Про детское горе

Когда моей дочке было четыре года у нее умерла рыбка. Пузатенькая золотая рыбка, с шикарным хвостом, которая жила у нас больше двух лет. То есть почти всю сознательную дочкину жизнь.

Рыбка была крупная и умная. Ну…насколько возможно для этого вида. Реагировала на звук, если постучать по стеклу. Она была, была и вдруг перестала быть.

Дочка не могла это вместить в свой разум.

— Почему?

-Заболела, наверное.

— Почему ты не лечила?

— Она не могла рассказать, что не так и выглядела здоровой.

— Почему выглядела здоровой, если болела?

— Я не знаю…

Дочка плакала и просила рыбку не выбрасывать. Сильно плакала, переживала горе.

Я не выбросила.

Год рыбка лежала в уголке морозильной камеры, в пластиковой коробочке.

Дочка доставала ее и разговаривала с ней, открывая крышку.

Рыбка на теплом воздухе покрывалась инеем и становилась белой.

Сначала дочь часто доставала, потом реже. Через год согласилась ее захоронить.

Потом у нас были и другие потери. Кот погиб. Кенар улетел. В аварии все пострадали, кроме дочки (слава Богу).

И всегда это был процесс . Переживание, проживание. Потеря. Несчастье.

Как хотите называйте — главное — это не быстрый процесс.

И в этом процессе важно поддержать. Даже с рыбкой.

Не обесценить — «да ты чего! Это же просто рыбка!»

Не заткнуть «неудобные» чувства — «Хватит уже кукситься, успокаивайся быстрей»

Не предложить немедленное «спасение» — «я тебе завтра новую куплю, такую же»

Не пристыдить — «тоже мне, нашла проблему. У некоторых детей вон есть нечего , умирают от голода в Африке, а ты из-за ерунды тут рыдаешь»

Не перевести внимание на другое, успокоить переключением — «смотри новый мультик в прокат вышел, давай посмотрим» или «я тебе сейчас мороженое куплю, пойдём в магазин сходим»

Не унизить — «только дураки из-за такой фигни плачут»

Не убеждать, что все прекрасно — «слушай, ну вот у тебя все же хорошо, ты здорова, у тебя есть дом, родители , давай про хорошее думать»

Не рационализировать чувства — » все живые существа на этой планете умирают, таков порядок, рыбка прожила хорошую рыбью жизнь»

Поддержка в горе и состоянии острой потери не простое дело. Требует выдержки, любви, терпения.

Особенно, если это касается ребёнка. Особенно, если это первый опыт такого рода.

Да, это просто рыбка. Но горе это специфическое СУБЪЕКТИВНОЕ чувство. Для кого то просто рыбка сдохла, для кого то — потеря и горе.

Детскому горю в целом свойственны такие особенности, как

отсроченностъ,

скрытость,

неожиданность,

неравномерность. 

Ребенок может не проявлять немедленного горя, а острая реакция иногда откладывается на месяцы.

В некоторых случаях настоящее осознание и переживание утраты приходит с большим запозданием и под воздействием какого-либо значимого события, например, еще одной потери.

У ребенка могут отсутствовать явные проявления горя, такие как плач или словесное выражение эмоций, однако присутствовать признаки скрытого переживания утраты в виде действий, изменений поведения и невротических симптомов.

Открытое выражение детского горя подчас оказывается неожиданным для окружающих: только что ребенок играл, резвился и вдруг «ударяется в слезы».

Детское горевание часто имеет волнообразный характер, когда всплеск эмоций и поток слез сменяются относительным успокоением или даже оживлением и моментами веселья.

Дети переживают горе очень неравномерно и склонны выражать свою печаль от случая к случаю на протяжении длительного промежутка времени.

Что может быть потерей для ребенка?

Гибель питомцев, переезд на новое место жительства, потеря здоровья, отвержение родителями, рождение младших, переезд друга, потеря игрушки, развод родителей, уход одного из родителей в другой дом, уход из жизни близких и другое.

Эти поводы очень разные, но интенсивность переживания горя не зависит от глобальности самого события с точки зрения здравого смысла.

Интенсивность переживаний зависит от того, как к происходящему относится сам ребенок. Кто то из-за гибели кота будет горевать сильнее, чем из-за смерти бабушки. Возраст, привязанность , устойчивость психики — все играет свою роль.

Чем же помогать ребенку?

Согласиться с чувствами, как с правильными для НЕГО.

Не обесценивать, не стыдить. Смотри выше.

Рационализировать в острой фазе тоже не имеет смысла.

Важно быть рядом. Важно выдерживать поток эмоций , принимать их.

Ничего не надо с ними делать, просто принимать.

Предоставлять поддержку через телесный контакт — объятья, на ручки брать. Нежности много надо, внимания и ласки.

Знания про стадии проживания горя у детей и взрослых важны, чтобы помогать.

Если ваш ребенок горюет — почитайте книгу С.Шефов «Психология горя». Доступно написано.

Про себя не забывайте — чтобы вы могли помочь ребенку, важно быть в ресурсном состоянии.

Если вам тоже тяжко — не медлите с обращением к качественной психотерапии — благо сейчас спецов онлайн — на любой вкус и цвет.

Вот тут писала говорить ли детям о смерти, как это можно делать

https://vk.com/wall217774475_15534

С уважением, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, нутрициолог, учредитель семейного центра «Лесенка» Ирина Коваль.