Общаюсь со многими СОшниками лично, читаю иногда форумы и блоги тех, кто делится опытом.
Очень часто говорят о том, что «хочу попробовать сдать два класса в этом году» или делятся, как уже сдали в первом, втором, третьем классе за два года.
Вот не понятен мне этот момент. Зачем и куда бежать в началке.
Я не смотрю на программу, как на перечень предметов для сдачи. Чтобы поскорее освоить, отвязаться и вообще сдать быстрее эту всю «школьную» тему и жить «свободно», занимаясь интересным.
В центре моего интереса — развитие способностей моего ребенка. Высших психических функций, мозга, тела, духа.
Если про высшие психические, то мне важно развитие мышления, внимания, памяти, речи (устная, письменная), восприятия и т.д.
Программа обучения подбирается и ведётся мной так, чтобы все это развивалось гармонично в соответствии с текущими возможностями мозга моего ребенка. Моего, а не вообще детей в этом возрасте, это важно. Все разные.
Я смотрю на обучение, как детский нейропсихолог. Знаю, что в каком возрасте должно формироваться. В отличие от составителей обучающих программ.
Думаете, если вы нашли хорошую, последовательную прогу, ребенок научится решать по ней упражнения и это будет показателем его развитости?
Нет. Во-первых, большинство программ просто повторяют то, что до них было в учебниках предыдущих лет. Никто не учитывает то, что знает сейчас нейропсихология развития.
Например, тот факт, что в младшем школьном возраст — лучший для развития пространственного мышления. Геометрию надо давать детям (в доступной форме и хорошем объеме) в начальной школе. А нет в программах обучения этого, геометрия много позднее начнется.
Во-вторых, освоить решение, например, из математики ребенок может и плохо понимая математику. Просто решая по образцу.
Куча школьников «выезжает» именно на этом — контрольные пишут, аттестации сдают, предмет не знают.
Но то, что предмет не знают, ерунда. Гораздо то хуже, что мозг не развивается, вернее частично, усечено развивается. Этот самый пресловутый потенциал ребенка не раскрывается. И с этим частично раскрыта потенциалом ребенок потом идёт жить свою жизнь.
В-третьих, как ни беги по программе в темпе, мозг ребенка от этого быстрее расти не станет.
Растет он под влиянием внутренней природной биопрограммы, управляющей процессами взросления и «включающей» функции и способности к определённому моменту. Вот тогда, когда «включится» и надо давать стимуляцию для развития конкретной способности или группы способностей. Не раньше и не позже. Тогда будет в «коня овес».
Пройти-сдать программу или предмет с ребенком для меня не важно. Это, вообще, нелепо ставить целью на СО.
Ребенок не должен быть подстраиваемым под требования любой программы. Не ребенок для программы, а программы для ребенка.
Программы и предметы нужно не сдавать, а ИСПОЛЬЗОВАТЬ, выжимая все, что можно и дополняя, для развития важных в дальнейшей жизни ребенка качеств и способностей.
Вот, например, математика. Для меня математика — один из важнейших предметов, развивающих мышление. Основной.
Что предлагают во втором классе наши учебники (Пчелко, Аржеников, Никитин, Поляк, Попова)?
Решать много задач и примеров и изучать таким образом арифметику. Есть повторение, последовательность, это мне симпатично в данных учебниках.
Но геометрии нет. Это мне не нравится.
Из-за повторяемости, для сообразительного ребенка нет проблем с решением по образцу. Примеры, уравнения, задачи — все типовые. И это тоже не нравится.
Я слежу постоянно за тем, чтобы у сына было понимание и осмысление, а не навык решать в конкретной теме.
Поэтому, например, мы с сыном рисуем все задачи. Особенно в новых темах. Это непременно.
Перевести условие в рисунок, в схему очень помогает в развитии пространственного мышления. Рано еще мозгу ребенка в 8 лет оперировать только словами задачи. За словами должны стоять чёткие образы.
Когда ребёнок отрисует что такое «Коля решил 3 столбика примеров по 4 примера в каждом, а после этого осталось решить еще 6, сколько всего решит Коля», тогда точно будет понимать почему решение — сумма числа и произведения.
Когда ребенок отрисует все возможные задачи на текущую тему, про детей, велосипедистов, трубы, яблоки, скошенные луга, молоко, конфеты он начнёт понимать общую ЛОГИКУ этой темы.
Вот жизнь – вот ее математическое отображение. Вот жизненная задача – вот логика ее решения. А математическая запись помогает решить быстро и точно. Вот единая формула для осмысления разнородных явлений. В этом суть занятий математикой. Это мне важно развить.
Математика способствует развитию связанности мышления, целостности, понимания единства признаков в ряде явлений, пониманию и вычленению алгоритмов, критичности, точности, контроля, структурированноти восприятия, комбинированию, проектированию и так далее.
А что стоит за этими функциями? Как в жизни это проявляется, в характере? Ради чего это все развивать то?
Вот что — аккуратность, умение следовать плану, предусмотрительность осторожность в решениях, способность легко переключаться между задачами, умение смотреть на вещи с разных сторон, быстро оценивать ситуацию, критичность и независимость от мнения толпы.
Не правда ли, полезные качества?
И все это можно и нужно последовательно системно развивать в каждом возрасте, особенно в начальной школе, с помощью грамотного ИСПОЛЬЗОВАНИЯ программ. Для этого программы и учебники нужны. А не чтобы легче сдавать промежуточные аттестации, кто больше успеет за год.
Поэтому, в частности, я именно сейчас, в 8 лет прошу сына рисовать разные объекты в проекциях. Как , например, выглядит этот стул в проекции снизу, сбоку, сверху. Это черчение, до которого «по программе» очень далеко.
Я не бегу бегом в нашем СО. Развиваю и формирую человека осознано здесь и сейчас. Тише едешь, дальше будешь. Только надо знать куда ехать и уметь управлять «транспортом».
Кроме этого, я готовлю ум моего ребенка к будущей учебной нагрузке заранее это тоже часть осознанного подхода к обучению. И это тоже в программе не заложено.
У меня совершенно обычный ребенок, не одарённый, не сильно любящий учиться, играть больше любит в свои восемь лет).
В этом году у сына идут индивидуальные занятия с хорошим логопедом по развитию слухо-речевой памяти, речи, пространственного мышления и других важных функций психики.
У сына норма развития во всем, но чтобы в средней школе мой ребенок легко справлялся с программой обучения и мог ее самостоятельно освоить, именно сейчас, в началке надо прокачать функции выше нормы. Те, конечно, которые уже активированы природной биопрограммой и готовы развиваться.
Да, я вот так заморачиваюсь. Считаю важным именно это в начальной школе, а гонку по программе и сдачу 2 классов за год.
Зато и результаты вижу постоянно. Вот, из новых — на входном тестировании в центре олимпиадной математики в своей возрастной группе сын показал лучший результат. Его никто специально по математике не готовил. Я развивала его функции, его ум, в соответствии с знаниями нейропсихологи, начиная с раннего возраста.
И это не про спецкружки или про «развивающие» модные методики. Это совсем про другое. Все эти методики большей частью похожи на конфеты-обманки. Знаете, когда красивый фантик есть, а внутри пусто. Шуршит, но не кормит. Эти методики — видимость развития, имитация бурной развивающей деятельности, хороший бизнес. Но не настоящее развитие ребенка.
Ну да ладно, это тема другая, про ранний возраст…
Я ушла на СО давно, еще со старшей, которая сейчас учится на втором курсе ВУЗа. Ушла не только из-за ригидности школьной системы, не развивающей, а скорее отупляющей мышление.
Мне важна была свобода выбора средств обучения, способов, программ, учебников. Но не для того, чтобы бегом сдать.
Для того, чтобы ребенка воспитать, реально развить его ум и подготовить его к жизни.
Для этого надо, конечно, много знать. Не программы знать, а ребенка в первую очередь. Своего. Его индивидуальные возможности и потребности сейчас и на будущее. Развитие мозга в разном возрасте. Куда и как вести это развитие. Как сочетать целенаправленное развитие ума с развитием тела и развитием личности и характера.
Это система, научно обоснованная. Я рассказываю об этой системе на своих курсах экспертного родительства.
Подробности о курсе здесь >>
С уважением, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, нутрициолог, учредитель семейного центра «Лесенка» Ирина Коваль.
Р.S. Хорошие результаты аттестации и интерес ребенка к учебе — это не цель, а один из побочных эффектов осознанного обучения и развития.