— Знаешь, Андрей, очень хорошо читает про себя. Быстро и понимает все. Я очень рада).
— А… Ну, вслух тоже надо читать. Громко.
— Зачем?
— Чтобы все в классе слышали.
— В каком классе, он же на СО)?
— Все равно надо вслух громко читать. И стихи громко рассказывать и выразительно.
— Зачем?
— Чтобы…Надо! Надо заставлять, чтобы читал вслух.
— А если ребенок совсем другого склада характера? Если ему жутко читать громко перед классом?
— Надо заставлять и развивать, чтобы мог читать при всех.
— Зачем? Какой практической смысл в этом? Что развивать? Почему именно перед классом?
ВО-ПЕРВЫХ, если ребенку надо артикуляцию развивать, то можно и наедине читать. Но сначала со спецом разобраться, в чем причина плохой артикуляции.
ВО-ВТОРЫХ, если ребенок не может прилюдно в классе выступать, то надо сначала причину выяснить. Стеснительный, тревожный, высокочувствительный, травмированный он или что то ещё. Потом проработать причины и потихоньку, мягко ввести в публичные выступления.
Но не заставлять, потому что он ДОЛЖЕН. Он не должен.
Сейчас модно приучать к публичным выступлениям и тренировать «ораторское искусство» с первых классов (очередной эксперимент от образования). Но, ведь, важно и возраст ребенка учитывать, зрелость мозговых структур, и особенности характера. Некоторым детям принуждение выступать может испортить психику.
В-ТРЕТЬИХ, с определённого момента, когда чтение автоматизировано, ребенку гораздо полезнее читать именно про себя. Читает мозг, а не рот. Мозг всем управляет.
Когда детский мозг, еще не полностью развившийся, читает вслух, особенно, когда надо «выразительно», ему сложнее выделять ресурсы на понимание и запоминание текста. Он сосредоточен, на интонировании, артикуляции и на том, чтоб не пропустить ничего. А если, еще тревожный ребенок, читает кому-то и волнуется, так и вовсе может ничего не понять, читая вслух.
В-ЧЕТВЕРТЫХ, читают-то именно ради понимания и запоминания основных важных моментов. Ради осмысления. В чтении главное — осмысление. И самое важное, что необходимо развивать у ребенка — это мышление все таки, а не навык громкого прилюдного чтения.
— Это ты так думаешь.
— Нет, не я. Это данные науки.
— Ага, как же…науки ваши всякие…
— …
Это наш разговор с моим пожилым родственником.
Мы представители разных поколений и имеем очень разный набор знаний про развитие, воспитание в целом и развитие мозга ребенка, в частности.
Он не видит процесс обучения так, как вижу я. Он не видит личность ребёнка в этом процессе. И не думает особо — как этой личности — хорошо или нет. Надо делать и все. На первом месте — не отставать от других, быть как все. Ребенок — это набор функций, который должен делать, как надо и как все.
У меня на первом месте — не навредить ребенку, его здоровью психическому и физическому. Неразумная, уравнивающая всех, не учитывающая индивидуальность система обучения может навредить, знаю и на своём опыте, и на многочисленных историях клиентов.
Ребенок — развивающаяся личность, хрупкая еще система, живая душа, требующая любви и принятия в первую очередь. А дисциплина должна быть на фоне любви и никак иначе.
Понятно, почему мы так по-разному смотрим на один и тот же вопрос.
То, что было модным и актуальным в обучении во времена его детства, юности и молодости, сейчас изменилось.
В советский период ценность образования измеряли общественной пользой, которую можно получить от индивида. Пользой для построения государства с чётким пониманием места личности в нем. Личность не была ценной, ценился коллектив, интересы коллектива, интересы страны.
Было престижно быть хорошим учеником, это поощрялось. С точки зрения пользы для коллектива. И не важно какой ценой достигалась хорошая учеба для личности. И не важно было, какие индивидуальные возможности у ребенка, физические, и психологические.
Отличник- то есть тот, кто вписался в требования системы и успешен в системе, одарён от природы — молодец, лучший, хороший ребенок.
Не отличник — тот кто не вписался, имеет особенности (СДВГ, дислексию, дисграфию и т.д.) — плохой ребенок. Ну и родители его тоже, заодно, плохие.
Кто хочет быть плохим родителем? Чтобы на собрании при всех стыдили? А тогда это было именно так, я даже помню еще по своему младшешкольному детству.
Никто не хочет. Можно дома орать, лупить, заставлять, унижать ребёнка. Лишь бы получить одобрение коллектива.
Сейчас модно постить картинки типа «Советское образование лучшее в мире. СССР выиграл космическую гонку за школьной партой».
Да, с точки зрения пользы для государства – лучшее.
С точки зрения здорового формирования личности — не лучшее. Может и худшее.
Космическую гонку выигрывали отдельные учёные, особо одарённые изначально советские дети. Люди, которых всегда, в любой популяции было не много. И это генетически предопределено. Никакая система образования не в силах вырастить гения.
Да, программы учебных предметов того времени были хорошими. Логично и последовательно выстроены, без завышенных требований, учителя трудились в адекватных условиях, могли уделять время собственно обучению, а не отчетности.
Но, какие люди формировались в то время системой образования?
Долг, превыше всего. Поэтому, не важно, что мое тело сигналит болями, я должен доделать стенгазету за ночь. Я должен выучить этот параграф, во что бы то ни стало, даже в условиях предельной усталости. Иначе, буду плохим для родителей, для учителя, для коллектива. И для себя, соответственно. Результаты — полная глухота к себе, отсутствие адекватных гибких границ личности, созависимость, неврозы, тревожные и прочие расстройства. И соматика, конечно, как следствие.
Ограниченность, ригидность мышления. Надо и всё. Все так делают, поэтому так правильно.
Нет системного осмысления, нет критичности. Надо? А зачем? А кому именно? А иначе можно? А чем ребенок «расплачиваться» будет за эти «надо» от системы. Деформацией личности и здоровьем расплачивались. И считали, что это норма. «Сверху» виднее.
Что делают сейчас осознанные родители?
Сейчас многие разумные и осознанные родители критично относятся к существующей системе образования и ее требованиям.
Ценности и воспитательные цели, заложенные в системе образования — очень важны и влияют на развитие личности детей. В каких условиях дети учатся, что впитывают, как ориентир, такими и становятся.
Осознанным родителям важно не только знания ребенку дать, но и личность не исковеркать, как минимум. Как максимум — воспитать в процессе обучения здоровую личность и тело.
Поэтому, ищут способы дать качественные знания с учетом текущих возможностей ребенка. С учетом индивидуальных особенностей. С учетом смысла своей жизни и воспитательных семейных целей. Думают, выбирают, не соглашаются сходу и защищают интересы ребенка.
Но, они тоже продукт еще той, токсичной системы воспитания и образования, большей частью. Они воспитаны своими родителями, многие «впитали» невроз, отвержение, перманентную вину и тревогу за годы обучения. Как только дело касается неуспешности их детей в учебе — все токсичные установки поднимают голову и провоцируют неадекватные реакции. Псих, крик, одергивания, сарказм, оплеухи, сравнения, риторические злые вопросы и прочий арсенал насилия.
На моих курсах >> мы подробно рассматриваем темы родительской раздражительности, тревожности и неадекватных реакций на поведение ребенка.
«Вытаскиваем» на свет и осознаем скрытые токсичные установки, которые не дают видеть РЕБЕНКА. СВОЕГО, РОДНОГО.
Которые не дают понять, что система для ребенка, а не наоборот.
Которые заставляют раздражаться и психовать, срываться на ребенка, когда у него выходит не так хорошо, когда он ошибается или тянет время, а не занимается.
Которые разрушают доверие ребенка к родителю и уничтожают желание учиться. Иногда на всю жизнь.
Которые делают из родителя робота, воспроизводящего старую программу из детства.
Я печалюсь из-за того, что не могу донести эту важность до моих старших родственников в полной мере прямо сейчас.
Важность любви и доверительных отношений с ребенком в первую очередь, а не требований системы и обслуживания своих неврозов и страхов. Важность принятия ребенка. Понимания, какой он живой и не идеальный и понимания, что это нормально и естественно. Их отношение меняется, но медленно.
Зато радует, что все больше родителей поворачиваются лицом к ребенку после наших занятий.
Количество любви и понимания в семьях увеличивается.
И качество учебы от этого тоже растёт. Так и должно быть — мозг ребенка лучше всего осваивает новое в условиях безопасности.
Просто мысли после очередного общения со старшими в семье.
С уважением, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, нутрициолог, учредитель семейного центра «Лесенка» Ирина Коваль.