Адаптация моего СО-первоклассника к началу учебы прошла успешно. Начали серьёзные занятия, уроков даю больше.
Сын справляется нормально и с объёмом учёбы и с объёмом ежедневной физической нагрузки.
Но учится, конечно, в соответствии с возрастными и личными особенностями работы мозга.
Бывает изредка вот так.
Утро. Надо заниматься.
— Ты меня совсем не понимаешь!
— Хм…Я думаю, что понимаю тебя.
— Нет, совсем не понимаешь!!! Ты мне не даёшь поиграть, а я игру вчера специально закачал, хорошую. Долго хотел в неё поиграть. Ты меня не понимаешь.
— Играй пожалуйста, я знаю, что давно хотел. Я тебе помогала даже вчера искать её, помнишь?
Играй, но сначала урок сделай. Сделал дело — гуляй смело.— Я хочу сейчас поиграть немного, потом урок. Можно?
— Нет, нельзя. Уроки сначала, потом игры.
— Почему?!!
— Пока мозг отдохнувший и свежий, надо учиться. Потом учиться будет не так эффективно и больше времени потратишь.
— А если я не хочу и не буду учиться?
— Я буду вынуждена запретить тебе игры на планшете, совсем. Я не хочу так поступать.
— Я не хочу сейчас уроки делать. Хочу играть.
— Да, я понимаю. Ты сейчас не хочешь заниматься…
-Да.
— Ты хочешь сначала играть…
— Да! А ты не даёшь!
— Да, не даю. Такое правило. Насовсем. Сначала учёба и важные дела. Потом отдых и время для себя.
Плачет тихо, упав лицом на постель. Поднимает голову.
— Ты знаешь сколько мне задали? Лист прописей и ещё доделать, что на уроке не доделал!!! Там вообще внизу прописи без линовки. Как я это сделаю по-твоему?
— Я уверена, что сделаешь вполне хорошо. Ты уже это делал. Если и ошибешься где-то — это нормально. Не нужно идеально. Просто делай и старайся. Все получится.
Плачет, лицом вниз.
— Если ты хочешь…
— Не надо со мной сейчас говорить. Дай мне успокоится.
— Хорошо.
Через пять минут поднимается, вздыхает тяжко и идёт за конторку. Пишет 15 минут.
— Мне надо перерыв.
-Да, хорошо.
— Сейчас можно в перерыве поиграть?
— Нет, игра после всех уроков.
Сходил попил, сел писать.
Через 10 минут.— Я очень голодный. Можно поем пойду.
— Хорошо, поешь.
Идёт делает себе бутерброд, ест минут пять. Приходит, садится, пишет.
Через 8 минут.
— Нет, ну это очень много. И сложно. Я завтра это доделаю. Можно?
— Нет. Завтра же другой урок будет, его нужно будет делать.
Садится, пишет.
Через 10 минут.— У меня вот сколько осталось.
Показывает пропись, там осталось строчка и ещё половина.
— Я это сделаю завтра.
— Ой, как у тебя аккуратно получается. Вот тут прямо идеально. Мне очень нравится, здорово! Осталось то совсем не много. Допиши, пожалуйста.
Улыбается.
— Ладно.
Идёт дописывает.
Все!Хвалю за старательность и ещё раз радуюсь получившимся хорошо элементам, равномерным промежуткам между ними и т.д. Проговариваю это.
Сын довольный убирает прописи и идёт играть.
Большую часть дней он с удовольствием учится. Но иногда, особенно, если добавились новые задания бывает такой вот вариант.
Такое вот поведение — это нормально для первого класса, да и для второго тоже. Вообще — нормально.
Человек любого возраста может не хотеть делать что-то, даже если это очень полезно и нужно.
Высказывать эмоции и озвучивать желания без ругани и злости — это нормально и естественно для ребенка.
Пытаться аккуратно и разными способами добиться результата — тоже нормально и естественно.
Пережить фрустрацию и тщетность своих попыток со слезами — естественно.
Хотя, постепенно родители могут его приучить держать все в себе, «забивать» на чувства. Если раздражаются на ребёнка и не могут спокойно переносить его возмущение. Такой вариант воспитания формирует много разрушительных привычек реагирования.
Самому успокоиться, принять постепенно правило и сделать, как говорит мама — совершенно нормально и тоже естественно.
Постепенно все это уйдёт. Уроки станут привычкой. А поговорка «Сделал дело – гуляй смело» станет внутренней установкой.
Если не психовать, не давить, не раздражаться.
Главное понимать куда ведешь ребёнка и знать, что все его поведение обусловлено возможностями мозга на данный момент.
Например, частые перерывы и уменьшение времени активного сосредоточения в процессе урока — это естественная потребность мозга в этом возрасте.
Когда в школе дети 40 минут вынуждены концентрировать внимание, это не полезно и ведёт к плохому усвоению информации.
Также, как и отсутствие возможности свободно двигаться в течение урока.
Если родитель знает, как работает внимание, память и другие высшие психические функции и как развивается мозг у ребёнка в младшем школьном возрасте — все гораздо проще становится и в воспитании, и в обучении.
Тогда у родителя нет завышенных требований, раздражения, тревожности.
Спокойный родитель даёт поддержку, вектор развития и границы.
И все потихоньку меняется к лучшему.
Без игр и новомодных заморочек. Без того, чтобы мама изображала жесткую «училку». Без психа и эмоционального насилия.
Делюсь знаниями и опытом на мастер-классе «Как помочь мозгу ребёнка учиться успешно». Приобрести его можно по ссылке >>
А как ваши первоклашки как привыкают учиться? С возмущениями? Или без?
С уважением, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, руководитель семейного центра «Лесенка» Ирина Коваль.