Про гиперактивность и дефицит внимания

Еще несколько лет назад про гиперактивных детей писали очень много и везде. И врачи, и ученые, и родители, и педагоги с психологами, и ясновидящие.

Мнения высказывали разные, каждый рассматривал свою, профессионально доступную и понятную ему область этой особенности ребенка. Кто-то предлагает лечить, кто-то учить, кто-то видит сверхмощную энергетику, детей-индиго и т.д. Я сама слышала подобные высказывания от мам детей с СДВГ.

К единому мнению не пришли до сих пор, но в целом, как-то поутихло все на просторах Интернета. И родители как-то успокоились. Как-то стало доминировать мнение, что все само пройдет по мере взросления. Или считают, что специалисты ошибаются, а ребенок просто активный, живенький.

Спокойствие – это, конечно, хорошо. Нервы бережем. Только вот детям с реальной гиперактивностью или/и дефицитом внимания от этого не легче.

активные дети

Лично у меня тоже есть, что сказать на эту тему. Как у практика, руководителя Центра и детского нейропсихолога.

Я убеждена, что детям с гиперактивностью и дефицитом внимания нужно помогать. И чем раньше, тем лучше. Потому что, проявления вот этой самой, пресловутой гиперактивности с возрастом не исчезают. Они просто принимают другую форму, трансформируются.

Если ребенок в дошкольном возрасте «круги нарезает» на занятии, когда группа сидит и слушает, к школьному возрасту он сидеть и слушать, конечно, сможет. Но недолго. И шумно. Еще будет очень импульсивно реагировать на все: кто-то ручку уронил, кто-то тетрадью зашелестел и т.д. Будет активно отвлекаться, раздражая учителя и одноклассников. И, естественно, ему будет очень сложно верно воспринимать и обрабатывать учебную информацию.

Как правило, гиперактивы – дети очень смышленые. Про них учитель сначала так и говорит – умный, но не внимательный, слишком подвижный, не может сосредоточиться. А через некоторое время, сначала про себя, а потом и вслух, учитель начинает делать выводы и ребенок оказывается в категории «отстающих», «слабых» , «хулиганистых» и т.д. Родители переживают, ругают, помогают, ищут варианты и выходы.

Только раньше все нужно, значительно раньше. Года в 4-5, а не в 8-9-10. Результаты гораздо лучше в этом случае. И к школе можно нормально подготовиться.

Конечно, у ребенка есть природные механизмы для компенсации сложностей развития. Воспитывают, опять же их все, и дома достается, и в школе. И в 11 лет, гиперактивный ребенок, сможет уже довольно успешно контролировать свое тело и сдерживать импульсивность. Только ресурсы у него будут быстро истощаться, с соответствующими последствиями.

Но самое интересное время для родителей и педагогов наступает, когда начинается переходный период.

Довольно неожиданно, когда все вроде забыли про это, следует бурный взрыв гиперактивности и нарушения внимания. Только все гораздо серьезнее. Ведь детки в 14-15 лет выглядят весьма внушительно. А ведут себя, как малыши. Импульсивность набирает обороты, эмоции брызжут через край, контроль своей деятельности совсем слабенький. Да. Тяжко родителям приходится. Кто знает, тот подтвердит.

И когда узнают, что в дошкольном, и даже в младшем школьном возрасте могли эффективно помочь своему ребенку и облегчить жизнь себе, родители очень огорчаются.

А детям каково? Поверьте, из личной практики знаю, что очень, очень не комфортно, мягко говоря.

Поэтому, повторю, нужно заниматься специально, с этими чудесными детьми. Чтобы у них и у родителей все было хорошо, и в школе, и в семье и вообще, в жизни. Мы же их к жизни, причем к самостоятельной жизни, готовить должны.

С уважением, детский нейропсихолог, перинатальный психолог Ирина Коваль