Зачем ребёнка, например, в год или два водить в театр, в цирк или на массовые мероприятия? Я действительно не понимаю этого.
Что зудит у родителя, что заставляет его вести такого маленького человека в толпу, где есть риск:
— заболеть из-за скопления детей в помещении, где не проветривают и не обеззараживают поверхности и воздух;
— испугаться громких звуков, темноты, непонятных кукол или актерских образов;
— утомиться очень не физиологично, потому что надо сидеть почти не подвижно и смотреть на сцену и потому, что шумно и все очень, очень чужое.
Ну вот, что это и зачем? Приобщить ребёнка к культуре как можно раньше?
Это не имеет смысла в таком возрасте. К культуре приобщить можно, если, как минимум, человек понимает смысл происходящего, в состоянии отследить сюжетную линию и понять суть и сделать выводы из увиденного.
Даже представления с маркировкой «для самых маленьких» реально рассчитаны на детей нормотипичного развития от 3,5 — 4 лет.
Зачем торопиться и куда?
Малыши до 3,5 лет нуждаются в привычном, повторяемом изо дня в день мире. Они нуждаются в постоянстве — постоянстве в людях, в вещах, в режиме дня, в игрушках.
Если есть постоянство, то есть одно и тоже, рутина — малышу жить спокойно и хорошо. Их мир кажется тогда им стабильным и безопасным. Удовлетворение потребности в постоянстве очень важно для развития в раннем возрасте.
Это взрослым кажется, что ребёнку для развития непременно нужны яркие впечатления. И ещё, некоторые мамы переживают, чтобы ребенку не было скучно.
Скучно малышам не бывает. Скучно, как раз некоторым мамам, это им хочется движухи. Ребёнок тут не причём.
Более того, если ребёнка с раннего возраста регулярно таскать на зрелищные мероприятия, развлекать его, очень скоро он научиться «скучать».
Вы же сами и сформируете эту не нормальную потребность в постоянных ярких внешних стимулах для поднятия настроения.
Просто жить ребенку станет пресно, находить себе занятия самому ребенку будет не интересно.
Потому, что это труднее, чем просто пялиться на что-то готовое и яркое. Будет в пять лет ныть и требовать новых зрелищ, или игрушек или чего-то ещё.
А ещё из-за раннего «приобщения к культуре» дети рано пресыщаются.
Насмотревшись всякого-разного в дошкольном возрасте, еще без понимания смысла, сути, они потом вообще перестают интересоваться культурой.
Когда способность анализировать и понимать сформирована — после 9 лет — им театр становится не интересен. Уже все видели…
Так вот детей и портят в раннем и дошкольном возрасте, а потом недовольны, что ребёнок ничего не хочет к 10 годам — ничего, где надо усилия прикладывать.
Хорошая мама для ребёнка до 3,5 лет — это не про регулярные посещения массовых мероприятий, чтобы как можно раньше познакомить ребёнка с внешним «культурным» миром.
Это — про грамотность, изучение формирования мозга ребенка и про четкое понимание, что действительно нужно малышу на данном этапе развития.
Кто согласен — ставьте «+»)
С уважением, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, руководитель семейного центра «Лесенка» Ирина Коваль.