Как изменилась роль ребёнка в процессе обучения

Скажите, а вы заметили, как изменилось понимание роли ребёнка в обучении за последние годы?

Я пошла в школу в 1983 году и мои родители объясняли мне, что там надо будет учиться. Мне учиться. Надо учиться.

Я уяснила, что это именно мне надо, это моя ответственность и обязанность.

Когда что-то не получалось, родители помогали, объясняли, разговаривали с учителем в началке. Но претензии предъявляли мне, не учителю.

Да, в моём школьном детстве были совсем не правильные вещи – ругали, наказывали за тройки, например. Но это уже другой вопрос – психологической неграмотности учителей и родителей. А откуда ей взяться было? Это сейчас масса источников информации, исследований…  Да, учителя были не идеальными, просто люди со своими заморочками…Все так и жили.

Но важную ментальную установку по поводу моей роли в моём образовании я получила, и она служит мне опорой всю жизнь. Я спокойно отношусь к недостаткам всех моих учителей — мне надо брать знания, а они мне помогают, как могут. Я им благодарна.

Сейчас, в период детоцентризма и информационного изобилия, в доступе оказалась куча знаний по психологии в совершенно причудливых трактовках. Родители, к тому же, потребляют эти знания не системно, а выборочно.

Много субъективных мнений популярных личностей, которые используют трендовые образы и научные слова, не вникая глубоко в изучение темы. А тексты их выглядят солидно и вызывают доверие у не специалистов.

Много болевых фильтров в психике родителей, которые осознали часть причин своих детских сложностей, в том числе и школьных.

В итоге, в менталитете родителей формируется странная смесь убеждений и не системных знаний о развитии детей, пропущенная через личные боли и собственные информационные предпочтения.

Маятник понимания роли ребёнка в обучении сдвинулся в противоположную сторону. Сейчас почти все претензии к учителям, программам, учебникам и системе.

Это обоснованно, разумеется.Но автоматически почему-то сняли ответственность за обучение с самого ребёнка.

Его нежеланию учиться находят массу псевдопсихологических оправданий. Не хочет заниматься – нет достаточной мотивации, это не лень – это нехватка энергии, самозащита организма; нет хорошего учителя, который увлечет…

Ребёнку почти не говорят о его ответственности за его жизнь и его обучение.

А потом удивляются, что дети безответственно относятся к учёбе в средней и старшей школе.

Почему-то есть стереотип, что если ребёнок подрос, то он автоматически повзрослеет и станет ответственным.

Это не так работает. Физический рост не связан с исчезновением инфантильного отношения к миру и себе в этом мире…

С уважением, детский нейропсихолог Ирина Коваль.