Старшие и младшие. Последствия родительских стереотипов

Я не скорая помощь. Даже если я очень хочу помочь, мгновенно в экстренной ситуации это сделать не получится. Психика человека инертна и живёт по определённым законам.

Мне пишут с просьбой проконсультировать немедленно, потому что «больше не могу», » сойду с ума, если так будет продолжаться», «терпение на исходе» и так далее…

А ситуации в семье бывают настолько не простые…

Например, мама в состоянии депрессии с двухлетним малышом и месячной лялей.
Она не имела знаний о том, как подготовить старшего к появлению младшего и сделала по отношению к старшему кучу классических (часто встречающихся) ошибок.

В итоге у старшего двухлетки психотравма, срыв адаптации и невроз. У него на данный момент — изменение поведения, навязчивые поведенческие ритуалы, отказ от игр, нарушение сна, испуг, он постоянно плачет, громко кричит на одном звуке и проявляет сильную агрессию к младенцу. Набрасывается на него.

Мама кормящая, с младенцем, естественно недосыпает, истощенная беременностью и не восстановилась ещё после первых родов, младший не может нормально спать, так как старший непрерывно орёт.

Отец семейства на работе до позднего вечера. Свекровь и свекр приезжают и капают маме на мозги, что она не занимается нормально с любимым старшим внуком, не развивает его.

Мама не может это все выносить и боится, когда старший пытается причинить вред младшему. В итоге срывается на старшего — кричит ему ужасные вещи, бьёт, отвергает…Ей очень плохо. Старшему ужасно. Папа не знает, что делать.

И все это всем очень хочется изменить немедленно. Потому, что это кошмар наяву, вместо той картинки, которая была в голове у молодых родителей — милые детишки, играют вместе, все слушаются по первому требованию, мама с папой перманентно счастливы.

Надо сказать, что такая картинка была бы возможна. Ну, может, не такая идеальная…но близко к этому.

Всего-то нужно было ДО первой беременности изучать грамотную информацию о развитии мозга ребёнка в раннем возрасте и о возможностях его психики.

И ДО второй беременности изучать информацию о том, как грамотно готовить старшего к пополнению семьи и как общаться с ним после рождения.

Тогда бы родители, как минимум, знали бы, что говорить двухлетнему малышу — «ты же старший», ожидать от него понимания и взрослого поведения полный бред.

Что отселять старшего от мамы не надо, что его ритуалы — это защитная реакция, что битьё по попе за проявление агрессии и ревности только усугубит ситуацию.

Потому, что старший — не большой, не взрослый, не умный, не знающий. Потому, что у них два младенца по сути, просто один больше весит, умеет ходить и говорить. В два года мозг ребёнка не в состоянии понять и вынести ту нагрузку, которую создали для него родители.

Другая мама на консультации с годовалым ребенком, уже уставшая, раздражительная, срывающаяся иногда на ребёнка и потом мучаюшаяся от вины… Хочет родить второго, потому, что надо » пока не кончился декрет, так удобнее».

Она тоже не обладает знаниями ни про женский организм после беременности, ни про детей раннего возраста. И не понимает меня, у неё своя благостная картинка в голове.

Я могу предсказать, что дальше в их семье может повториться ситуация, как в первом случае.

Дай Бог, чтобы у неё было много интуитивной материнской чуткости и хватило запаса психического и физического здоровья… Такое бывает, конечно, но чаще в наше время бывает иначе. Мамы слабенькие, хотят заниматься собой, головы забиты странными понятиями о детях…

Почему родители не учатся родительству системно, когда решают рожать…Почему заводят второго, как …я не знаю…как питомца.

Дети раннего возраста — это очень, очень, очень сложная система. И очень хрупкая.

Процитирую себя, раньше удачно сформулировала в посте про бессмысленность советов:
«Ну, почему в нашем обществе считают, что ребенок – это примитивное создание, типа, как взрослый, только размер меньше и знаний мало?

Мозг ребенка отличается по способу «работы» от взрослого мозга ооочеень сильно. Тело ребенка отличается очень сильно – и пищеварение, и нервная система, и эндокринная, и иммунитет, и состав костей и соотношение размера глаз к объему головы даже. Вообще, все по-другому.

Если провести аналогию с животным миром – ребенок по сравнению со взрослым – это, как личинка, по сравнению с бабочкой. Только снаружи этого не видно.

Так, надо же понимать, что, как и когда воспитывать и развивать. Чтобы не было потом мучительно больно после…»

Так что, надо учиться родительству заранее и системно.

ДО того, как рожать, изучить ранний возраст, возможные сложности, как изменятся отношения в семье (это семейная психология), что будет происходить с организмом после родов и как это может отражаться на психике мамы.

Это минимум.

Ведь на кону — жизнь человека- вашего ребенка. Да, именно так. Все эти психотравмы не проходят бесследно. Родительские ошибки очень дорого оплачиваются будущей судьбой ребёнка.

И родители дорого платят, за свою безграмотность. Той семье, про которую написала в начале нужна длительная помощь психотерапевта — маме, лечение у невролога — старшему. А сколько сил потрачено…

Я не скорая помощь. Я за профилактику. Поэтому, много лет готовлю родителей к родительству. Чтобы таких ситуаций не было.

И простите за резкость. Это больная для меня тема, очень сочувствую малышам, которым родители устраивают ад из-за своей безалаберности.

Просто я хорошо понимаю, что они чувствуют и как им…

Ужасно, когда родители делают из ангелов данных им свыше и из себя монстров.

Было полезно? Ставьте «+». Хотите, чтобы счастливых малышей и семей было больше? Делайте репосты.

С уважением, детский психолог, перинатальный психолог, руководитель семейного центра «Лесенка» Ирина Коваль.