Почему у «хороших» родителей вырастают «плохие» дети

Почему у хороших родителей вырастают плохие дети🤔?

Вернее так : почему у «хороших родителей» вырастают «плохие дети».

Хорошие…плохие…кто это оценивал, чем измеряли? Субъективно все.
Но именно так говорят люди и мне часто такой вопрос задают.

Отвечу коротко.

Обычно под словосочетанием «хороший родитель» подразумевают, что родитель — хороший человек.

Не подлец, не злобный, душевный, совестливый, порядочный и т.д. И плюсом к этому — он хорошо заботится о своих детях — кормит, поит, одевает, учит, лечит, развлекает, наказывает и поясняет, как мир устроен.

На самом деле стоит развести понятия «хороший человек» и «хороший родитель».

Хороший человек тоже, кстати, весьма субъективная характеристика. Для кого хороший?

Для окружающих?

Человек может быть хорошим, так как удобен для окружающих. Потому, что границы личности у него сверхпроницаемы — никогда на откажет, всем поможет, всех поддержит, согласится… Конформизм, как защитная реакция формируется в детстве и определяет личность и выборы человека.

Но что этот хороший человек будет проявлять в своем родительстве, со своими детьми?

Да тоже самое — приспособленчество. Как вариант- либерально-попустительский стиль воспитания. Страх потерять любовь ребенка, страх отвержения не даст ему установить разумную дисциплину и фон любви. Настоящей любви, не безумной.

Ребенок с сильным темпераментом «прогнет» такого родителя на раз-два. Со слабым- может стать приспособленцем с отсутствием границ по подобию и примеру.

Родитель — хороший человек по оценке окружающих, потому что позитивен, легок в общении, душа компании, добр. Инфантилен несколько безответственнен, но хороший же человек то…

Как инфантильный родитель может сделать из ребенка плохого человека можно долго писать. Но сейчас не буду, позже, отдельной статей. Он не дает ребенку опору, защиту, надёжность — это главная проблема. Ну и тот же попустительский стиль, «дружба» с ребенком и т.д.

Родитель хороший и правильный на публике , дома может быть садистом. Избивать детей, реализовывать отвергающий стиль воспитания, а это прямая дорога к тому, чтобы вырастить «плохого» и «вредного» ребенка — травматика. Очень частая, ситуация, кстати.

Родитель — хороший человек по оценке окружающих, так как честен, чувство долга для него превыше всего, несгибаем и твёрд в своих решениях. Правда несколько занудлив и властен, но хороший человек, не обманет, если уж пообещал.

Это родитель — авторитарный догматик. Нет в нем ни искорки живой , ни радости, душит свой правильностью всех и вся. Гибкость? Любовь? О чем это? Главное — ЕГО правила, а не психика и душа ребенка. Изучать психологию не будет, так давно решил, что это бред.

Не зная основ разумного воспитания, такой родитель будет использовать разнообразное эмоциональное и физическое насилие, в «советском» стиле. Это социализирующий, а не помогающий стиль. Из этого очень быстро получаются «плохие» и вредные дети, либо созависимые и жертвы.

Еще вариант — когда не окружающие, а сам родитель считает себя хорошим. Очень хорошим, очень правильным. Нарциссизм, завышенная самооценка, вытеснения…Не здоровая родительская личность с печальными последствиями для личности воспитуемого ребенка.

Как видите хороший человек может быть не хорошим родителем.

Хороший родитель не обязательно будет хорошим человеком для всех.

Это все , конечно, крайне скупо и примитивно перечислено.

Чтобы показать относительность всех этих оценок «хороший» — «плохой».

Жизнь и проявления личности намного сложнее, но всегда предсказуема связь «личность родителя» — «стиль воспитания» — «личность ребенка» — «поведение ребенка». От осинки не родятся апельсинки. Причина и следствие.

Дональд Вудс Винникотт , британский педиатр и психотерапевт, автор книг, ввёл в обиход понятие «достаточно хорошая мать».

Оставим сейчас в стороне акцент именно на матери, а не на родителе — это издержки ментальности времени, в которое Винникот жил, трудился и писал.

Я считаю , что отец в равной мере и способен к полноценному родительству, и ответственнен за результат.

Поэтому читаем «мать» , подразумеваем «родитель».

Достаточно хорошая мать (по Винникоту) делает все, что в ее силах, признавая при этом, что может совершать ошибки.

Вместо следования неким железным правилам она прислушивается к себе и своему ребенку, вдумчиво выстраивает отношения с ним и по мере взросления постепенно «отпускает» от себя, давая возможность стать самостоятельным и ответственным.

Это очень хорошо. Но, на мой взгляд, слишком расплывчато. Особенно вот это «прислушивается к себе».

Прислушиваться то можно из разных внутренних состояний и мировоззрений. И «ответы» слышать соответственные. И выводы делать ошибочные в итоге. Не здоровая личность родителя, с не проработанными и не осознаваемыми токсичными установками много чего может «насоветовать».

➡ Для меня хороший родитель — это соответствие определённым характеристикам:

1) родитель является более-менее психологически здоровой личностью (это большой перечень качеств, на самом деле);

2) родитель имеет авторитетную (не путать с авторитарной) стратегию воспитания;

3) родитель реализует
эмоциональный, поддерживающий стиль воспитания;

4) родитель обладает экспертным знаниями про идивидуальные особенности каждого своего ребенка;

5) родитель имеет осознанные и продуманные цели воспитания.

👍🏻 И вот к этому всему — определение Винникота, да. Очень верно будет. Делать, все, что возможно, признавать право на ошибку, прислушиваться (здоровая рефлексия — очень полезна, но это надо уметь) и прочее по тексту.

Хороший родитель родитель- это экспертный родитель.

Экспертность = знания + опыт.

Знания себя, ребенка, основ разумного воспитания. Опыт использования этих знаний — приведение себя к состоянию «здоровая личность», реализация осознанного родительства , ведущего к продуманным целям воспитания.

=========
Экспертный родитель с высокой степенью вероятности вырастит хорошего ребенка.
=========

Здоровую личность со здоровым мировоззрением.

::::: Ребенка, который не будет «за компанию» делать гадости и вредные, опасные , тупые вещи. Чтобы заслужить порцию «любви » и признания.

::::: Который не будет давить других, чтобы получить удовлетворение своих потребностей- психологических или физических.

::::: Который сможет сделать выбор такой, который соответствует его настоящим ценностям, а не ценностям толпы.

::::: Который не будет вынужден врать родителям, чтобы избежать расправы.

::::: Который не будет вынужден изображать «правильного» ребенка дома и жить двойной жизнью вне его.

::::: Который будет по настоящему уважать и почитать родителей.

Любить их.

Всегда и всякими — полными сил и добрыми, вредными от старости и вонючими от болезни, глупыми от маразма…

Как изменить свое родительство к лучшему,

как стать экспертным родителем,

как получить спокойствие душевное,

уверенность и эффективность в воспитании мы изучаем на онлайн курсах.

❗Как раз сейчас заканчивается набор в группу, начало 27.07. На самый важный, базовый, системный курс «Родительство и воспитание».

Подробное содержание, цена, кому подойдет — все здесь
⬇

https://vk.com/app5898182_-166359192#s=678506&utm..

К посту я прикрепила уникальный отзыв. Его сделала мама, занимающаяся на курсе в прошлом месяце. Это не просто хорошая мама, а еще и методист, педагог.

Такую грамотную подачу отзыва я еще не встречала, прямо учиться по нему можно).

Еще раз повторю ссылку на подробности про курс.

https://vk.com/app5898182_-166359192#s=678506&utm..

🔥Цена сейчас самая выгодная (скидка 40%) + куча подарков. Успейте сэкономить.

На качестве моей работы скидка не отражается. Я всегда выкладываюсь на 100%:)

С уважением, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, нутрициолог, учредитель семейного центра «Лесенка» Ирина Коваль.