Шесть стратегических ошибок родителей в изучении родительства.
Я пятнадцатый год тружусь в сфере родительства, консультирую, делюсь опытом, повышаю родительскую грамотность и, иногда делаю из родителей экспертов (если они хотят, конечно).
Родителем — экспертом быть очень приятно. Родительство тогда приносит массу позитива и счастья. Всем хорошо — маме/папе и детям и старшим родителям. Но, чтобы получить такое родительство, необходимо потрудиться и поучиться.
И, сейчас, многие просвещенные родители действительно хотят знать, как воспитывать правильно. Мне, кстати, ближе не слово «правильно», а слово «грамотно».
Хотят воспитывать грамотно, а знаний мало, поэтому родители ищут, где бы знания раздобыть.
Какие ошибки совершают родители в процессе выбора наставников и в самом процессе этой учёбы?
Написала, опираясь на свой опыт обучения родителей и многолетнего общения с ними.
1. Родители обучаются только тому, что происходит в текущем возрасте ребёнка, здесь и сейчас.
Ребёнку исполняется год, два — ищут информацию про годовасиков, двухлеток. Ребёнку семь, девять — начинают изучать про младших школьников.
Очень, очень стратегически не верный выбор. Изучать надо вперёд года на два-три.
То есть, если ребёнку четыре, пять — изучать младший школьный возраст.
Если беременные или с новорожденным — изучать как оно будет от года до трёх.
Планируете детей (первого или ещё) — изучать, как и что будет до года (для тех, кто планирует не первого ребёнка, изучать особенности воспитания старших при пояалении младшего).
Если ребёнок в начальной школе — изучать, как он будет меняться в средней.
Зачем так? Да, чтобы понимать, что родителей ждёт дальше и делать разумный выбор, готовиться в текущем периоде к следующему.
Дети ведь очень меняются в каждом возрастном периоде. Чтобы избежать сложностей в поведении и развитии в будущем, надо заранее знать что будет, как ребёнок изменится. И воспитывать здесь и сейчас, осознанно подготавливая его и себя к этим изменениям. Тогда и не станете наступать на те же грабли, что сотни родителей до вас.
2. Родители начинают обучаться экстренно, когда начались трудности с воспитанием и бросают обучение до появления новых сложностей.
Очень часто родители замечают, что что-то не так с развитием, здоровьем или поведением ребёнка, когда это замечают уже все. Тогда родители вынуждены экстренно вникать и разбираться, чтобы улучшить ситуацию.
Это не продуктивно. В стрессе очень сложно усваивается информация. Потом, более-мнее решив проблему со специалистами, родители опять бросают учебу. До новой проблемы, которая разумеется возникает. Никакой системности в знаниях- то нет.
И можно было бы многих проблем избежать, если бы родители изучали ребёнка заранее.
Примеров в моей практике — куча кучная.
Каждое обращение на личную консультацию, когда родители вынуждены срочно что-то делать, вникать и изучать — результат их не серьезного отношения к знаниям про своих детей.
Эти ситуации они сами старательно создают, по безграмотности. Исключения бывают редко, например, ушёл из жизни родственник и ребёнок тяжело переживает.
А в основном — все предотвращаемо было, из того, с чем ко мне обращаются.
Сложности со старшими после рождения младших, сложности с учебой в младшей школе, сложности с поведением дошкольников, сложности с поведением и развитием малышей до 3,5 лет, сложности у подростков и в отношениях с ними. Да, и сложности в отношениях со старшими родственниками в семье тоже.
В основном, все это — ситуации, сотворенные самими родителями. Изучали бы системно заранее, было бы иначе.
3. Родители изучают не качественную информацию или однобокую.
Мамы много общаются на форумах и доверяют друг другу больше, чем специалистам. У меня иногда шок бывает от тех советов, которые мамы друг другу дают. Просто безумные советы.
Но не удивительно, что мамы выбирают слушать мам, ведь сейчас «специалистом» в сети стать легко — достаточно иногда вставлять умные научные термины в эмоционально цепляюшие тексты.
Про воспитание детей пишут все, кому не лень. Медийные персоны, артисты, политики, врачи, «взрослые» психологи, коучи любых направлений, чтобы привлечь внимание… Очень многое из этого дико неграмотно, но родители потребляют, завороженные статусом персоны. Как будто, наличие денег и славы гарантирует грамотность в воспитании..
Количество профессиональной психологической информации тоже просто гигантское.
Причём, в зависимости от психологической школы, к которой принадлежит профи, информация и рекомендации по воспитанию могут очень различаться.
Психоаналитики (последователи Фрейда) будут говорить совсем не то про детей, что последователи теории привязанности Джона Боулби.
Про один и тот же вопрос будут совсем разные рекомендации и обоснования. Например, про кормление грудью и совместный сон. Попробуйте спросить, удивитесь, насколько разные будут ответы.
Любители гештальта противоречат психоаналитикам и процессуальщикам. Последователи телесных направлений психотерапии будут утверждать и отстаивать свои взгляды на воспитание.
Также много учат воспитанию последователи разнообразных эзотерических школ и верований. Тут без комментариев, каждому своё. Но, когда «специалист» рассказывает родителям, что у ребёнка нет задержки психического развития, а он просто индиго, это печально.
Еще важный момент. Если эксперт даже знает детскую психологию (в рамках какой либо психологической школы), но не знает нейропсихологию и физиологию ребёнка, его рекомендации будут однобокими и субъективными. Все психологические школы выстроены на теориях. На т е о р и я х. И так же, как есть подтверждения этих теорий, есть и опровержения, подтвержденные практикой.
А современная нейропсихология развития опирается на доказательную базу инвазивных и не инвазивных (например, функциональный МРТ) исследований.
Поэтому, родителям надо изучать в первую очередь это направление. Там все ответы по развитию и воспитанию. Без домыслов. И потом дополнять эти знания информацией от психологов, изучающих возрастную психологию. Желательно , принадлежащих к школам, где теория опирается на знание биологии и физиологии. Иначе родители обречены на ошибки в воспитании и развитии.
4 . Родители попадаются на маркетинговые уловки при выборе информации для обучения.
Выбор родителем наставников, книг, курсов часто осуществляется спонтанно — эмоционально зацепили родителя, у него «откликнулось» и все. Или по совету другого родителя, которого раньше зацепили.
Кто лучше зацепит, тот значит и научит лучше. Родительские страхи общеизвестны и прописаны, поэтому «запецить» родительскую массу не проблема для любого более-менее знающего маркетинг спеца. А потом набирать популярность и продавать не качественный контент за большие деньги.
Реально полезные авторы бывают очень занудными, поэтому их изучают единицы родителей, осознанные и грамотные.
5. Обучившись, родители не применяют новые знания на практике, а тут же ищут, чтобы ещё поизучать.
Бессмысленность таких действий понятна, думаю без комментариев.
Почему так делают родители? В каждом случае такое поведение имеет причину, конечно. Все индивидуально. Это следствие личностных особенностей, перфекционизма, тревожности и т.д.
Иммитация бурной родительской деятельности через активное посещение инфомероприятий и чтение книг успокаивает. Хотя сама ситуация с ребёнком никак не меняется, разумеется.
6. Родители изучают только популяризаторов, игнорируя первоисточники.
Ничего не имею против популяризации научных знаний — это очень полезно и важно, сама этим занимаюсь. Но, всё-таки каждый из тех, кто популяризирует неизбежно привносит своё понимание, своё видение какой-либо психологической теории. И я тоже, разумеется (поэтому, не навязываю своё понимание, учителем себя не считаю, просто делюсь знаниями и опытом с желающими ).
Я сама предпочитаю читать авторов теорий сначала, а потом то, что у популяризаторов, в зависимости от их степени вовлечённости в изучение теории и внедрение её в практику.
То есть сначала Боулби, потом Ньюфелд, потом Писарик, потом, может быть, кто-то из популяризаторов этой теории, например, Петрановская. (Её особо не читала, но мамы часто спрашивают, как отношусь к ее книге про привязанность ).
Или сначала Лурия, потом Цветкова, потом Семаго, Визель и т.д.
Или сначала Монтессори, потом Сорокова и Сумнительный, потом Боброва (просто попалась книга случайно. Про метод Монтессори сейчас тоже пишут все, кому не лень).
И так в любом направлении. В итоге, составляется довольно объемная и четкая картинка о теории, вариантах и методах ее применения.
Поэтому, когда меня спрашивают про отношение, например, к вальдорфской педагогике, я могу его чётко высказать, так как Штайнера прочитала всего (что издано на русском).
Важно именно разбираться в сути, поглубже вникнуть. Тогда лапшу на уши никто не навешает, никакой популяризатор).
Я всегда советую моим клиентам и родителям с которыми общаюсь, читать учебники и авторов теорий. И особенно по нейропсихологии развития, чтобы расширять понимание и становиться экспертами в воспитании своих детей.
Помощи Божьей всем в обучении родительству и мудрых наставников в овладении этой важной грамотностью.
Вам было это полезно? Интересно?
Буду рада обратной связи в комментах.
С уважением, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, руководитель семейного центра «Лесенка» Ирина Коваль.