Моя дочь не училась в художке. Было несколько попыток, в разное время: она просилась, начинала заниматься и уходила через 3 недели. Иногда раньше.
Последняя попытка была в 15 лет. Там продержалась побольше, заняла первые места на каких-то конкурсах и ушла.
Она безусловно одаренный в этом плане человек. Почему я не настаивала, чтобы обучение продолжалось? Потому, что преподаватели отбивали у нее желание рисовать. Запрещали рисовать по своему, надо было только по шаблону. По методике.
Когда-то я проходила это с музыкальной школой. В 10 лет я очень хотела играть на инструменте. Выбрала аккордеон. Через 3 года меня тошнило от музыкалки и некоторых преподов, но я ещё любила играть для себя, для души. Музыку придумывала.
Через 4 года я уже точно хотела бросить, но родители заставили закончить школу. Потому, что (дальше читать очень нудным голосом) «надо доводить до конца все за что взялся» и «если не умеешь преодолевать сложности, нормальным человеком не вырастешь» и такое прочее, и тому подобное…
Итог — я не играю, но есть свидетельство с пятерками. Зачем это все было нужно? Отбить желание брать в руки инструмент? Да мне в обычной школе хватало с избытком практики преодолевать и доводить до конца…
Я для своих детей такого не желаю. Лучше без школы, но сохранить живую потребность в творчестве на всю жизнь.
Многие мои знакомые мамы не понимали, почему я не заставляю ребёнка закончить художку. Они своих заставляли. Итог — все рисуют однотипно, для себя — почти не рисуют.
Я, надо сказать, совсем не понимаю ажиотажа вокруг обучения рисованию. Про школы понятно — они обеспечивают себе существование, поэтому открывают курсы подготовки к художественной школе чуть ли не с трёх лет. А вот родителей не понимаю. Когда это называют творческими занятиями — тоже не согласна.
Творческая деятельность — противоположна алгоритмизированной деятельности. Во время творческой деятельности мозг создает что-то принципально новое, и в это время работают почти вся кора и подкорка одновременно. Это особое состояние и переживание. И очень полезное. Но это не имеет ничего общего с обучением детей в художке.
Когда вы вышиваете по схеме — это не творчество. Вот если сами рисунок придумали и воплотили — да. Когда ребенок отрисовывает по образцу — это не творчество. Это выработка навыков по использованию художественных принадлежностей и запоминание методов изображения. Чужих методов.
Дело в том, что ребёнок теряет свою индивидуальную способность отображать действительность, когда он берет за пример чужую. Чем раньше начать обучение, тем больше будут эти потери и замещения.
В дошкольном возрасте ведущую роль в работе мозга играет правое полушарие. Дайте вы детям его сформировать нормально, там растёт их особое, ни на чьё не похожее самовыражение, воображение, фантазия.
Зачем раньше времени активизировать левое полушарие? Все правила, а в художке их очень много — запрос именно к левому. Это также вредно, как раннее чтение.
Чтобы пережить наши художественные школы и сохранить свое вИдение мира и свою манеру рисования, надо чтобы был просто суперталант у человека. Да и такой могут прикончить, по-моему.
Творчество, сохранение радости от него и обучение ребенка с целью дальнейшей работы в этой области все-таки надо разделять.
Мы свой выбор сделали и рады результату. Дочь уже взрослая и обожает рисовать, рисует почти каждый день, развивается в этом, давно освоила дизайн, анимацию и прочее. И сохранила свою креативность и свой стиль.
Пишите, всегда рада комментариям).
С уважением, детский нейропсихолог, перинатальный психолог Ирина Коваль.