Я дам ответ на этот вопрос в конце поста. Можно перепрыгнуть туда сразу (и выдать в себе любителя лайфхаков, а не осознанного родительства), а можно прочитать объяснение, подводку, так сказать. Много интересного по пути открыв, поняв суть и механизм.
Но это вам решать. А с меня предупреждение — букв будет много.
Что такое сила воли и для чего она нужна?
Сила воли — это НЕ насилие над собой, как многие уверены. Сейчас даже распространены течения, гласящие что-то вроде “не нужна дисциплина, не нужна никакая сила воли, не нужно насилие над собой, нужно просто делать то, что по-настоящему хочешь. И будет тебе счастье”.
Интересно, кстати, как вы к таким течениям относитесь, поделитесь потом в комментариях, пожалуйста.
Так вот, воля — это НЕ насилие, это самоконтроль. Иначе говоря, осознанная регуляция чувств, выборов, поведения.
Когда человек понимает СМЫСЛ и ЦЕННОСТЬ действий, понимает, ЗАЧЕМ нужно что-то полезное делать. И делает выбор в пользу этого, даже если сейчас совсем другого хочется.
Чтобы воля работала, нужны три вещи (не только детям, но и взрослым!):
- Качественно функционирующий и достаточно зрелый мозг, хорошие генетические предпосылки.
- Достаточные ресурсы на данный момент (нехватка сна, или питательных веществ — глюкозы, например, нарушает работу префронтальной коры).
- Осознание ЗАЧЕМ, то есть внутренние устойчивые ценности.
Для воспитания качественно и эффективно работающей силы воли у ребенка…не нужно требовать от него невозможного.
Требуйте возможного 🙂
Ну, для этого нужно знать — что возможно, что нет.
Дети до 3-х лет ФИЗИЧЕСКИ НЕ СПОСОБНЫ на осознанные волевые усилия. Мозг не созрел для таких действий.
Для них отвлечься, начать-бросить, снова вернуться и бросить снова — ЕСТЕСТВЕННО.
Вы скажете, ну есть же такие дети, которые и в годик сидят, сосредоточенно занимаются. Так это не про силу воли вовсе и не про самоконтроль. Это про интерес, очень сильно интересно ему, вот и сидит (или лежит, или стоит).
Нелепо ТРЕБОВАТЬ от двухлетки «довести дело до конца», нечем ему еще управлять и заставлять себя. Не готова к такой работе префронтальная кора, управляющая функциями контроля.
Особо выделю глубоковолнующий родителей вопрос об уборке.
«Ну игрушки-то он должен за собой убирать!»
Не должен. Расслабляемся и выдыхаем. У него внутренние ценности еще не сформированы.
Вы, кажется, сто раз сказали ему, что чистота — это здорово, когда чисто — так приятно и удобно и все-то на местах, и никто на игрушку не наступит, не запнется об нее. То есть, он это знает, но знание информации — это еще не ценность.
Да и вообще, то, что маме видится беспорядком — для ребенка целый мир, игрушечный мир, который он, может быть, целый день строил, а теперь его вдруг заставляют разрушать.
Сила воли (самоконтроль) у малыша может, конечно, «работать» на страхе.
Избежать наказания — важная биологическая потребность, связанная с инстинктом выживания. Но только к каким последствиям это ведет? Нет осознанности — как только источник страха уходит (например, школьник остается дома один или мама уходит в другую комнату от малыша) — ребенок делает, ЧТО ХОЧЕТСЯ, а не то, что надо.
А потом получается, что ребенок не сделал, что надо и «виноват», он получает наказание. Но его осознанность не растет. В таком вот замкнутом круге родители годами живут со своими детьми.
«Безумие делать то же самое и надеяться на другой результат»
А.Эйнштейн.
Настоящая сила воли у ребёнка совсем не развивается при таком «воспитании».
Сила воли — это сила, выстроенная на осознанности. Ребенок, чтобы ее проявлять, должен хорошо осознавать, ЗАЧЕМ делать и ПОЧЕМУ именно так делать, почему именно сейчас это делать.
А он не понимает ни ПОЧЕМУ, ни ЗАЧЕМ, потому как мозг его еще незрелый и задачи у мозга пока еще другие: понять слова-понятия, увидеть взаимосвязи между явлениями и процессами и другое.
Вспомним, что сила воли — это про самоконтроль. Но в дошкольном возрасте нейронные связи в префронтальной коре только еще формируются, поэтому дети до 6-7 лет практически не способны к серьёзному самоконтролю.
Я все к чему веду — есть такие законы природы, законы развития мозга, законы физиологии, которые мы не можем обойти. А “психологи”, рекомендующие наказывать малыша, эти законы не учитывают. Может, потому что не знают о них. В итоге ребенку наносится такой вред, с которым потом еще долго родителю разбираться.
Детям некоторым вплоть до 11-ти лет нужна постоянная “помощь зала”, взрослого то есть. Во всех делах, где требуются психические усилия.
К таким делам относятся: чистка зубов, соблюдение распорядка, помощь по дому, уроки, управление чувствами.
Потому что в этих делах, если делать их самостоятельно, нужна достаточно зрелая префронтальная кора.
Поэтому и нужен рядом позитивный, поддерживающий, мягко и постепенно обучающий родитель.
Потому что ну сложновато у современных детей с качеством функционирования мозга (хотя вы могли быть уверены в другом).
Знаете, что такое астения? А она сейчас у каждого первого ребенка. Астения означает, что мозг работает не оптимально, кора и подкорка друг друга «слышат» плоховато, реакция на мир запаздывает, ресурсов у мозга мало. Это не болезнь, ребенок не глупый, просто ему сложнее все даётся.
Это норма сегодняшнего дня, о которой хорошо знают грамотные психиатры, неврологи и нейропсихологи.
Но родитель-то видит ее внешние проявления — «капризы», «истерики»,» лень» и прочее.
Что же нужно делать для воспитания воли у ребенка?
Нужно, в первую очередь, много и НЕНАВЯЗЧИВО, ПОЗИТИВНО объяснять, смыслы ребенку закладывать, помогать понять вашу позицию, ценности прививать.
Только не невротичные ценности и смыслы, а здоровые.
Что чаще всего получается, когда родители решают воспитывать волю у ребенка?
- Не учитываются ни возможности мозга ребенка, ни имеющиеся на данный момент ресурсы психики и тела.
- Об индивидуальных особенностях своего ребенка (про ту же астению) родители обычно даже не знают.
- Формируются невротические ценности (основанные на страхе).
Лучшее, что могут сделать родители детей до 3,5 лет для развития воли ребенка — это обеспечить максимально благоприятные условия для развития его мозга.
Внимательное отношение, низкий стресс, отклик на потребности, уважение к чувствам и настроению, предсказуемое окружение вкупе со здоровым образом жизни.
Начинаем учить управлять чувствами. На фоне любви. Грамотно вводим дисциплину без насилия.
Вот это дает хорошие условия для развития силы воли в будущем.
Всем этим шагам последовательно и плавно я обучаю родителей на курсе «Эволюция вашего родительства».
Узнать программу, дату старта нового потока, цену и формат участия можно у менеджера (нажимайте на кнопку — переходите к диалогу).
Также в этом диалоге можно задать вопросы технического или организационного характера, уточнить информацию по оплатам.
С уважением, Ирина Коваль, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, нутрициолог, учредитель семейного центра «Лесенка», автор курсов экспертного родительства.