Является ли детская ревность естественной, «врождённой» данностью или она создаётся искусственно, под влиянием обстоятельств?
Как и все остальные чувства, ревность имеет функциональный смысл и исходит из биологических оснований. Упрощённо говоря, ревность связана с распределением ресурсов любви и материальных благ.
Братья и сестры (сиблинги) ревнуют друг друга, потому что хотят получать больше любви и ресурсов родителей (или других взрослых).
Чувство ревности свойственно высшим животным. Нейробиологи проводили опыты на обезьянах-прыгунах, которые заводят отношения на всю жизнь. Эти приматы отличаются верностью друг другу.
Сначала ученые разделили самцов с их самками, а потом показывали главе семейства клетку с их «дамами», играющими с другими обезьянами мужского пола. Второй группе самцов показывали чужих самок в похожей ситуации. Во время эксперимента исследователи фиксировали уровень гормонов в крови и сканировали мозг обезьян.
В итоге оказалось, что ревность у обезьян зарождается в передней поясной коре мозга, которая отвечает за социальную боль (к примеру, возникающую при расставании).
Кроме того, у ревнивых обезьян активизировалась латеральная перегородка, которая отвечает за уровень стресса и другие эмоциональные процессы. Эта же перегородка напрямую связана с формиро
ванием и поддержанием прочных связей между особями.
То есть ревность «включает» в мозге процессы, поддерживающие интерес к партнеру, и усиливает страх от возможного расставания.
Где и как «работает» ревность в человеческом мозге учёные тоже исследовали. Оказалось, что и ревность, и зависть, «базируются» в подкорковых базальных ганглиях, которые являются ядрами серого вещества мозга.
Сотрудники Рентгенологического исследовательского центра Токийского технологического института провели опыт, в котором приняли участие два десятка добровольцев из числа студентов. Ученые расспрашивали участников эксперимента об их более удачливых знакомых, которые могли провоцировать чувство зависти, и, при этом, следили за активностью мозга добровольцев при помощи магнитно-резонансной томографии.
А исследователи из Пекинского университета сконцентрировались на изучении «корней» ревности. Для этого ученые провели эксперимент с участием студентов. Оба опыта показали, что за ревность и зависть отвечает одна и та же зона мозга.
Речь идет о зоне, которая играет важную роль в анализе эмоциональной и мотивационной информации.
Подкорковые базальные ганглии регулируют двигательные и вегетативные функции. Патологии в этой зоне мозга могут буквально «отключать» сознание, поэтому в случаях, которые принято называть проявлениями патологической ревности, люди могут переставать контролировать свое поведение и становиться опасными для себя и окружающих.
Исходя из современных знаний о физиологии мозга можно отнести ревность к разновидности тревоги (страха, фобии).
Точно так же, как и при любом тревожном состоянии, при ревности наблюдается перевозбуждение определенных структур в головном мозге.
Только при ревности (в отличие от большинства фобий) очаг перевозбуждения существует длительное время, способствуя нарушению баланса процессов торможения и возбуждения во всем головном мозге, изменению химических процессов в нейронах.
Ученые из Университета Пизы открыли, какая именно часть головного мозга «виновата» в том, что некоторые люди испытывают патологическую ревность.
Это вентромедиальная префронтальная кора — она не только отвечает за способность к обучению и мышление, но и за КОНТРОЛЬ над эмоциями, в том числе и ревностью.
Если в данной области мозга происходят биохимические сбои, это приводит к тому, что человек становится одержимым навязчивыми идеями. По словам ученых, сама по себе ревность — естественное, биологическое чувство, однако биохимическая неустойчивость в мозге способна превратить ее в серьёзную психическую проблему.
Итак, ревность — биологическая данность, естественное для высших форм жизни чувство. И дети могут испытывать и проявлять ревность весьма рано.
А. Валлон описывает проявление ревности у совсем маленьких детей.
Первые реакции ревности наблюдаются уже у девятимесячных детей.
Они примитивны и стереотипны. Ребенок кричит, плачет, дрыгается, когда он видит, как мать подходит к другому ребенку, берет его на руки. Реже ребенок ревнует к взрослому, например когда мать делает вид, что обнимает отца. Ребенок до года может ревновать и к кукле, он бросает ее, если видел, как ее гладили родители. В десять месяцев, видя, как мать кладет голову отцу на плечо, старается всунуться между ними.
В возрасте одного года и девяти месяцев девочка не хочет, чтобы шили платье ее кукле.
В возрасте двух с небольшим лет враждебные физические действия в связи с ревностью уже сдерживаются, вместо них появляются переживания, обида, надувание щек.
Затем в возрасте от двух с половиной до пяти лет ревность появляется при наличии у ребенка уже активной любви к родителям, которая оказывается «неразделенной». Когда ребенок чувствует себя отвергнутым, изолированным.
Этот опыт РАННЕГО ДЕФИЦИТА ЛЮБВИ закладывает основу для всех последующих невротических расстройств и других психопатологий у человека.
Невротически ревнивые люди — это люди с ранним дефицитом родительской любви.
Они вырастают и становятся взрослыми, но как дети верят, что существует партнер, который «додаст» им эту родительскую любовь. «Заткнет» своим телом и психикой «дыру» в самоуважении и самоценности.
Эта вера часто становится довольно агрессивным убеждением и выглядит как желание «все время быть вместе». Созависимость часто идет рука об руку с ревностью. Как и абьюз, злость, насилие эмоциональное и физическое. При этом такой человек искренне верит, что это все — настоящая любовь. Культура кино, литература и общественное мнение поддерживает эту веру, к сожалению. Но невротическая ревность — это не признак любви, это беда для самого ревнивца и его близких.
Кстати, феномен родительской ревности к детям тоже заслуживает внимания. Но это в другой раз как-нибудь.
Сейчас речь о детях.
Любой ребенок, имеющий брата или сестру может и, скорее всего, будет испытывать ревность.
Как выше сказано, ревность — часть нашей низшей, примитивной, «животной» натуры. Задача которой — обеспечивать выживание и обладание важными для этого ресурсами.
Ревность может сдерживаться и контролироваться префронтальной корой.
Но префронтальная кора у детей не особо-то развита, вплоть до среднего подросткового возраста.
Контроль такого сильного «вшитого» в биопрограмму выживания чувства для ребенка раннего, дошкольного и даже младшего школьного возраста дело не возможное. Мозг еще не созрел.
Каковы в таком случае задачи родителей?
Смысла увещевать, наказывать малыша, просто объяснять «что так себя вести плохо» малышу почти нет. Это только усугубит проблемы.
Воспитательная задача 1 — грамотно адаптировать старшего ребенка после рождения младшего. Прямо с первых минут встречи. Это задача на короткий период (полгода-год).
Воспитательная задача 2 — держать биологическую ревность у детей на самом нижнем уровне, не давать ей разрастаться. (Это задача на средний период, до старшего подросткового уровня детей)
Воспитательная задача 3 — воспитать из «примитивной» психики ребенка, из биологического, низменного уровня — высокий уровень. Воспитать человека с развитой способностью любить, высокой нравственностью, осознанностью и самоконтролем. (Это задача на длительный период, до зрелости мозга, т.е., примерно до 25 лет).
Для первенца появление второго ребенка в семье является серьезным испытанием. Старший ребенок лишается монопольного права на внимание и восхищение родителей. Одинаковый пол детей и небольшая разница в возрасте (2–3 года) увеличивают вероятность появления ревности и соперничества за внимание матери и/или отца.
Однако насколько разовьется эта ревность, зависит от чуткости родителей, их умения показать старшему, что он по-прежнему желанен и необходим для них, от стиля воспитания в семье, от умения создавать и держать фон любви (это не про заботу). Особенно в период адаптации.
Начинать подготовку к адаптации нужно еще в период беременности. Вот тут подробно писала об этом
https://vk.com/wall-166359192_4532
Можно полностью ли избежать проблем, связанных с детской ревностью ? Окончательно и полностью, на 100% – нет.
Но родители и ближайшие родственники могут сделать многое, чтобы свести это чувство у старшего ребенка до минимума.
Как именно это сделать, могу рассказать в следующей статье.
Думаю, некоторые рекомендации вас удивят:).
Если хотите узнать, как помогать детям жить без ревности — пишите. Буду ждать ваши отклики.
С уважением, Ирина Коваль, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, нутрициолог, учредитель семейного центра «Лесенка», автор курсов экспертного родительства.