Две важные цели в упражнениях для малышей.
Помните я писала про качества, которые эффективно и экологично развиваются у ребёнка на наших занятиях:
https://vk.com/wall217774475_6828
Обещала рассказать подробнее, как это происходит.
Расскажу на примере такого банального дела, как мытье игрушки. Есть такое упражнение в нашей группе «Вместе с мамой».
Каждое упражнение имеет строго определённый набор необходимых предметов. В «Мытье игрушки», например, входит стол с встроенным тазиком, мыло в мыльнице, полотенце для рук, тряпочка специального вида для уборки, фартук, кувшин, поднос, пеленка, ведро для слива воды, швабра. Все предметы одного цвета.
Каждое упражнение имеет две педагогические цели — прямую и косвенную.
Первая цель работы педагога с ребенком в этом упражнении — прямая- научить малыша аккуратно и чисто мыть игрушку.
Причём, мыть, правильно используя все предметы и убирать за собой после мытья, то есть сформировать важный навык самостоятельности и самообслуживания.
Вторая цель — косвенная — развить у ребёнка важные психические функции с учётом возрастных и индивидуальных возможностей.
В упражнении » Мытье игрушки» педагог создаёт условия, чтобы ребёнок развил:
— внимательность;
— координацию глаз-рука;
— мелкую моторику;
— умение ориентироваться в пространстве;
— умение контролировать и исправлять ошибки;
— умение удерживать алгоритм действий в памяти и воспроизводить его (привет, будущая математика и прочие науки) и прочее.
Серьезные такие цели, да? Как же их достичь?
Косвенные цели достигаются за счёт:
специально созданного материала в упражнении (маркировка, размер, форма, цвет, удобство для детской руки)
специального способа научить ребёнка через «трехступенчатый урок», методикой которого владеет Монтессори-педагог.
Он пошагово показывает малышу алгоритм действий в этом упражнении. К следующей ступени урока педагог переходит после освоения ребенком предыдущей, и это может занимать определенный период времени.
свободной работы ребёнка с этим упражнением, так как развивается ребёнок тогда, когда делает что-то сам.
Свободная работа в Монтессори-среде предполагает свободу выбора материалов, свободу времени — заниматься упражнением столько, сколько ребёнок желает и может, свободу перемещения в пространстве среды. Но…есть правило : «Пользуйся свободами и не мешай пользоваться ими другим».
Вот такое «банальное» мытье игрушки. Хотя снаружи для обывателя это именно так и выглядит.
Вот, примерно так, происходит в каждом упражнении — прямая цель проста и на поверхности, косвенные — сложны и не заметны.
Учитывая, сколько материалов и упражнений находятся в распоряжении детей на занятии, не удивительно, что развитие их мозга идёт очень продуктивно. Это подтверждают и данные диагностик , и отзывы родителей.
Кроме этого, в Монтессори-группе все занятия выстроены по определённым принципам, например, от простого к сложному, от конкретного к абстрактному.
Там каждая мелочь важна, маркировка цветом имеет педагогический смысл, есть порядок расположения материалов — зонирование, который тоже имеет педагогическое значение.
Все не просто так — даже размер и цвет индивидуальных ковриков для работы с материалами на полу имеет смысл.
Можно долго углубляться в подробности, вы уже поняли… Но в рамках одного поста это не реально).
Добавлю ещё, что кроме свободной работы с материалами и упражнений, в наших группах есть обязательная часть занятия, где дети разучивают за год ооочень много песенок, стихов, танцевальных движений и это все тоже не просто так. Эта часть занятия называется » Круг». Про него отдельная история.
Расскажу о круге в следующем посте.
Кстати данную тему я начала раскрывать вот тут:
https://vk.com/wall217774475_4624
Продолжила здесь
https://vk.com/wall217774475_5459
И здесь:
https://vk.com/wall217774475_5808
Про результаты от наших занятий, которые мы мониторим с помощью диагностики раннего развития, тоже напишу и даже покажу примеры диагностик одних и тех же детей «До» и «После».
Вам была полезна эта статья? Рассказать дальше?
Пишите » да», «+» или что хотите в в качестве согласия в комменты
С уважением, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, руководитель семейного центра «Лесенка» Ирина Коваль.