Все говорят про воспитание. А как насчет воспитуемости?
Немного скучных определений из педагогики потерпите, пожалуйста, дальше интереснее будет.
Воспитуемость — это откликаемость личности на воспитательные воздействия извне, готовность к переходу на новые уровни развития личности.
Воспитуемость бывает разных уровней.
Высокий уровень воспитуемости означает хорошую откликаемость на помощь другого человека в развитии — следование советам другого человека.
Легкость использования и преобразования усвоенных способов социального поведения, знаний и навыков в новых условиях.
Низкий уровень воспитуемости означает закрытость личности для развития, нежелание прислушиваться к советам.
Затрудненную ориентировка в новых социальных условиях и плохое обучение навыкам и знаниям .
Есть еще Трудновоспитуемость — это барьеры, конфликты с окружающими, агрессия при попытках воздействия со стороны другого человека. Родителя, например.
Про кого это? Да про детей наших.
Ребенок может быть легко воспитуемым, а может нет.
Считается, что это зависит от неких «случайных» факторов. Кому то из родителей повезло, родился идеальный, спокойный, умный ребенок.
У кого то «карты легли» плохо. Ребенок ленивый, вредный, глупый.
На самом деле это не так!
Наких случайностей, никакого везения или злого рока тут нет.
Воспитуемость высокого уровня, когда ребенок готов слушать родителя и сотрудничать с родителем по своей доброй воле- это результат.
Результат определённых обстоятельств и действий со стороны родителей.
Воспитуемость высокого уровня можно… сделать.
Да. Почти в любой, даже весьма сложной ситуации из вредного, ленивого, врущего, злого и прочее ребенка можно создать другую личность — с хорошим характером, осознанную, самостоятельную и любящую.
Я это наблюдаю много лет и даже участвую в этих процессах.
Участвую, работая с родителями, помогая им, как мультиспециалист.
Я им рассказываю НАУКУ. То, в чем я специалист. Нейропсихология развития, детская психология, перинатальная психология, нутрициология и т.д..
И рассказываю СИСТЕМУ. Как все это связано именно с их конкретным ребенком.
Я, конечно, не «голую» теорию нейропсихологии или нутрициологии, педагогики и т.д. передаю родителям . Это сложно и занудно.
Все науки я использую, чтобы показать многоуровневость ВОСПИТАНИЯ.
Как все системно связано друг с другом.
Поведение и реакции ребенка связаны с работой мозга.
Связаны с кучей незаметных «мелочей», на которые родители сами внимания не обратят, так как нет знаний в этой области.
Давайте рассмотрим простой пример.
=== === ===
Сложное поведение у ребенка. Родители считают его трудновоспитуемым, им плохо и тяжко. Не помогает ребенок по дому, как надо, сложно с учёбой и поведением.
Родители НЕ ЗНАЮТ, что у ребенка есть проблема — одна нога короче другой на пару сантиметров.
Подобные перекосы визуально не заметны, но встречаются очень часто.
Тело адаптивная система и то, что происходит в одной его части неизбежно вызывает каскад последовательных реакций в других его частях.
Перекос в длине ног влияет на все системы тела, на шейный отдел позвоночника, в частности. И на мышцы, конечно.
Тело же выстраивает ось симметрии по гравитации. Если есть «завал» на одну сторону, где нога короче, надо скомпенсировать это напряжением мышц, для удержания оси симметрии.
В итоге мышцы с одной стороны оказываются в бОльшем тонусе, чем с другой. Немного, но постоянно.
Это не болит, не ощущается ребенком в повседневной жизни, он адаптируется к перекосу и это его норма.
Тонус мышц, в частности, влияет на работу артерий и вен в шее. Они работают на кровоснабжение мозга и на вывод продуктов обмена от клеток мозга.
Кровоснабжение мозга и «очистка» его от «отходов» страдает, пусть не критично, не вызывая яркие клинические симптомы.
Но симптомы то есть, только родители не связывают их с настоящей причиной.
Утомляемость, сложность концентрации внимания, раздражительность, вспышки «психа» и прочее — все это родители называют «лень» , «плохой характер» и т.д.
Мозг недополучает питание и «задыхается» в отходах — конечно, у ребенка неизбежно будут и изменения в поведении, и сложности обучения.
Не только в науках сложности обучения.
Например, мыть посуду тоже ведь надо учиться.
Усвоить схему действий и выполнять ее раз за разом, не забывая вовремя это делать ребенку будет сложно.
Родители не понимают, что это не специально и раздражаются на ребенка.
Не зная, какие реакции в мозге ребенка вызывает их раздражение , они продолжают использовать привычный арсенал «воспитательных» средств — окрики, сарказм, сравнения, унижение, риторические вопросы и т.д. Все из лучших побуждений, конечно, чтобы «вырос нормальным».
Мозг ребенка в соответствии с БИОЛОГИЧЕСКОЙ программой будет выстраивать защиту от родительской агрессии.
Ребенок будет игнорить, злиться, пугаться — это еще больше затрудняет концентрацию внимания для его мозга.
В итоге эта картина — родители недовольны «ленью » и «вредностью», ребенок считает себя плохим, сопротивляется, все утомлены — существует г о д а м и.
Ребенок становится ТРУДНОВОСПИТУЕМЫМ.
Не он сам такой — это результат обстоятельств и поведения родителей.
=== === ===
Я рассмотрела только крошечный кусочек ВСЕЙ ситуации , которая касается внутреннего состояния ребенка, работы его психики и тела.
Это искусственно выдернутое из контекста описание, для наглядности.
В реальности все сложнее. Факторов, влияющих на поведение ребенка намного больше.
Они все измеримы, их можно описать, рассмотреть, понять взаимосвязи.
Я об этом на онлайн- курсе «Родительство и востипание» рассказываю — как вся эта система работает. Опираясь на научную базу и огромный опыт работы.
Зная, как работает система «Этот конкретный ребенок»,
как работает система «Разумное, научно обоснованное воспитание»
родитель может убрать то, что мешает эффективному воспитанию (поправить ребенку длину ног, например).
Может рименять правильное воспитание. На которое мозг ребенка не защиту будет выстраивать, а наоборот- захочет сотрудничать.
Как именно убирать то, что мешает ребенку быть легко воспитуемым, я тоже подробно рассказываю на курсе.
Это вопросы из самых разных областей воспитания и , иногда, без помощи сторонних специалистов не обойтись.
Например, с коррецией длины ног поможет доктор остеопатии (настоящий). Надо будет получить консультацию ортопеда, врача ЛФК, сделать УЗИ сосудов шеи — посмотреть их работу до коррекции и после — мы получили то, что хотели или нет и надо еще поработать.
Поэтому, надо знать, как выбрать подходящего спеца, чтобы не слить финансы, получить результат. И об этом родители тоже узнают на курсе.
Я рассказываю все «цепочки» — от «почему это происходит, каковы причины » — до «что с этим делать, как изменить к лучшему».
Зная причины — знаешь , что менять, а не методом тыка дейсвуешь.
Зная КАК менять — планируешь траты ресурсов, расходуешь их оптимально.
Одно дело бегать по шарлатанам, называющими себя остеопатами, отдавая за каждый «сеанс» деньги, время, нервы и экспериментируя на собственном ребёнке.
Другое дело — знать каковы критерии для выбора настоящего доктора. И искать его целенаправленно. Потом один раз пойти и получить результат.
Родитель начинает видеть причины и следствия.
Получает уверенность и реально работающий план действий.
Есть точка начала дейсвий и есть точное знание, каким должен быть результат.
Родитель помогает ребенку измениться.
Мозгу ребенка становится легче.
Ему ничего не мешает слышать родителя.
Помнить про обязанности.
Учиться проще.
Ребенок ХОЧЕТ сотрудничать.
Ребенок становится ВОСПИТУЕМЫМ НА ВЫСОКОМ УРОВНЕ.
===
Доказательства , подробности про курс и ваши новые возможности тут
https://vk.com/@up4brain-programma-podrobnaya
===
Это будет уже про спокойное и осознанное воспитание.
Про любовь и настоящее понимание своих детей.
С уважением, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, нутрициолог, учредитель семейного центра «Лесенка» Ирина Коваль.