Подготовка к семейному обучению

  • Хочу перевести ребёнка на СО, в школе он не учится нормально.
  • Хочу перейти на СО, у вас сколько денег в месяц на СО уходит?
  • Хочу перейти на СО, чтобы путешествовать семьёй в любое время, это же можно на СО, да?
  • Подруга переводится ребёнка на СО, я вот тоже хочу, расскажите что для этого надо…

Каждый день вопросы про СО в моей личке. Часть — как перейти. Другая часть — что делать, потому что СО оказалось сложно и не выходит.

СО в РФ набирает популярность, в нашем департаменте образования говорят о все увеличивающиеся с каждым годом количестве уведомлений о переводе. Причины перевода разнообразны, но беда в том, что многие родители и дети к СО н е г о т о в ы. Ни психологически, ни физически, ни интеллектуально. Прошу прощения за резкость, однако это реальность, с которой я ежедневно сталкиваюсь в профессиональной деятельности.

Много чего могу рассказать о том, как надо и как лучше, но «учителей по СО» уже полно, так что… Ограничусь сегодня узкой, но важной рекомендацией.

Думаю, что имею право на это, учитывая профессиональный опыт (15 лет) и знания (детский нейропсихолог и прочие), большой опыт работы конкретно с родителями СОшниками и личный опыт (дочь СО успешно завершила, учится в ВУЗе, сын на СО, второй год обучения, полёт нормальный).

Будем двигаться к рекомендации для родителей с детьми 5-10 лет постепенно, начиная с подросткового возраста.

БОльшая часть проблем у родителей возникает, от того, что дети не хотят учиться. Особенно подростки.

В школе тоже не хотят, но там работает система. Учителя «вытягивают» на троечку совсем уж слабеньких, смекалистые и адаптивные хорошо понимают, как использовать социальные связи и манипулятивные техники для списывания и расположения педагогов в свою пользу и сдают контрольные и тесты без знаний, есть дети, которым важно не выглядеть дураками, поэтому напрягаются перед проверками и учат.

А дома на СО этого нет. Списать не у кого, никто не «вытянет», склонить на свою сторону учителя во время аттестации не выйдет. Наоборот, в школе ребенка-СОшника могут запросто «завалить». Не все педагоги, знаете ли, в восторге от чужого ученика, на которого надо бесплатно тратить своё время. Да и личная настроенность к СО у большинства школьных педагогов не благодушная.

Нужны крепкие, объемные знания в пределах программы класса, иначе реальную аттестацию в школе не сдать.

Можно сдать с помощью посредников дистанционно, но это сложный вопрос. Уровень тестов у многих посредников настолько низкий, что ориентироваться на него, как на показатель наличия знаний ребёнка не стоит.

Ну и вот, частая ситуация в средних классах: сдавать аттестации надо, знания нужны, а подросток не хочет учиться. Не интересно ему.

Тут и встаёт этот самый вопрос. Вопрос самодисциплины ребёнка. Воли. Самостоятельности в обучении.

Человеку уже 12-15 лет, а он не имеет самодисциплины и навыка ПРИНУЖДАТЬ себя учиться. Не совсем, конечно не имеет. Полчаса, час может и позаниматься. А дальше — воля отключается и находится масса интересных дел.

Вообще, это нормально для подростка. Период такой — тело активно растёт, работа психики меняется, мозг пашет в авральном режиме периодически. Гормональная перестройка. Ребёнку нужен отдых, сон (много, очень, очень), активность тела, полноценное питание и нутриенты, поддержка от психологически и нравственно устойчивого взрослого (ибо своей устойчивости почти ноль). На первом месте у биологической системы — безопасность, поесть, отдохнуть и подготовиться к размножению. У психики — выдержать кризисные перестройки, наладить общение с подобными себе и понять кто я в этой системе общения.
А учиться — нет, это не на первом месте. Даже не на третьем.

  • «Что делать, они совсем не учатся?»
  • «Я устала пинать и ругать! Сидят в компе, смотрят видосы, на все остальное наплевать».
  • «Аттестация через месяц, он из соцсетей не вылазит, что делать?! Ребенок совсем не может учится сам, это кошмар просто! Я больше не могу, я такого не ожидала, большой ведь уже…»

Вот что мне пишут родители подростков.

В этом возрасте конфликт между «надо» и «хочу», пожалуй, самый острый. Так как лобные доли функционально ещё не зрелые, и ответственность за деяния в полной мере осознавать детке нечем ещё. А взрослое окружение требует осознавать в соответствии с внешним видом и размерами тела, а не с возможностями мозга.

Что же делать?

Орать, наказывать для многих родителей не вариант. Во-первых, не особо помогает, только силы тратятся. Во-вторых, очень портятся отношения с ребенком. Доверие к родителю начисто пропадает, а это весьма опасно по нынешним временам. Если ребёнок с активно развивающейся лимбической системой (эмоции) и слабо развитыми лобными долями (способность предвидеть последствия) попадает в тусовку таких же, начинает доверять им вместо родителей и повторять за ними, хорошего выходит мало.

Многие родители верят, что можно увлечь подростка как-то , замотивировать его на учёбу и пытаются что-то на эту тему изобретать. Сил уходит много, толку мало. Потому, что против природы не попрёшь, она сильнее. Мифов про мотивацию слишком много, но хочется же в чудеса верить, все мы дети в душе…

Так что делать?

Делать надо многое, но… раньше.

А теперь обещанная узкая рекомендация для тех, кто сейчас хочет на СО (подойдет для родителей с детьми 5-10 лет).

Заранее формируйте у ребёнка способность учиться через нехочу, принуждать себя, проявлять волю (по силам!).

Заранее, потому, что в подростковом возрасте поздновато уже. Не те биологические задачи у мозга в этом возрасте, понимаете? Сам по себе ребёнок не станет вдруг волевым в 12-ый день рождения, задув свечку.

Такие навыки сложны, формируются годами практики. Требуют и физической, и психической хорошей базы, и адекватного воспитания, питания, развития в течение… лет. Чтобы ребёнок мог нормально учиться на СО в 15 лет, готовиться надо с пяти (или раньше, так как фундамент работы мозга закладывается внутриутробно и в раннем возрасте).

СО это жизнь без поддержки от системы. Без вреда от неё тоже, правда. Но и без поддержки. Это надо хорошо понимать, рассчитывать на себя и ребёнка учить этому. Чтобы не было потом мучительно больно за потерянные годы.

Как же воспитывать волю, способность учиться без принуждения извне и прочие важные для успешной аттестации на СО и будущей жизни качества?

А вот тут все не просто. Все дети индивидуальны, так же как и родители. И общие рекомендации, которыми пестрит литература и паблики в соцсетях вашему ребенку могут навредить.

Чтобы воспитывать важные качества характера и не вредить при этом психике и физическому здоровью ребенка (и своему), необходимо знать хотя бы «родительский минимум» про каждого своего ребёнка в текущем возрасте.

Какие проявления темперамента нормальны для их ребёнка, какие возрастные особенности у ребёнка, какой индивидуальный латеральный профиль, как сформирован мозг сейчас, какие нутриенты в дефиците, какая норма сна и прочее, прочее… Не зная этого, о каком продуктивным воспитании можно говорить?

Кроме этого, надо уметь определять правила и держать ребёнка в правилах. А с этим беда! Поголовно завышенные требования у родителей, не умение сформулировать правило, не умение объяснить, помочь ребенку его освоить. Только требования (не по возможностям ребёнка) и недовольство. Ребёнком и/или собой. Даже, если установили правило грамотно, научить ребенка выдерживать его спокойно не могут. Когда дитя рыдает, протестует и фрустрирует, всеми возможными способами показывая, что его жизнь непереносима, ломаются и разрешают сделать по старому или заражаются гневом и наказывают.

Кроме вышесказанного, надо формировать определенное мировоззрение с малолетства, с этим тоже сложно. Беседуют о динозаврах, биологии, житиях Святых… Это все прекрасно, конечно). Но очень часто совсем ничего — про самого ребёнка. Какой он, каковы его отношения с другими, его жизнь, смыслы этой жизни… И ничего про важность развития воли в характере, умения прилагать усилия и преодолевать лень и немощи.

И очень важно создать фон любви. Дисциплина полезна только на фоне любви. С созданием фона любви в семье у многих родителей, тоже проблемы. Решаемые, кстати, по большей части.

Многое необходимо знать родителю, чтоб сформировать у ребенка волю и умение заставлять себя учиться для успешного СО.

На игре и интересе в обучении, столь модном и пропагандируемом сейчас, долго не выедешь. Ребёнок подрастёт, приоритеты сместятся и без навыка учиться «через не хочу» толку будет мало.

Всему этому — про воспитание, обучение, развитие мозга(и многому другому), подробно и с практикой, я обучаю родителей на курсе «Младший школьный возраст», где идёт настоящее узнавание своих детей и подготовка к обучению.

Отзывы тут >>

С уважением, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, учредитель семейного центра «Лесенка».