Как мамы — «хорошие девочки» портят характер своих детей

«Хорошая девочка» — это не только про девочек по возрасту. Такая девочка может прочно жить внутри 45-летней женщины или 70-летней бабушки.

К слову «хорошая» в словаре масса синонимов: заботливая, приятная, чуткая, покладистая, добрая, милая, отзывчивая, любезная, очаровательная. Так видят «хорошую девочку» окружающие. Так показывают окружающим себя сами «хорошие девочки». Этот образ жизни и чувствования — их камуфляж, защита. И их мучение.

На самом деле образу «хорошей девочки» соответствуют совсем другие качества.

Такие женщины:

  1. Болезненно послушны. Делают, что велели старшие, авторитетные. Или что велят правила. Они впитали — делать, как велено, безопаснее, чем возражать.
  2. Болезненно пассивны. Не могут постоять за себя, ими просто управлять и манипулировать. Выбирают «скромность», из страха задеть чьи-то чувства и/или навредить себе.
  3. Слабовольны. Их жутко пугают конфликты и борьба, поэтому они «хамелеоны». Сегодня говорят одно, завтра — другое. Соглашаются с одним человеком сегодня, завтра с другим — с противоположными взглядами.
  4. Лицемерны. Жутко и невыносимо признаться в том, что чувствуют, поэтому притворяются. Делают вид, что им симпатичен тот, кто на самом деле неприятен. Изображают желание куда-то идти, когда на самом деле не хотят.
  5. Тревожны. Страх — их привычное, фоновое, не осознаваемое состояние. По разным поводам, но главный — не оправдать ожиданий, показаться не достаточно правильной и хорошей.

Это большая беда хороших девочек. И не только их, а еще и их детей. Об этом позже.

Беверли Энджел — психотерапевт, специалист по зависимым отношениям, автор книг, пишет:

Обвинять за такое поведение немыслимо — ведь это состояние не здоровья. Психологического нездоровья, поломки личности, реакций, самоотношения. Они не хотели такими быть, их такими сделали.

Культурная среда, родительские установки и детские переживания — все это влияет на формирование синдрома.

У синдрома «хорошей девочки» (СХД) есть четыре основных источника.

  1. Биологическая предрасположенность к смягчению конфликтов. Исследование Калифорнийского университета выявило, что у женщин более широкий поведенческий репертуар. Реакция стресса сопровождается выбросом окситоцина, который удерживает женщину от опрометчивых поступков и заставляет думать о детях, а также искать поддержки у других женщин.
  2. Социальные стереотипы, сформированные под влиянием окружения. Девочкам ПОЛАГАЕТСЯ быть вежливыми, приличными, благонравными и покладистыми. К сожалению, во многих семьях и культурах от девочки/девушки/женщины по-прежнему требуют всем угождать, быть бескорыстной, ласковой, скромной и вообще жить ради других.
  3. Семейные установки, которые усваивает девочка. Близкие передают нам свои взгляды на жизнь. По сути, мы копируем все: от модели отношений до понимания женской роли в семье. Из этих убеждений складывается наше мышление, поведение и мировоззрение.

Есть несколько типичных семейных ситуаций, под влиянием которых вырастает ХД:

    • Жестокий отец или старший брат.
    • Бесхарактерная мать
    • Воспитание в традициях мизогинии.
    • Родители, которые твердят, что она должна быть сдержанной, участливой и ласковой.

Например, ложное правило, что чужие интересы надо ставить выше личных, обычно заучивается дома.

Оно формируется на примере бесхарактерной или зависимой матери, которая жертвует собой ради семьи или мужа и никогда не считается с собственными потребностями. Глядя на нее, девочка быстро усваивает, что порядочная женщина, жена и мать должна забыть о себе и жить во имя чужого блага.

Бывает и по-другому: женщина получает ту же установку от эгоистичных или нарциссичных родителей, которые живут в свое удовольствие, игнорируя потребности ребенка. Девочка, растущая в таких условиях, начинает думать, что ее благополучие зависит от того, сумеет ли она удовлетворять чужие прихоти.

  1. Личный опыт, основанный на собственных ранних переживаниях.

Родительская жестокость и пренебрежение формируют искаженное мировосприятие и нездоровые наклонности, которые вынуждают женщину быть ХД. В конечном итоге те, у кого развился такой синдром:

    • Обвиняют себя во всем, что идет не так.
    • Сомневаются в себе, своих знаниях, ощущениях и впечатлениях.
    • Слепо верят чужим словам, даже если человек не раз их подводил.
    • Наивно оправдывают истинные мотивы чьих-то поступков.
    • Считают, что обязаны удовлетворять чужие желания, даже во вред себе.

Но главный фактор, ответственный за развитие синдрома «хорошей девочки» — страх.

В моей практике работы с родителями «хороших девочек» — более половины.

Приходят они ко мне с проблемами поведения детей и своего родительства. Думаете какими именно?

Почти все жалуются на:

  1. Истощение. Нет сил выносить все ЭТО. Родительство — для них сверх тяжкое бремя, особенно, когда детей становится более 2х и они малы.
  2. Плохое поведение детей, невыносимое. Дети ссорятся, кричат, обзывают маму, агрессивные. Или тихие, но врут, ленятся, не идут на контакт. Или в конфликте с отцом или бабушками/дедушками.

Истощение при СХД

  • Эмоциональное (псих, раздражительность, срывы на детей).
  • Родительское (дети достали, не возможно выносить их поведение, не возможно быть для них эмоциональной опорой).
  • Физическое (нет сил, выжата, как лимон, сон не помогает, расслабиться сложно).
  • Ментальное (не возможно изучать информацию, память не хорошая, внимание рассеянное, тяжело читать и сосредоточиваться).

Представьте, что вам все время надо контролировать себя. Подавлять свои настоящие чувства. Что взгляды, слова, жесты окружающих для вас имеют огромное значение. В любом месте — от магазина, поликлиники, песочницы до школьного собрания и семейного обеда. «Хорошая девочка» внутри психики вынуждает маму зависеть от мнения людей 24/7. Это постоянный сильный стресс. Он не проходит бесследно для тела и психики.

Для нашего мозга нет разницы — реальная опасность, в физическом мире нам угрожает или нереальная, в мыслях. Представление опасности вызовет тот же выброс адреналина, как и реальная опасность.

Проблема хронического разрушительного стресса возникает, когда вместо спокойного и гармоничного состояния мы ежедневно испытываем спектр сильных негативных эмоций (тревога, страх, гнев, раздражение, ненависть, злость, нас сжимает в тисках спешки, суеты, успеть к сроку, когда же я отдохну, ах скорее бы отдых, терпеть, сжать зубы и т.д.). Это все — фоновое, многолетнее состояние при СХД.

Самые известные гормоны стресс-системы — кортизол и адреналин.

Чем чреват избыток кортизола?

  • Подавляет иммунитет.
  • Разрушает кости, суставы.
  • Вызывает ожирение.
  • Разрушает мышцы, не дает им наращиваться.
  • Подавляет чувствительность к инсулину, в результате уровень инсулина становится все выше и выше, что в перспективе приводит к диабету.

Чем чреват избыток адреналина?

  • Тахикардия (чаще всего в сочетании с повышенным кортизолом).
  • Чувство тревоги.
  • Бессонница.
  • Инсулинорезистентность тканей.
  • Снижение иммунитета.
  • Нарушение проницаемость кишечной стенки.

Исследования показали, что хронический стресс подавляет функции гипофиза и гипоталамуса. Оба эти органа регулируют производство гормонов щитовидной железы.
Почему так — долго и сложно рассказывать, пост о другом. Все что имеет смысл понять сейчас — стресс приводит к развитию проблем с щитовидной железой.

Я работаю с родителями, как нейропсихолог, психолог и нутрициолог. И очень часто вижу симптомы скрытого гипотериоза в жалобах мам.

В итоге при хроническом стрессе нарушается главная эндокринная ось здоровья — гипоталамус-гипофиз-надпочечники.

Это комплексная сеть, обеспечивающая:

  • Обмен веществ.
  • Пищеварение.
  • Иммунную систему.
  • Настроение.
  • Умственную активность.
  • Половое влечение.
  • Использование энергии.

Пока явные диагнозы «дремлют», мама чувствует неполадки со здоровьем и «звоночки» будущих болезней.

Главные «звоночки» — это постоянная усталость, раздражение, сложности с концентрацией.

Хронический стресс от внутренних переживаний и подавления эмоций сочетается с недосыпом, нехваткой нутриентов, тревогой за детей, беременностями и кормлением. Это разрушает организм и психологическую устойчивость еще больше.

Плохое поведение детей у мам с СХД

Высокие уровни стресс-гормонов влияют на ребенка внутриутробно, что приводит к сложностям в работе мозга и психики (ребенок может быть требовательным, болезненным, раздражительным, плаксивым, метеозависимым, не адаптивным и т.д.)

После рождения, ребёнок начинает… просто жить, проявляя разные чувства. Чем ребенок старше, чем тем больший спектр чувств он испытывает.

Для «хорошей девочки» есть один вариант поведения и проявления чувств — слушаться и быть покладистой.

Когда ее ребенок начинает проявлять свои РАЗНЫЕ, ЕСТЕСТВЕННЫЕ чувства — мама может выбрать 2 пути.

  1. Лепить из ребенка следующую «хорошую девочку». Воспитывать сверх послушание, учить не слышать себя, ориентироваться на внешнее одобрение и т.д. В начале статьи это все писала. Тут все и просто, и ужасно. Повторение сценария. Кстати, такая мама очень часто выбирает с мужья папу -тирана. Как в ее детстве.
  2. Позволить себе «свободу» чувств ЧЕРЕЗ ребенка. Наконец-то, кто-то близкий, практически ее продолжение, будет выражать гнев в ответ на то, что сама мама не может. Это такая отдушина. Это такой кайф. Только это нельзя показывать — хорошие девочки должны хорошо воспитывать своих детей.

И начинается новый виток лицемерия. На людях мама ребенка «воспитывает».

Как именно — зависит от маминого уровня родительской компетенции. Если мама уверена, что детям нужна жесткость и давление — так она и будет себя вести с ребенком на людях. Запрещать, одергивать, кричать и т.д.

Если мама — интеллектуал, хорошо знакома с теориями привязанности, естественного родительства и «правильного современного подхода», она будет тормозить ребенка с помощью этих всех методов и приёмов.

Но параллельно с этим будет посылать ребенку массу сигналов, о том, что ей НРАВИТСЯ не правильное поведение.

Ребенок бегает по поликлинике, шумит, мешает другим — мама не останавливает ребенка сразу. Она ждёт пока раздражение окружающих станет сильным и еще некоторое время наслаждается «плохим» поведением ребенка. Но потом непременно позовёт его и сделает внушение.

Мама, которая через ребенка неосознанно мстит обидчикам — своим родителям — будет ставить малыша, как буфер в отношениях с ними. Особенно, если ее собственная сепарация все еще не состоялась, если она зависима от мнения своих родителей. Ее поведение не изменится. А вот ребенок при такой маме будет вести себя агрессивно по отношению ко взрослым и детям.

Вариантов развития отношений между мамой — «хорошей девочкой» и ее детьми огромное множество. Одно только присутсвует всегда. Личность ребенка развивается криво.

Гармонично она развивается в понятных, правильных и постоянных правилах. На фоне адекватной родительской любви.

Мама — «ХД» имеет массу психотравм и внутренних проблем при внешнем «великолепии» и «успешности». И даже какое-то время (иногда долгое) она не осознает, что что-то с ней не так.

Явное «не так» проявляется часто именно с рождением ребенка. Созависимость с ребенком — частый спутник такой мамы. Это вредит развитию здоровой личности ее детей.

Мама не может выдерживать адекватную дисциплину на фоне любви. Она воспитывает либо в авторитарном стиле (как ее воспитывали), либо в попустительском (страшно, что так же «передавит» и сломает ребенка, как ее сломали). Либо в хаотичном — то давит, то все разрешает. Параллельно с этим ребенок получает противоречивые сигналы от мамы. Невербальные и словесные. Вроде это можно, мама посматривает, как я пинаю кресло водителя такси ногами и по лицу видно, что ей нравится. Потом вдруг она начинает злобно шипеть: «Перестань, что ты делаешь, видишь — дяде мешаешь».

Двойные послания не посильная нагрузка на детский мозг и психику. Психику от этого может понести в разнос в любом направлении. Ребенок боится.

Мама с СХД не может защищать своего ребенка. Она примет сторону злобной учительницы, согласится с ней и предаст своего ребенка.

Ребенок становится сложно управляемым, страдает от «плохого» характера. Как это будет проявляться — зависит от самого ребенка.

При сильном темпераменте, например, ребенок будет «злой». Злость стандартная защитная реакция на угрозы, по типу «бей первым и беги». При слабом темпераменте ребенок будет затюканным и зажатым тихоней — защитная реакция по типу «замри, не отсвечивай». Может уйти в себя явно или врать и скрывать свой настоящий внутренний мир. Может на людях скрывать злобу, а делать пакости исподтишка. И все отрицать потом.

Мировоззрение ребенка со временем меняется — он учится лицемерить, это становится его нормой жизни. Не только другим людям врёт, но и себе.

Это очень не здоровое и гармоничное развитие личности. Мама — «ХД» страдает от взаимодействия со своими детьми чем дальше, тем больше.

А отсроченные результаты воспитания могут приводить ее в отчаяние и ужасать. «Как у МЕНЯ, такой хорошей, получился ТАКОЙ ребенок»

Истощение от стресса + отчаяние от детей — с этим ко мне приходят «хорошие девочки».

Вымотанные собой и воспитанием. Не понимающие, почему правильные методы от гуру психологии не работают, и все становится сложнее и сложнее.

Я много лет работаю с мамами. И хорошо их понимаю.

Знаю, с чего надо начинать помощь.

С курса «Изучаем родителя».

Чтобы изменить поведение ребенка — надо вначале изменить свое родительское поведение. Только так это работает.

Чтобы изменить свое поведение — надо хорошо себя ЗНАТЬ и ПОНИМАТЬ, как родителя.

Чтобы знать и понимать — надо изучать себя.

Этим мы и занимаемся в курсе.

  • Много практики, нужная теория, тесты.
  • Ответы на вопросы от меня и моего помощника целый месяц.
  • Разборы реальных ситуаций.

Что в итоге?

  • Мамы избавляются от невыносимого груза раздражения, вины и тревоги.
  • Понимают, как иначе можно себя проявлять с близкими.
  • Учатся выстраивать адекватные границы личности в общении.
  • Меняют отношения со своими родителями на более здоровые.
  • Меняют стиль воспитания с ребенком на полезный для ребенка.
  • Становятся осознанными. Спокойными. Принимающими и учатся давать опору ребенку.
  • Меняют свое мировоззрение и учатся принимать себя без фанатизма, здоровым, адекватным образом.

Это не простой труд — на этом курсе всегда льётся много слез. Но они действуют, как лекарство. Очищают и выводят на иной уровень.

Мамы делают практики и заменяют токсичные, ошибочные убеждения на ресурсные, помогающие, здоровые.

Меняется многое. Отношения с собой. Самочувствие. Отношения с мужем. И, конечно, поведение детей.

Дети же не хотят расти вредными, злыми, лживыми. Не хотят потом огребать проблемы от родителей. И от судьбы. Они просто ждут, когда мама расколдуется, успокоится и сможет ВИДЕТЬ ИХ НАСТОЯЩИХ. Когда мама сама станет настоящей.

Наши дети растут заслуживают настоящей любви и настоящих, осознанных мам.

ЧТОБЫ ЗАБРОНИРОВАТЬ МЕСТО НА СЛЕДУЮЩЕМ ПОТОКЕ — ПИШИТЕ МЕНЕДЖЕРУ ПРОЕКТА (НАЖИМАЙТЕ НА КНОПКУ НИЖЕ И ПЕРЕХОДИТЕ К ДИАЛОГУ)

Также в этом диалоге можно задать вопросы технического или организационного характера, уточнить информацию по оплатам.

С уважением, Ирина Коваль, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, нутрициолог, автор курсов экспертного родительства.