Как воспитывать, если ребенок залипает в кибериграх

Ребенок (подросток) играет в киберигры. Залипает в них. Родителям тревожно. Сам факт психологического залипания тревожит и особенно сильно беспокоит всех, если ребенок играет в шутеры. Это про войну, стрельбу, уничтожение противника. Пример классического шутера — Team Fortress.

Поясню заранее свою позицию. Я не считаю киберигры — шутеры чем-то супер полезным. Особенно для детей. Особенно, для детей с особенностями. Но и не демонизирую их.

Я уже из поколения геймеров. В 90-е все и началось. Мои друзья-студенты с удовольствием залипали в Doom, играя часами. А групповые баттлы, некоторое время, происходили очень сложно — все компы свозили в одну квартиру, соединились между собой проводами в единую систему. Не было еще скоростного инета и вай-фай, блютус и т.д. Мы были динозаврами кибервека. Очень много играли мои друзья, часами. Это лет в 18-23. С той поры прошло еще 25 лет. Что я наблюдаю? Все психически здоровы, у всех семьи, дети, работа, нормальная жизнь. Увлечение и залипание прошло ближе к 25 годам. Как и любые развлечения, киберигры большей части залипающих игроков надоедают. Личность развивается, появляются другие интересы. Это то, что я вижу на реальных примерах. Все не так страшно.

Вокруг шутеров и игр вообще очень много страшилок.

Более половины россиян (58%) СЧИТАЮТ, что видеоигры приносят больше вреда, чем пользы (по данным ВЦИОМ на 15 августа 2019 года), СЧИТАЮТ, что игры усиливают проявления агрессивного поведения. Также 54% граждан плохо относятся к увлечению играми близких.

Игровая зависимость признана психическим расстройством, как и зависимость от азартных игр, казино и т.д. Да, это факты, это серьёзная проблема.

Но давайте будем реалистами — для формирования этого психического расстройства нужны условия. Включающие и генетическую предрасположенность, и психотравмы человека (ребенка), и особое «строение» личности, и особые социальные и семейные условия. Большая часть бурных (в юности и молодости) игроков не страдают от этого псих. расстройства. Играют умеренно. Как кто-то играет в пейнтбол, бильярд и т.д. Есть контроль игровой деятельности.

Играют люди много. Именно в шутеры. Сейчас учёные изучают влияние этого вида игр на когнитивные и прочие способности.

Распределение и контроль внимания

Самые первые эксперименты сравнивали способности тех кто не играет и тех, кто более 10 часов в неделю посвящал игре в шутер Team Fortress Classic. Результаты были столь яркими, что был проведен другой эксперимент. Между группами «игровых новичков». Их поделили на две команды. Первая проводила за шутером по одному часу в день в течение 10 дней, вторая столько же времени проходила пространственную головоломку «Тетрис».

Участники первой группы по результатам тестов лучше фокусировали внимание на интересующих объектах на визуально загруженном фоне, а также могли одновременно отслеживать до пяти движущихся предметов. Во время других исследований стало известно, что «Тетрис», в свою очередь, улучшает способности к пространственному мышлению и визуальному представлению двухмерных объектов.

Учёные отмечают, что любители «экшн-игр» и шутеров лучше «лавируют» между распределенным вниманием (способностью мозга реагировать на стимулы одновременно) и фокусированным вниманием (способностью концентрироваться на целевом стимуле).

Это называется контролем внимания, способностью гибко переключаться по мере необходимости. Навык очень ценный в обучении, жизни и работе.

Научная работа Центра прикладных исследований и разработок СПбГУ о влиянии компьютерных игр на когнитивные функции, а также психику, мотивацию и социальное поведение говорит, что игры с элементами насилия не ведут к антисоциальному поведению, а стереотип об изолированном, необщительном геймере неверен.

Игры, типа шутеров, где процесс идет в мини-группах, помогают в «прокачке» soft skills — командная работа, решение проблем и стратегическое планирование.

Есть еще одна сторона увлечения играми. Киберспорт.

Интерес к киберспорту в мире бурно растет. Мировой рынок в 2018 году достиг $775 млрд, по прогнозам, с каждым годом его выручка будет увеличиваться в среднем на 18,3%.

Раньше мысль о том, что на жизнь можно зарабатывать игрой, была нереальной.

Сейчас некоторые игроки в состоянии материально поддерживать свою семью и видят в этом хорошие карьерные возможности.

Доходы спортсменов варьируются от $2 тыс. до $15 тыс. Помимо командного жалования солидную сумму геймеру могут приносить призовые за победу на турнирах, донаты на стримах (онлайн-трансляциях происходящего на компьютере или консоли), поддержка спонсора, а также реклама.

Обучиться на киберспортсмена россиянам не просто: это образовательное направление только начинает развиваться, на Западе учебные заведения функционируют давно. Учиться можно с помощью онлайн-сервисов, обучающих игровым навыкам, онлайн-курсов, кибер-школ, вузовских программ (такие есть, в частности, у Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма). Киберспортивный факультет есть в университете «Синергия». Киберспорт и новые технологии открывают дорогу к востребованным профессиям будущего: архитектор умного дома, оператор беспилотника, киберспортивный журналист, кибертренер, специалист по поиску уязвимостей, художник виртуальной реальности, разработчик нейронных сетей, киберспортсмен и прочее.

Все это, вышесказанное про шутеры и экшн-киберигры стоит учитывать родителям, у которых ребенок любит играть в киберигры, не так ли?

Чаще всего родители не знают всего этого, демонизируя игры и категорически запрещают ребенку играть. Психуют, боятся, ругают, вводят наказания, прячут телефоны и ставят запреты на все, кроме обучающего видеоконтента.

Я всегда за баланс и разумные действия. Осознанные. Там где есть страх — нет осознанности.

Родитель, действуя из страха, идет в отношениях с ребенком совсем не туда, куда ему на самом деле надо.

Вот типичная ситуация, с которой обращаются ко мне очень часто. «Ребенок, 10 лет ему, играет в эти ужасные стрелялки, все его друзья играют, он на все готов, лишь бы не забирали телефон. Он только об этом и говорит, все уши прожужжал, просит меня смотреть, как у него классно выходит. А там же кошмар. Стрельба, кровь. Я показываю ему, что это плохое дело, это недостойное занятие, и объясняю и ругаю иногда. Он обижается. Что делать? Все вообще забрать, запретить?»

Отвергая «плохие» и «недостойные» интересы ребенка родитель, показывая неодобрение или не вмешиваясь родитель демонстрирует ребенку что? Что видит и чувствует сам ребенок?

Особенно, если ЕМУ все это «плохое» и «безнравственное» важно.

Родитель в играх видит кровищу, кишки и злобу. И ему страшно. Где-то сидит установка про игры в целом, особенно про боевые — это опасно для психики, это навредит ребенку, он не будет отличать зло от добра в жизни и т.д. Я не смогу воспитать ребенка нормально. Я буду плохим родителем. И как я вообще потом буду жить. И что будет с ребенком.

Страх — даже скрытый и «упакованный» психикой в логичные объясняшки — очень плохой советчик.

Так что демонстрирует родитель своим поведением ребенку? Что видит ребёнок, который горит поделиться важным, ценным из своей детской жизни с близким человеком?

Родитель хочет получить здоровое мировоззрение у ребенка. Стремление к доброте, а не к насилию. Устойчивую нравственность, ценности и смыслы.

А у ребенка вообще нет этих файлов относительно игр.

Он игры воспринимает не так. Ребенок видит в играх ВОЗМОЖНОСТИ.

Вообще не связанные с безнравственностью.

Возможности:

  • Общаться с другими игроками, дружить.
  • Возможности иметь общие интересы с другими людьми его возраста и уровня.
  • Возможности быть крутым, как его авторитетный игроблогер, возможности прокачивать свои умения, так как это то, что у него получается. Он может ЭТО делать хорошо, в отличие, например, от уроков.
  • Возможность стать киберспортсменом и зарабатывать на любимом деле.

Это все — часть жизни ребенка. И часть современной культуры.

Ребенок делится этим всем КАК УМЕЕТ с самым близким человеком — родителем. Просит оценить его навыки игры, посмотреть, вникнуть в правила, рассказывает сюжет, рассказывает, как он сумел справиться с врагами из кланов, чего добился, какие у него друзья в игре, как он прокачал оружие, как он отбрил тролля, как недостойно читеры себя ведут. Это целый мир, социализация, правила общения. Ребенку очень важны и помощь и поддержка, и советы значимого взрослого в этом мире.

А родитель занял позицию брезгливости, осуждения, страха, неодобрения и отвержения явного или скрытого. Словами может и не говорит, но внутреннее состояние не скрывает. И все, в общем-то, ребёнку видно, через невербалику.

Ребенок чувствует, что его отвергают, что его не одобряют. Его, его жизнь, а не игры.

Или родитель просто запрещает играть. Не понимая, что это только усугубит интерес, что по мере роста ребенок найдёт способы играть. Но будет врать.

Проблема нравственного воспитания родителем НЕ РЕШАЕТСЯ. Вообще.

Ребенок по-прежнему не имеет нужных «файлов» про добро и т.д. Так как для их «загрузки» нужны условия. Доверительность к родителю и его авторитет, основанный не на страхе.

Представьте, что для вас есть важная часть жизни, интересов, где вы значимы среди своих, где вы можете расти и менять что-то, где вам по настоящему интересно. И кто-то важный говорит — это плохо! Ты делаешь не то, что надо. Осуждает ваши действия и ваши выборы. Обесценивает.

У вас, наверное, прям сразу возникнет желание все бросить, да?

Или вы уйдёте в «защиту»? Что скорее?

Вот ребенок тоже уходит в защиту.

Загрузить нужные файлы про добро, нравственность через защиту невозможно. Учитывая еще и возраст ребенка. Его НЕ СПОСОБНОСТЬ логически и абстрактно мыслить.

Тут возможен только один РАЗУМНЫЙ вариант, если хотите воспитывать и менять мировоззрение ребенка.

Присоединяться к интересам, поддерживать, включаться. Формировать и усиливать доверие ребёнка.

К вам и вашим словам.

Становиться частью ЭТОГО интереса в жизни ребенка. Вникать. Играть вместе. Слушать, слышать, давать позитивную обратную связь. Поддерживать.

И потом, когда ребенок без защит, открыт, готов вас слушать медленно, аккуратно и упорно менять его мировоззрение.

Загружать нужные файлы.

Переводить интересы.

Это — про реальную любовь к ребенку и разумное родительство.

Присоединение — доверие — влияние. Ограничение и контроль на этом фоне.

Это долго и нудно. Зато дает массу отличных результатов и сразу, и спустя годы.

Или можно, как все почти родители делают.

Быть в «белом пальто» и занять позицию брезгливости, осуждения. Запрещать или «не замечать», как бы и не вмешиваясь, и не одобряя одновременно.

Это очень помогает установить пропасть между ребенком и родителем к подростковому возрасту. Создать двойную жизнь ребенку — одну с друзьями в играх, где он настоящий и другую — дома для родителей. Где он скоро научится ИЗОБРАЖАТЬ «правильного» человека. С одной целью — чтобы родители его мозги не выносили. Это его «камуфляж». Видимость правильности, а внутри… что угодно может быть. Но родители об этом даже не догадываются.

Нравственный камуфляж или настоящая нравственность.

Что вы выберете для своего ребенка?

После таких бесед родители меня часто спрашивают. «А что если мне скучно это все?»

Так, уважаемые, стоит тогда себя спросить: что вы хотите-то? Чтобы вам весело было или ребенка воспитать здоровой личностью? Родительство — это труд. Для психологически незрелого родителя такое утверждение звучит ужасно, конечно. Хочется чтобы без усилий, чтобы как само по себе все было хорошо в воспитании.

Осознанное, разумное родительство предполагает понимание, что к результатам воспитания ребенка надо провести и привести. Через годы. Не запретами, отвержением и неодобрерием, а любовью, вниманием и разумным выбором.

Почему это так сложно понять, принять и делать, даже если все понимаешь?

Потому что у самих родителей нужные файлы не загружены. Не про нравственность, а про то КАК воспитывать без насилия.

Потому, что у самих родителей масса внутренних проблем. Психотравмы, стрессы, токсичные убеждения, сложности с границами личности, сложности с незрелостью. Родители не знают себя.

Имеет смысл все это изменить, чтобы дать своим детям лучший, осознанный, разумный вариант воспитания.

Я помогаю родителям менять их родительство уже 16 лет. Опыта и знаний навалом 🙂

Вам достается самое лучшее, самое действенное из моего опыта. Весь накопленный материал я организовала в курс «Изучаем родителя».

Участники курса получат:

  • Доступ к материалам курса на платформе Геткурс. 30 уроков текстом. Аудио. Тесты. Практики.
  • МЕСЯЦ ответов на вопросы, консультаций и обратной связи от меня и помощника в чате телеграмм.
  • Разбор реальных жизненных ситуаций и рекомендации.

Когда изучите и присвоите материал сможете:

  • Принимать решения на основании РАЦИОНАЛЬНОСТИ И ОБЪЕКТИВНЫХ УБЕЖДЕНИЙ.
  • Выстраивать здоровую коммуникацию. Давать поддержку. Вести конфликт без агрессии, обиды, вины. Без манипулирования своим здоровьем, эмоциями.
  • Планировать действия. Осознавать собственные ограничения и отказываться от уже неактуальных сценариев в воспитании.
  • Быть эмоционально самостоятельным. То есть управлять эмоциями. Не подавляя их и не скидывая на ребенка.
  • Принимать свое право на ошибку, и право на ошибку у ребенка. Уметь позитивно и эффективно исправлять ошибки, без ухода в токсичную вину.
  • Брать ответственность на себя, не перекладывать ее на не зрелую психику ребёнка.
  • Обучать ребенка спокойно и планомерно, без зацепленности за результаты в скором будущем.

Хотите сделать свое родительство уверенным, спокойным, улучшить поведение ребенка? Присоединяйтесь к курсу «Изучаем родителя».

ЧТОБЫ ЗАБРОНИРОВАТЬ МЕСТО НА СЛЕДУЮЩЕМ ПОТОКЕ — ПИШИТЕ МЕНЕДЖЕРУ ПРОЕКТА (НАЖИМАЙТЕ НА КНОПКУ НИЖЕ И ПЕРЕХОДИТЕ К ДИАЛОГУ):

Также в этом диалоге можно задать вопросы технического или организационного характера, уточнить информацию по оплатам.

С уважением, Ирина Коваль, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, нутрициолог, учредитель семейного центра «Лесенка», автор курсов экспертного родительства.

P.S. Если вы сторонник тотальных запретов игр и интернета для ребенка, боитесь всего этого, отрицаете положительную сторону и не принимаете изменения мира — это ваш выбор, ваше право. И ваша ответственность. Прошу не выражать свое негодование, если мои выборы с вашими не совпадают. Оставьте меня с миром с моими «заблуждениями».