом) у прекрасного педагога.
Кстати, эмоциональное бегство от «ужасной» школы на СО редко заканчивается хорошо.
Организация СО требует здравого смысла, осознанности, воли, знаний, времени и финансов.
Знаний своего ребенка в первую очередь. Принимать решение о переходе на СО «на эмоциях» не стоит. Не всем детям подходит семейное обучение. Как и не всем подходит школа.
Что думаете по теме поста?
У вас есть понимание, что такое «хорошая» школа?
Пишите)
С уважением, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, нутрициолог, учредитель семейного центра «Лесенка» Ирина Коваль.