Учет индивидуальных особенностей ребенка при СО

Прописала сегодня цели обучения для сына. И долгосрочные, и на ближайший год. Старые цели, зафиксированные прошлой весной, ещё в доучебном нашем периоде, пришлось изрядно подкорректировать.

Ребёнок подрос, изменился в соответствии «с природой» и под влиянием воспитания и наших занятий — нейрокоррекция, ЛФК, обучение со специалистами и прочее. Я изменилась, мир изменился. Моё мнение о некоторых программах, опробованных лично за этот год тоже изменилось.

Сегодня же попалась в ленте рекламная запись о том, как важно прописать цели обучения на СО. Удивительное совпадение. 

Прочитала и, как часто бывает, испытала досаду. Ну зачем так писать? Так общО и примитивно? Особенно вот это: «…важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка». Дальше невнятные пояснения, как именно родители должны их учитывать, одна вода, никакой конкретики.

Хотя эти пресловутые индивидуальные особенности ребёнка, которые важно учитывать в процессе обучения, совершенно конкретно измеримы и выражаемы словестно.

Какие индивидуальные особенности ребёнка следует учитывать

Вот они.

  • Тип нервной системы ребенка, то есть сочетание силы, уравновешенности и подвижности процессов
    возбуждения и торможения. Обычно это называют словом «темперамент». Без учёта темперамента обучать ребёнка весьма ресурсозатратно, с учётом — гораздо эффективнее.
  • Нейропсихологический статус — сформированность мозга на данный момент, наличие или отсутствие дефицитарности или функциональной недостаточности, дизонтогенез (отклонения в индивидуальном развитии), что звучит страшно, но по факту в той и иной степени присутствует у большей части современных детей. Все трудности школьного обучения, поведения, нарушения мотивации имеют в основе причины на уровне мозга. Это не лень, не «родители плохо воспитали», хотя и так бывает тоже. Какова бы ни была причина, это реальная проблема. Которая диагностируется и непременно должна учитываться в процессе обучения.
  • Индивидуальный латеральный профиль. Какое полушарие является ведущим, какая нога, рука, ухо, глаз. Думаете это не важно? Зря… От латерального профиля зависит очень многое в том, как ребёнок учится. Зная эту индивидуальную особенность можно здорово помочь своему ребёнку обучаться легко.
  • Ведущая модальность — какой анализатор в восприятии преобладает, через что ребёнок легко получает основной поток информации. Это слух? Глаза? Кожа? Знание этой индивидуальной особенности очень помогает улучшить качество восприятия и, соответственно, обучения.
  • Актуальный (не возрастной, а именно сейчас имеющийся у вашего ребенка) уровень развития разных видов памяти, внимания, восприятия, мышления, речи и прочих высших психических функций. У детей одного возраста они могут очень сильно различаться.

Есть и другие индивидуальные особенности (проявления полового диморфизма, особенности работы пищеварительной системы, возрастные особенности, особенности развития эмоциональной сферы и прочее, которые нужно учитывать, организовывая занятия с ребёнком. Хоть на СО, хоть для помощи с домашкой.

Все они измеримы, конкретны и могут работать на благо.

Именно это я имею ввиду, когда говорю, что прежде чем обучать или воспитывать надо узнать, изучить своего ребёнка.

Именно об этом второй блок нашего онлайн клуба «Младший школьный возраст». А также о том, как проводить нейрокоррекцию в домашних условиях, как распознать дисграфию, дислексию, дискалькулию, определить их вид и оптимизировать письмо, чтение и счет. И еще о многом важном и полезном. Уверена, что у родителей-участников клуба после этого блока сложится четкое понимание, как грамотно организовать обучение на СО.

С уважением, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, учредитель семейного центра «Лесенка » Ирина Коваль