Не все дети в начальной школе хотят учиться.
Если честно, таких которые прямо вот хотят, бегут — спотыкаются к учебникам, я лично не знаю, только слышала эпизодически (очень редко, точнее) о таких.
В семь-одиннадцать лет обычный, не сверходаренный ребенок, выберет, скорее, поиграть с друзьями, чем пописать прописи.
И это норма возраста. Ведущей учебная деятельность становится очень постепенно и не сама по себе.
Начальная школа помимо прямого приобретения знаний нужна для того, чтобы сформировать умение ребенка работать с информацией, присваивать ее самостоятельно и с помощью другого человека, книги или технологий. Началка нужна, чтобы научить ребенка учиться.
В этом парадокс возраста от 7 до 11 лет — не совпадение социального статуса ученика и реального состояния ребенка, который еще не умеет учиться осознанно. Неосознанный познавательный интерес есть у ребенка с рождения, умение учиться, это другое.
Проблемы у родителей, которые впервые на СО и пытаются учить ребенка сами возникают, в том числе, из-за непонимания этого парадокса.
Все ведь вроде организовали в лучшем виде — занятия дома, ходить в школу не надо, учиться можно экологично для психики и тела, высиживать уроки в закрепощенном состоянии не нужно. Проги обучающие самые хорошие. Супер условия. Психолог и прочие сказали, что ребенок готов к обучению. Раз готов, значит может. Раз может учиться, значит должен.
А ребенок не знает, что должен. Тянет время. Не сосредоточивается. Не запоминает. И на это есть объективные причины. Они не связаны с ленью или недостатком мотивации, как многие думают.
Родители не понимают почему ребенок не охотно учится, ищут игровые технологии или серьёзные программы лишь бы увлечь и вложить что-то в голову своему чаду.
Устают уговаривать, наказывать, заставлять. Родитель может иногда орать на ребенка, а потом переживает, что наносит ему психотравму. И – да, наносит.
Иногда получается что-то, но стабильности нет. Сегодня, например, хорошо выучил, а через два дня ребенок это не вспомнит. Это тоже напрягает. И непонятно, почему так – нормальная ведь память. Что-то сразу усваивается, что-то никак. Сложно, короче…
Почему возникают сложности с обучением даже по хорошим программам?
Потому что нет необходимых знаний у родителей. Или не того качества знания. Или не могут грамотно применять их в жизни. Экспертности не хватает, в общем.
Обычно все ищут ОБЩИЕ знания — о программах и методах обучения, о мотивации, об организации режима занятий, о супертехнологиях запоминания материала.
А нужны в первую очередь ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ знания о конкретном ребёнке. О том, кого учат. О его особенностях работы мозга, психических процессов, не только когнитивных. Технологии и методики, даже самые лучшие, не работают одинаково для всех.
Опытные родители, набив шишек себе и детям, методом проб и ошибок узнают это. Но ведь можно и без шишек. Можно заранее узнать все, что важно для обучения про своего ребенка, а после уже планировать процесс, использовать общую информацию, методы и программы с максимальной пользой для себя и детей.
На втором блоке моего онлайн курса «Нейропсихология и сложности обучения» мы помимо прочих важных моментов, как раз и узнаем особенности детей, важные для успешной организации обучения.
Вот, например, из нового отзыва:
«Здесь можно найти не только ответы на волнующие вопросы, но и узнать способы решения проблем.
Не будучи на курсе у Ирины, я никогда бы не додумалась составить «портрет ученика» для своего собственного ребёнка. Ирина помогает узнать себя и своих детей, она действительно учит нас «ловить рыбу».
«Портрет ученика» для своей дочери я составила в отдельной тетради. Это очень удобно, потому что ты можешь всегда перечитать его за 5-10 минут, и освежить в памяти особенности своего ребенка в процессе обучения, учитывающие его возраст и темперамент, мозговую организацию познавательных и других функций, особенности работы восприятия, мышления, а также вспомнить все рекомендации по обучению, которые касаются именно вашего ребенка.»
Не все любят писать публичные отзывы и мне много пишут в личку:
«Это то, что мне было нужно. Я нашла ответы и объяснения различным явлениям. Мне, наверное, нужно сделать портрет своего ученика потом более кратко и держать перед глазами, чтобы постоянно учитывать при обучении»
«Спасибо, было не понятно, почему я применяю хорошую программу и у других детей все идет, а у моей постоянно затыки. После занятий и составления портрета ученика поняла в чем дело, все довольно просто. Поменяла подходы к обучению, пошли другие результаты. Очень жаль только, что раньше этого не знала, два года началки зря промучились».
Подробно о втором блоке писала вот тут >>
Программы и методики — это как продукты питания. Сами по себе могут быть качественными или нет, но даже из качественных продуктов можно сделать не подходящее для конкретного ребенка «блюдо», которое у него будет плохо усваиваться.
Подавать программу лучше в удобоваримом для вашего ребенка виде. Тогда он возьмёт максимум пользы из этой программы.
И это не про методические рекомендации сейчас речь. Вот, например, что говорит опытный педагог начальной школы, работает по программе РКШ уже 8 лет:
«Второй блок для меня, как для педагога начального звена, оказался открытием. Ни в училище педагогическом, ни в институте про такие вещи не говорят.
Благодаря освоению этого блока я узнала, что успешность в обучении детей — понятие очень относительное, поняла, что не надо всех вести к одному результату, как учат в учебных заведениях. Меня поразили цифры, показывающие общее физическое здоровье современных детей и прямое влияние их здоровья на результат обучения.
Я убедилась в правильности своего взгляда на современные требования к детям в государственных школах. Они действительно не соответствуют уровню психического развития детей.
Но самое главное, что я вынесла из этого обучающего блока — это умение диагностировать ребёнка для учёта его индивидуальных особенностей в процессе обучения. Их так много.
Ирина дала ещё и практические материалы по нейрокоррекции и для родителей и для педагогов. Этот материал бесценен. Кроме того, я получила подробную, сжатую, доступную информацию про специфические расстройства развития школьных навыков чтения, письма, счета и рекомендации, как помогать детям. Теперь я могу оказывать реальную помощь родителям и детям в обучении. А что для педагога может быть ценнее?».
По-моему, в восприятии обучения в массах и родителей, и педагогов есть глобальный перекос в сторону тотального интереса к программам, в ущерб интереса к индивидуальности траектории развития каждого ребенка. Хотя это не логично.
В рамках любой программы в центре внимания должен быть ребенок. Не программа.
Я за это.
Отзывы о моей работе тут >> и тут >>
Подробности о курсе здесь >>
Согласны, что тенденция подстраивать ребенка под программу есть и имеет массовый масштаб?
С уважением, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, нутрициолог, учредитель семейного центра «Лесенка» Ирина Коваль.