Как вырастить ребенка с сильной волей?

Я дам ответ на этот вопрос в конце поста. Можно перепрыгнуть туда сразу (и выдать в себе любителя лайфхаков, а не осознанного родительства), а можно прочитать объяснение, подводку, так сказать. Много интересного по пути открыв, поняв суть и механизм.

Но это вам решать. А с меня предупреждение — букв будет много.

Что такое сила воли и для чего она нужна?

Сила воли — это НЕ насилие над собой, как многие уверены. Сейчас даже распространены течения, гласящие что-то вроде “не нужна дисциплина, не нужна никакая сила воли, не нужно насилие над собой, нужно просто делать то, что по-настоящему хочешь. И будет тебе счастье”.

Интересно, кстати, как вы к таким течениям относитесь, поделитесь потом в комментариях, пожалуйста.

Так вот, воля — это НЕ насилие, это самоконтроль. Иначе говоря, осознанная регуляция чувств, выборов, поведения.

Когда человек понимает СМЫСЛ и ЦЕННОСТЬ действий, понимает, ЗАЧЕМ нужно что-то полезное делать. И делает выбор в пользу этого, даже если сейчас совсем другого хочется.

Чтобы воля работала, нужны три вещи (не только детям, но и взрослым!):

  • Качественно функционирующий и достаточно зрелый мозг, хорошие генетические предпосылки.
  • Достаточные ресурсы на данный момент (нехватка сна, или питательных веществ — глюкозы, например, нарушает работу префронтальной коры).
  • Осознание ЗАЧЕМ, то есть внутренние устойчивые ценности.

Для воспитания качественно и эффективно работающей силы воли у ребенка…не нужно требовать от него невозможного.

Требуйте возможного 🙂

Ну, для этого нужно знать — что возможно, что нет.

Дети до 3-х лет ФИЗИЧЕСКИ НЕ СПОСОБНЫ на осознанные волевые усилия. Мозг не созрел для таких действий.

Для них отвлечься, начать-бросить, снова вернуться и бросить снова — ЕСТЕСТВЕННО.
Вы скажете, ну есть же такие дети, которые и в годик сидят, сосредоточенно занимаются. Так это не про силу воли вовсе и не про самоконтроль. Это про интерес, очень сильно интересно ему, вот и сидит (или лежит, или стоит).

Нелепо ТРЕБОВАТЬ от двухлетки «довести дело до конца», нечем ему еще управлять и заставлять себя. Не готова к такой работе префронтальная кора, управляющая функциями контроля.

Особо выделю глубоковолнующий родителей вопрос об уборке.

«Ну игрушки-то он должен за собой убирать!»

Не должен. Расслабляемся и выдыхаем. У него внутренние ценности еще не сформированы.

Вы, кажется, сто раз сказали ему, что чистота — это здорово, когда чисто — так приятно и удобно и все-то на местах, и никто на игрушку не наступит, не запнется об нее. То есть, он это знает, но знание информации — это еще не ценность.

Да и вообще, то, что маме видится беспорядком — для ребенка целый мир, игрушечный мир, который он, может быть, целый день строил, а теперь его вдруг заставляют разрушать.

Сила воли (самоконтроль) у малыша может, конечно, «работать» на страхе.
Избежать наказания — важная биологическая потребность, связанная с инстинктом выживания. Но только к каким последствиям это ведет? Нет осознанности — как только источник страха уходит (например, школьник остается дома один или мама уходит в другую комнату от малыша) — ребенок делает, ЧТО ХОЧЕТСЯ, а не то, что надо.

А потом получается, что ребенок не сделал, что надо и «виноват», он получает наказание. Но его осознанность не растет. В таком вот замкнутом круге родители годами живут со своими детьми.

«Безумие делать то же самое и надеяться на другой результат»

А.Эйнштейн.

Настоящая сила воли у ребёнка совсем не развивается при таком «воспитании».

Сила воли — это сила, выстроенная на осознанности. Ребенок, чтобы ее проявлять, должен хорошо осознавать, ЗАЧЕМ делать и ПОЧЕМУ именно так делать, почему именно сейчас это делать.

А он не понимает ни ПОЧЕМУ, ни ЗАЧЕМ, потому как мозг его еще незрелый и задачи у мозга пока еще другие: понять слова-понятия, увидеть взаимосвязи между явлениями и процессами и другое.

Вспомним, что сила воли — это про самоконтроль. Но в дошкольном возрасте нейронные связи в префронтальной коре только еще формируются, поэтому дети до 6-7 лет практически не способны к серьёзному самоконтролю.

Я все к чему веду — есть такие законы природы, законы развития мозга, законы физиологии, которые мы не можем обойти. А “психологи”, рекомендующие наказывать малыша, эти законы не учитывают. Может, потому что не знают о них. В итоге ребенку наносится такой вред, с которым потом еще долго родителю разбираться.

Детям некоторым вплоть до 11-ти лет нужна постоянная “помощь зала”, взрослого то есть. Во всех делах, где требуются психические усилия.

К таким делам относятся: чистка зубов, соблюдение распорядка, помощь по дому, уроки, управление чувствами.

Потому что в этих делах, если делать их самостоятельно, нужна достаточно зрелая префронтальная кора.

Поэтому и нужен рядом позитивный, поддерживающий, мягко и постепенно обучающий родитель.

Потому что ну сложновато у современных детей с качеством функционирования мозга (хотя вы могли быть уверены в другом).

Знаете, что такое астения? А она сейчас у каждого первого ребенка. Астения означает, что мозг работает не оптимально, кора и подкорка друг друга «слышат» плоховато, реакция на мир запаздывает, ресурсов у мозга мало. Это не болезнь, ребенок не глупый, просто ему сложнее все даётся.

Это норма сегодняшнего дня, о которой хорошо знают грамотные психиатры, неврологи и нейропсихологи.

Но родитель-то видит ее внешние проявления — «капризы», «истерики»,» лень» и прочее.

Что же нужно делать для воспитания воли у ребенка?

Нужно, в первую очередь, много и НЕНАВЯЗЧИВО, ПОЗИТИВНО объяснять, смыслы ребенку закладывать, помогать понять вашу позицию, ценности прививать.

Только не невротичные ценности и смыслы, а здоровые.

Что чаще всего получается, когда родители решают воспитывать волю у ребенка?

  • Не учитываются ни возможности мозга ребенка, ни имеющиеся на данный момент ресурсы психики и тела.
  • Об индивидуальных особенностях своего ребенка (про ту же астению) родители обычно даже не знают.
  • Формируются невротические ценности (основанные на страхе).

Лучшее, что могут сделать родители детей до 3,5 лет для развития воли ребенка — это обеспечить максимально благоприятные условия для развития его мозга.

Внимательное отношение, низкий стресс, отклик на потребности, уважение к чувствам и настроению, предсказуемое окружение вкупе со здоровым образом жизни.

Начинаем учить управлять чувствами. На фоне любви. Грамотно вводим дисциплину без насилия.

Вот это дает хорошие условия для развития силы воли в будущем.

Всем этим шагам последовательно и плавно я обучаю родителей на курсе «Эволюция вашего родительства».

Узнать программу, дату старта нового потока, цену и формат участия можно у менеджера (нажимайте на кнопку — переходите к диалогу).

Также в этом диалоге можно задать вопросы технического или организационного характера, уточнить информацию по оплатам.

С уважением, Ирина Коваль, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, нутрициолог, учредитель семейного центра «Лесенка», автор курсов экспертного родительства.