Я не говорила младшему ребенку «ты пойдёшь в школу».
Так как и не планировала начальную школу осваивать в школе.
У меня великолепный опыт на семейном. Старшая дочь прекрасно закончила 11 класс на СО, сдала ЕГЭ без подготовки и психа, поступила в ВУЗ.
Время на СО она считает лучшим временем из всего обучения. И я тоже. Есть с чем сравнивать, учились и на СО и в крутейшей и дорогущей гимназии в началке, потом ушли в муниципальную школу. Это было скучно, тупо, бесполезно…
Вот тут >> писала почему я ушла на семейное и не жалею об этом
Поэтому с младшим вопрос «школа — не школа» просто не стоял.
Учитывая нескончаемые «инновации» и «оптимизации» и нравственные ориентиры современной школьной системы, очень хочется держаться от нее подальше.
Так вот. Мы однозначно собирались на СО и, подготавливая младшего сына к учёбе, я не говорила, как говорят обычно дошкольникам «ты пойдёшь в школу» или «вот пойдёшь в школу, тогда…». А так же не говорила «тебя научат…».
Я запретила родне и близким знакомым задавать риторический вопрос «вежливости» про школу при общении с моим сыном. Знаете, когда сказать ребенку нечего и молчать неловко, взрослые начинают спрашивать всякую бессмысленность — ты подрос? Кушаешь, наверно, хорошо? Скоро в школу пойдёшь, да?
А также запретила рассказывать страшилки из личного опыта обучения. Про ужасных учителей, ужасные домашки, ужасную скуку от обучения и прочее. Что так любят без запроса и между делом выливать на неокрепший детский ум.
Я рассказывала ему, как я люблю учиться, что мне дает развитый ум, умение читать, считать, анализировать, искать информацию.
Рассказывала про хороших педагогов и наставников с которыми меня сводила жизнь. Про науки и их важность и прочий важный позитив. Все это лет с 4-х. По чуть-чуть.
Еще рассказывала про необходимость усилий при обучении. Про то, что мозг развивается, когда ему сложно. Про важность личного труда. Рассказывала часто, понемногу и интересно. Внушала и приводила примеры.
Никаких популярных ныне шаблонов:
- «учиться легко»
- «надо любить учиться»
- «учиться надо с удовольствием»
не звучало и не звучит в нашем доме и сейчас.
Как вообще сочетаются по смыслу «надо» и «любить», «надо» и «удовольствие»? Что толку сообщать ребенку это?
Факты говорят об ином — учиться не легко. Все мои образования требовали немалого интеллектуального труда.
Современный мир заигрался в учебу. Это популярно.
Но, если вы будете применять игровые и эмоциональные подходы и приучите к ним ребенка в началке, в средней и старшей школе это уже не прокатит. Без умения заставлять себя трудиться умом (а это особый вид труда) толку не будет.
Любить предметы и науки дети начинают, когда потрудятся освоить фундамент, когда начинают разбираться, понимать «язык» и логику предмета, так сказать.
В чем разбираются, то и любят. Ни помню ни одного случая, чтобы у ребенка был любимый предмет и он ничегошеньки в нем не понимал.
Вот о чем я говорю с сыном лет с семи, после начала обучения.
Учёба — это твоя ответственность. У меня своя — я зарабатываю для всех нас, на одежду, твои игрушки, на хороших учителей и занятия, на отдых и лечение, на оплату жилья и прочее, организую жизнь семьи, планирую и контролирую. И так у каждого в семье есть ответственность — у деда, бабушки, Кати.
Твоя учеба — это твоя ответственность. Я могу тебе помочь и помогаю, когда нужно. Я могу купить тебе книги, какие захочешь, я могу сделать для тебя всё, что тебе необходимо, чтобы помочь.
Но я не могу ВЫУЧИТЬСЯ ЗА ТЕБЯ, даже при всём моём желании. И никто не сможет.
Эти знания ты можешь ВЗЯТЬ только сам.
Я не смогу обеспечивать тебя долго. Тебе надо позаботиться об этом уже сейчас.
Развитый ум и привычка, навык трудиться — гарантия того, что не пропадешь, что сумеешь заработать в любых условиях.
Ты учишься, чтобы прокачивать свой ум. Когда ты решаешь эти сложные задачи, выводишь эти сложные предложения, читаешь и думаешь над ответами, твой мозг строит новые нейронные связи и твой интеллект становится сильнее. Он становится сильнее только через нагрузку.
Сейчас в начальных классах — ты берёшь самое важное для ума, самые основы. Умение читать, считать, мыслить, писать.
Без этого остальное образование и рост умственных способностей не возможен. Очень важно использовать сейчас возможности твоего возраста. Твой мозг еще активно растёт и развивается.
Обучение, физкультура, доброта, режим и правильная еда — основа его развития сейчас.
Все усилия, которые ты сейчас прикладываешь нужны для твоего выживания в мире.
Большинству людей будет плевать на твои проблемы. Надо рассчитывать на себя.
Вот так примерно говорю. Разными словами.
Для тех, кто меня не знает, поясню, что это маленькая часть моего подхода по формированию восприятия и смысла учебы у ребёнка.
Он окружён любовью, лаской, заботой, помощью и поддержкой. А не только суровыми словами). Мой метод называется — дисциплина на фоне любви. Это просто я тут тему локально раскрываю.
Я не говорю — надо учиться. Говорю о важности развития ума, навыков трудиться и характера.
Учеба не самоцель, а инструмент.
И любить ее не обязательно вначале. Обязательно привыкнуть учиться и трудиться.
Привычка рождает привязанность к занятию. Умение рождает интерес узнать дальше.
Недавний пример.
Сын пошёл на английский с февраля 2019 года. Со второго урока пришёл в слезах — все плохо, препод жёсткий, учиться тяжело… Я принуждала, объясняла, беседовала с педагогом много, поддерживала, поощряла и снова объясняла зачем сейчас серьезно заниматься английским.
Я видела плюсы в организации занятий (лингафонный кабинет), в программе (авторская, старая, эффективная), в педагоге (опыт, чёткость мышления, понимание куда и как вести ребенка). У сына сложно со слухоречевой памятью и занятия в лингафонном кабинете были лучшим вариантом для прокачки этой функции.
Продолжали месяц ходить через не хочу. Важный момент — это «не хочу» было не из-за грубости педагога, буллинга или сложностей развития учебных навыков (типа дислексии, дисграфии), переутомления. Нет, просто было непривычно, сложно.
Сейчас, спустя полгода — это любовь! Это лучший предмет! Хотя учиться еще сложнее стало, началась активная работа с книгами, со словарём.
Весь первый класс я была сосредоточена на главной цели — научить сына учиться и выработать привычку к умственному труду.
Сейчас он знает, что если сложно — это нормально. Это просто этап, его надо пройти спокойно и размеренно. Может заставить себя трудиться.
Считаю это важнейшим моментом в науке учиться.
Хоть в школе, хоть на СО.
Веселиться в процессе труда очень даже можно, чем регулярно и занимаемся. Занятия наши наполнены позитивом, играми, соответсвующими возрасту подходами к обучению. Мы в семье все любим смех, юмор и сарказм).
Но это — приятное дополнение к фундаменту, без которого обучение не реально. Фундамент — умение трудиться, а не веселье и не обучающие игры.
На моих онлайн-курсах родители осваивают и дисциплину на фоне любви, и приучение ребенка к труду. Это родительский навык воспитания, он доступен для освоения любому желающему. Но важно знать как, когда это делать и что именно из методов подойдёт вашему ребенку сейчас. Все дело в нюансах.
Подробности о курсе здесь >>
С уважением, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, нутрициолог, учредитель семейного центра «Лесенка» Ирина Коваль.