Два факта, которые нам нужно будет как-то увязать между собой:
- Гаджеты и Wi-Fi стали неотъемлемой частью жизни детей, по сути это уже новая реальность. Пришла.
- В развитии детей не менее 50% качества развития зависит от влияния среды. А эта-то среда в большинстве своем стала цифровой.
Как жизнь в цифровом окружении может повлиять на развитие детей — вопрос этот волнует и учёных, и родителей. И меня он тоже волнует. И как специалиста, и как маму.
Как детский нейропсихолог я довольно хорошо знаю теорию развития мозга. Знаю, что есть важные законы, которые необходимо учитывать при воспитании, развитии и обучении ребенка. Нарушать эти законы развития опасно, это всегда приводит к неблагоприятным последствиям.
Сложность в том, что достоверных, непротиворечивых данных о влиянии цифровой субкультуры на развитие мозга в динамике нет. Нет еще системы и длительной проверки на нескольких поколениях. Есть исследования ОТДЕЛЬНЫХ аспектов влияния гаджетов на ОТДЕЛЬНЫЕ аспекты развития. Для системы должна накопиться статистика, а у нас только первое поколение растет в цифровой среде.
Вот почему кто-то говорит о глубокой пользе цифровой среды, а кто-то утверждает, что гаджеты демоническое зло.
Я долго искала непредвзятую и полную информацию по этой теме — но ее действительно пока нет.
Чтобы сделать системные выводы, нужны большие сравнительные исследования по разным группам детей. Не может быть единой реакции на стимуляцию “цифрой” у детей с нормотипичным развитием и, например, СДВГ. У детей с разными типами темперамента реакции тоже разные.
Поделюсь здесь своими мыслями и выводами на эту актуальную для многих тему.
Цифровая среда не является естественной
Первое, что нам надо уяснить — цифровая среда — не является ЕСТЕСТВЕННОЙ средой, это новое, приобретённое, к чему мозг вынужден адаптироваться. Чтобы отыскать вредное и пользоваться полезным. Мозг быстро не мутирует, не ждем напрасно). Поэтому-то, что вредно мозг наших детей, детей поколения Z, огребет по полной программе.
Их мозг ждёт привычных стимулов для развития — активные игры на воздухе, общение по типу человек-человек, много передвижения в реальном пространстве много разнообразных сенсорных стимулов и т.д.
Говоря простым языком, каждый ребенок от рождения до 11 лет должен получать ДОСТАТОЧНО естественных стимулов в естественных условиях. Это критически важно для нормального развития мозга и психики.
Разберемся, насколько естественна для мозга цифровая среда.
Ребенок берет смартфон и что же? Он только ВИДИТ картинку и СЛЫШИТ ее.
Не щупает, не нюхает, не пробует на вкус. Ну, хоть как вот бейся, а недостаточно стимуляции только зрения и слуха для адекватного развития мышления, речи, движений, эмоций и т.д. Законы развития не обойти, еще раз повторю, и мы пока не мутанты.
Слава Богу, все более популярна теория привязанности и естественное родительство и малышей все больше и больше носят на руках, постоянно общаются и т.д.
Но факт остается фактом — возле детей в поле их зрения есть гаджеты и даются они с раннего возраста.
Вот как раз про малышей до 2-х лет на сегодняшний момент накопилось уже масса исследований. И выводы однозначные — для них ЭТО ОПАСНО. Кроме другого влияния, есть еще электро-магнитныеи излучения, искусственный свет от экрана, тепловое воздействие и т.д.
Дети до 2 лет
Даем рано гаджеты — в мозге детей не формируются те системы контроля и организации поведения, которые есть у людей, чье детство прошло в естественной среде обитания. Кроме того, есть данные о формировании у детей так называемого «цифрового слабоумия», гиперактивности, дефицита внимания, сложностей развития речи и т.д. Это не домыслы, а конкретные исследования.
Тоже самое мультики. Даже “развивающие”. Просто факт: исследования о вреде подтверждают это. А вот достоверного исследования о пользе “развивающих” мультиков до 2-х лет нет. Это просто родителям очень удобно. Сунул телефон — ребенок успокоился. Сунул телефон еще раз — хотя бы полчаса можно отдохнуть.
Даже 30 минут даже неврологически здоровому малышу, нормотипичному (а таких еще днем с огнем поискать сейчас!) детские или «развивающие» мульты провоцируют формирование зависимости.
Хотите скандалов, нарушения в поведении и прочих “прелестей” — давайте. Это же выбор каждого. Но будьте готовы к сложностям воспитания и развития.
Детям до 2-х лет никаких гаджетов и видеоконтента давать не нужно.
А нужно много общаться с малышом, играть, гулять и много активно двигаться, читать вслух, петь, приучать к самообслуживанию и помощи, танцевать в свое удовольствие, если ребенок растет без отклонений в развитии.
Если есть сложности — все то же самое, только плюс специальные развивающие и коррекционные занятия и наблюдение у грамотных специалистов.
От 2 до 5 лет
Совместный просмотр со взрослым мультиков может помогать развитию речи и мышления.
Важно соблюдать:
- Расстояние до экрана.
- Отсутствие телесного контакта с гаджетом.
- Время не более 10-20 минут в день.
Совместный просмотр — это значит ВМЕСТЕ с родителем, с его (родителя) участием. И этот взрослый должен по пути помогать понимать и закладывать смыслы. Чтобы не мультик умом ребенка управлял, а вы формировали адекватное мировоззрение.
Но, если ребенок сидит с мультиками наедине по полчаса и больше, то будут те же последствия, как у ребенка до двух лет.
Выбирайте короткие мульты про дружбу, помощь, любовь к близким и природе, с понятными героями и сюжетами.
И конечно, не стоит забывать об ОСНОВНОЙ жизни — игры, общение, чтение, прогулки, социализация, помощь, самообслуживание и прочие привычные для мозга условия развития.
От 5 до 7 лет
Для детей с 5 до 7 лет, при нормотипичном развитии — все то же самое, только сюжеты мультиков и фильмов могут быть сложнее. Здесь также важен СОВМЕСТНЫЙ просмотр и пояснения.
В этот период можно подключать компьютерные игры. Есть уже достаточное количество исследований, чтобы подтвердить хороший развивающий потенциал у некоторых типов игр. Это игры на логику, поиск ответов и обучающие игры. Но никак не шутеры.
И лучше использовать приставку, а не комп, планшет или телефон, так как она даст возможность двигаться.
ВАЖНО: гиподинамия — один из ключевых моментов, ОЧЕНЬ негативно влияющих на развитие мозга ребенка. Поэтому активное движение вне игр тоже, много внимания этому надо уделять.
Время ограничено: 15 — 30 минут в день.
От 7 до 11 лет
Время игр может увеличиться до 40 -60 минут в день, по 20 минут, с перерывами не менее часа между.
Шутеры все еще в зоне запрета.
Фильмы и мультики, по-прежнему необходимо смотреть вместе со взрослым.
Можно начинать обучать работе с алгоритмами поиска нужной информации, критериям недостоверности информации и так далее.
Можно начинать обучение основам программирования на играх в реальной жизни. Это могут быть все игры, где надо просчитывать ходы вперед и продумывать тактику. Например с помощью игрового набора Cubetto Primo.
С 9 лет можно начинать обучение полезным навыкам и умениям — создание анимации, видеомонтаж.
С 10-11 лет можно обучать методу слепой печати на клавиатуре.
Основы программирования тоже можно уже осваивать в компьютере. Есть много достойных книг по этой теме и обучающих ресурсов. Мы сейчас пользуемся книгой «Pithon для детей и родителей» Б.Пэйна.
По-прежнему важно много гулять, играть, заниматься регулярно физкультурой, читать каждый день книги, много общаться со значимыми взрослыми.
Если вам дорого здоровье ребенка, то в это время еще больше внимания уделяйте гигиене использования гаджетов (защитные очки настоящие, блокировка синего цвета, расстояние до экрана, время непрерывного пребывания в контакте, проветривание, влажность воздуха и т.д)
От социальных сетей ограждаем максимально долго. Там своя песня — социальное одобрение в виде виртуальных поощрений. Детский мозг очень легко попадает в цифровую зависимость. Даже у взрослых очень сильны механизмы дофаминовой стимуляции, связанные с социальным одобрением. Мы зависим, чего от детей ждать? И кстати, как это отразится в будущем — пока неизвестно.
12+
Дальше, с 12-ти лет начинается подростковый возраст.
А вот здесь уже во многом его общение с цифрой зависит от следующих вещей:
- Насколько доверительны ваши отношения.
- Насколько сильный вы для него авторитет (и вообще, авторитет ли?).
- Понимает ли он, а точнее, сформировали ли вы его понимание об опасностях цифрового мира.
- Как он приучен соблюдать гигиену использования гаджетов.
- Насколько развита у него воля и самоконтроль.
- Позволяет ли ему мировоззрение противостоять соблазнам.
Если появились вопросы, а КАК эти понятия у детей сформировать? — приглашаю на курс “Дети и гаджеты. Безопасность и баланс”.
Вот здесь я подробно писала, что ДАЕТ курс, какие результаты (ссылка >>)
Если переживаете, что “уже поздно пить боржоми”, то напомню, что мозг развивается и формируется до 25 лет! Да, сложнее будет многие вещи изменить. Сложно, но можно.
Было полезно, интересно? Пишите:)
ЧТОБЫ ЗАБРОНИРОВАТЬ МЕСТО НА СЛЕДУЮЩЕМ ПОТОКЕ — ПИШИТЕ МЕНЕДЖЕРУ ПРОЕКТА (НАЖИМАЙТЕ НА КНОПКУ НИЖЕ И ПЕРЕХОДИТЕ К ДИАЛОГУ)
Также в этом диалоге можно задать вопросы технического или организационного характера, уточнить информацию по оплатам.
С уважением, Ирина Коваль, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, нутрициолог, учредитель семейного центра «Лесенка», автор курсов экспертного родительства.