Про популярные «развивающие» мозг материалы

Решила написать про популярные «развивающие и гармонизирующие» полушария мозга материалы.

Очень частый вопрос от родителей последние два года касается этих методик и материалов. Их производители так славно расписывают достоинства своей продукции (услуг) что увлечься очень легко.

Про методики вот тут писала

https://vk.com/wall217774475_6525

А сейчас про материалы поговорим. Про все эти доски, балансиры и прочее, столь активно предлагаемые к покупке.

Давайте, для примера, почитаем про странную деревянную штуку, типа обводилки по контуру. Обводить надо одновременно двумя руками выемки в виде спиралей и лабиринтов, вырезанные в фанерной доске.

Что пишут производители? Читаем один из продающих текстиков, которым со мной поделились участники моих курсов экспертного родительства:

«Сегодня принимают поздравления принц Уильям, Сара Джессика Паркер и Никита Михалков…. и даже я)))
⠀Нет-нет, мы не именинники! Просто сегодня Международный день левшей! 😃

А еще в мире существуют необычные люди Амбидекстры. Кто это? Это счастливчики, которые одинаково свободно могут оперировать и правой, и левой рукой. Такое умение может быть врожденным или приобретенным за счет специальных упражнений и тренажеров. Например, как наш тренажер межполушарного развития!

Какие преимущества дают такие занятия?

— Появляется способность думать над несколькими задачами одновременно.
— Увеличивается объем долгосрочной памяти.
— Повышается скорость и качество восприятия информации.
-Быстрее находить нестандартные пути решения.
— Помогает сохранить интеллектуальные функции до глубокой старости.
— Правши открывают в себе новые творческие задатки.
— Левши учатся планировать свое время.

С такими тренажерами с удовольствием играют и детки, и взрослые!😉«

Приятно написано, правда? И известные личности упомянуты и суперразвитие отдельных важных высших психических функций и способностей в целом! И про амбидекстров так замечательно рассказано: оказывается они счастливчики, избранные и особенные. Уверена, что многие родители «покупаются» на подобные рекламные ходы.

Мало кому придет в голову лезть в учебники по нейропсихологии, продираться через джунгли терминологии и искать достоверную информацию.

Поделюсь с вами этой информацией простыми словами.

Итак, про амбидекстров.

Амбидекстры владеют как правой, так и левой рукой. Мы все рождаемся амбидекстрами, руки и области мозга, отвечающие за точность их движения одинаково НЕ развиты. В норме к четырём годам должен состояться выбор в пользу ведущей правой или левой руки. 

Люди, у которых ведущая рука не установилась — амбидекстры — составляют всего около одного процента населения нашей планеты, причём даже те, кто причисляет себя к «двуруким», не всегда способны продемонстрировать равнозначное владение обеими руками. Тем не менее, у таких людей межполушарная асимметрия на уровне владения руками(это не про весь мозг !) сведена к минимуму. 

Правшей на нашей планете больше, примерно 45%, а левшей (не леворуких, а истинных) около 10%. Хотя у исследователей данные разнятся.

Остальные — это люди, у которых есть преобладание руки при выполнении конкретного действия те, у кого так называемое «смешанное преобладание».

Особого развития способностей и одарённости человека из-за преобладания правой или левой руки не существует. Развитие моторики левой или правой руки особо НЕ влияет на те участки мозга, что НЕ задействованы в координации движений. Усилия по развитию моторики рук будут развивать те области мозга, которые отвечают за моторику рук. Не память, не мышление, не речь и прочее.

Про особенности амбидекстров.

У правшей или левшей идёт посменная активация определенных зон мозга в процессе деятельности, что обеспечивает функциональную
«разгрузку» зон мозга. У амбидекстров с этим сложнее, переадресация нервных импульсов из перегруженных зон происходит труднее. Нет выраженной асимметрии, нет особых участков, которые готовы разгрузить другие зоны. 

Поскольку с разделением функций между загруженными и незагруженными участками мозга у амбидекстров есть некоторые проблемы, учёные выделили несколько НЕДОСТАТКОВ амбидекстрии:

амбидекстры довольно быстро устают,

хуже концентрируют внимание;

довольно долго обрабатывают информацию, приходящую извне.

Дети-амбидекстры подвержены гиперактивности и дефициту внимания. Кроме того, считается, что они испытывают трудности в овладении языковыми навыками, чаще страдают сложностями развития школьных навыков.

Показатели амбидекстров при прохождении тестов на интеллект, мышление, арифметику и память обычно несколько ниже, чем у леворуких или праворуких.

А еще по результатам одного из немногочисленных исследований феномена амбидекстрии, было сделано предположение, что амбидекстры чаще страдают шизофренией, чем обычные люди , так как у многих амбидекстров обнаружили ген LRRTM1, который ответствен за потенциальное возникновение данного заболевание.

Есть идеи, которые утверждают, что врожденная амбидекстрия свидетельствует о большей талантливости в сравнении с людьми с доминирующей правой или левой рукой. Но это только идеи, а исследования говорят о другом.

В начале XX века Джон Джексон, старший преподаватель школы грамматики в Белфасте, выдвинул теорию о раздельном функционировании двух полушарий и основал общество амбидекстров. По его мнению, вырабатывание праворукости давало развитие только половины мозга, и, следовательно, вело к потере потенциала другого полушария. 
Это была просто идея. Если бы он оказался прав, амбидкестры были бы сверхлюдьми. На тот момент наука знала о функционировании мозга немного и идеи высказывались самые разные. Что не мешает производителям использовать столетние неподтвержденные данные для расширения продаж в наше время.

Тренировки на «развивающих» тренажёрах и искусственное формирование амбидекстрии

Как и в случае с врождённой амбидекстрией, выработка искусственной амбидекстрии может привести к перегрузке психики.

Искусственная «двурукость» может приводить
к конфликту функций головного мозга и торможению мыслительных процессов.

На основании определённого опыта можно сказать, что при активной тренировке недоминирующей руки может повышаться агрессивность, раздражительность, быстро меняться настроение, а также замедлиться скорость подсчётов, совершения выводов или умозаключений.

Некоторые учёные даже считают, что это может вести к дисбалансу в психическом состоянии и в конечном итоге привести к развитию психических заболеваний. 

Картина, как видите ,складывается совершенно иная, чем рисуют рекламки производителей.

****

❗ВНИМАНИЕ❗В комментах работают мошенники. Я отвечаю только лично, помощников у меня нет.

****

Мозг имеет сложную систему специализации своих отделов. И даже, если человек хорошо пишет, рисует и т.д. обеими руками, это не означает, что будет мыслить как великие философы и ученые, или рисовать, как великие художники.

У такого человека (амбидекстра) после длительных (от двух до пяти лет) тренировок может быть хорошо развита моторика обеих рук, но умственных или творческих способностей от этого будет не больше, чем у правши или левши.

А теперь вопрос к родителям

ЗАЧЕМ? Зачем вмешиваться в естественный процесс развития своего ребенка?

Его так легко нарушить и так сложно восстанавливать!

Техногенная цивилизация уже давно более чем успешно справляется с формированием сложностей в развитии мозга детей: большая часть популяции современных детей имеет отклоняющееся развитие и нуждается в помощи.

Сосредоточьтесь лучше на том, чтобы уменьшить это негативное влияние и будьте осторожны, принимая решения о покупке «развивающих» материалов. Ведь можно не только деньги «слить», но и мозги своего ребенка.

Простите, что резковато, достала это безграмотная пропаганда с упоминанием мозга в рекламе).

Подобные материалы и методики хороши для детей с разного рода задержками психического развития ( по показаниям специалиста после диагностики) в рамках КОМПЛЕКСНОЙ коррекционной работы.

Если было полезно, пожалуйста, напишите в комментариях, мне важна обратная связь).

Хотите реального развития для своего ребенка ?

Приходите на мой онлайн курс экспертного родительства.
После него вам никто лапшу на уши не навещает, будете хорошо понимать что действительно способствует развитию мозга ребенка в современном мире. Пишите в личку «Расскажите про курс», я поделюсь подробностями).

Кстати, если уж есть необходимость в таких тренировках, совсем не обязательно тратить значительные суммы на готовые материалы. То же самое можно делать, нарисовав лабиринты на бумаге, положить ее в файлик и обводить сверху фломастером, мелом и чем хотите.

И применять их нужно грамотно, после диагностики у специалиста.

Всем разумности в выборе!

С уважением, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, нутрициолог, учредитель Семейного центра «Лесенка» Ирина Коваль.