Сегодня смотрела мультик с сыном и в это же время позвонили с просьбой помочь в конфликте. Схожесть ситуаций была удивительна. Разный исход ситуаций навел на размышления…
Мультфильм.
Подросток 15 лет и учитель. Подросток не может сдерживать шквал эмоций, как в общем-то ему и положено, учитывая темперамент и возраст.
Учителю приходится очень не просто, но он профессионал и понимает, что происходит в подростковом мозге и психике. Поэтому все конфликты учитель «держит» и осознанно ведёт ученика к воспитательной цели.
В итоге, наблюдая хороший пример, ученик меняется, формирует хороший характер и умение делать разумные выборы.
Жизнь.
Подросток 14 лет и родитель. Подросток не может сдерживать шквал эмоций, как в общем-то ему и положено, учитывая темперамент и возраст.
Родителю приходится очень не просто, но он не профессионал и не понимает, что происходит в подростковом мозге и психике. Потому не может вести себя осознанно в конфликтах, выходит из себя, так же как его ребёнок, и из-за непонимания своих воспитательных целей никуда своего ребёнка не ведёт.
В итоге, подросток, наблюдая плохой пример, закрепляет свои сложности, меняет свой характер в худшую сторону и учится делать не разумные выборы.
В чем разница?
В профессионализме, в основном. Знания — это основа для адекватного воспитания ребенка в любом возрасте. Если есть понимание того, как работает мозг ребёнка в определённом возрасте, родители осознают, что спрос с него невелик, завышенные требования уходят, перекладывание ответственности за происходящее тоже.
Ответственность за воспитание вообще и за исход конфликтов, в частности — на родителе. Не на ребенке. И в год, и в пять, и в пятнадцать, и в двадцать один. Мозг в среднем полностью созревает к 25 годам и до этого возраста люди склонны к всяческим экспериментам со своей жизнью.
Становитесь экспертами заранее, изучайте детей заранее, чтобы сохранить доверительность и уважение своих детей на всю жизнь и оставаться опорой для них в наиболее уязвимые периоды взросления.
Воспитывать разумно — не легко. Сдерживать себя и «держать» постояные эмоциональные удары от подростка не просто. Прощать обидные слова, не подобающий тон, явно нелепые выводы, расхлебывать последствия незрелых решений и при этом слышать, что он самый умный, а вы ничего не понимаете…
Да, сложно. Но это единственный верный вариант.
Любовь — на первом месте. Это все ещё ваш ребёнок, в этом большом теле, с этим изменившимся голосом и мышлением.
Это все ещё ребёнок, хоть он и не признаёт этого и выглядит взрослым, и ему очень нужна ваша эмоциональная стабильность, а также гибкость и принятие.
Будьте любящими и мудрыми, чтобы ребёнок видел хороший пример. Особенно в сложных ситуациях.
Будьте экспертами, чтобы понимать, что происходит в мозге вашего ребенка и иметь силу прощать и быть мудрыми.
Вы не на одном уровне с вашим ребёнком и это навсегда. Вы — Старшие в ваших отношениях.
Это актуально для детско-родительских отношений в любом возрасте вашего ребенка. Надо быть профессиональными и по-настоящему любящими родителями. Остальное доверить Богу.
А как у вас? Вы — Старший или вы с ребёнком вместе ведомы вашими эмоциями? И вас несёт незнамо куда в конфликтах?
С уважением, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, руководитель семейного центра «Лесенка» Ирина Коваль.