Как воспитать благодарность

Не ждите от детей благодарности.

Ни от маленьких, ни от уже взрослых. И тем более не требуйте её. Благодарность — это глубоко внутреннее.

Ее не возможно вымучить обидами
и претензиями.

📍Но возможно и даже необходимо ВЗРАСТИТЬ И ВОСПИТАТЬ.

С благодарностью у современных детей проблемы, по моему мнению. Мнение основано на 15летнем профессиональном опыте работы с семьями.

Возьмём один аспект этрй проблемы- отношения современных внуков и старших родителей (бабушек и дедушек).

Очень распространенная ситуация в моей практике — родители жалуются , что дедушки и бабушки «не так» относятся к ребенку, к его реакциям и поведению.

Ребенок недоволен тем, что дедушки и бабушки «не так» себя проявляют.

И это действительно может быть не так, то есть не полезно для психики ребенка.

Старшее поколение было иначе воспитано, другие методы воспитания применяли и применяют.

Они не особо то слушают своих, уже выросших детей. Если старшим родителям пытаются обьяснить, как работает психика ребенка, опираясь на современные научные знания — для них это все частенько незначимое , пустое.

Но суть даже не в этом. Я про детей хочу сказать, с их позиции рассмотреть вопрос.

В современной системе воспитания, которую используют осознанные и грамотные родители, ребенку фактически закладывается понимание, что его ДОЛЖНЫ любить. Не специально, конечно.

Ребенок автоматически ОЖИДАЕТ хорошее и привычное отношение на свое поведение от дедушки и бабушки.
Такое же как он привык получать от своих просвещенных родителей.

Дети, которые росли в советское время, были недолюблены, стиль воспитания в основном- неодобряющий, отвергающий. В лучшем случае — социализирующий, невмешивающийся.

К детям было мало ПОЗИТИВНОГО внимания, не было учета личностных особенностей. Эмоциональное насилие и физическое было нормой общения и «воспитания».

И это дало свои результаты для целого поколения родителей.

Сейчас они пытаются себя психологически восстанавливать от психотравм детства, созависимостей, неумения позитивно общаться со своими детьми, сложностей с самооценкой и прочее. Понимают, что так воспитывать нельзя. Нельзя, чтобы и их деть имели такие же последствия воспитания. Да и изменился мир сильно.

Они учатся родительству, изучают теорию привязанности и другие теории.

Окружают своих детей любовью и вниманием.

Стараются быть как можно лучшими родителями, стараются не травмировать своих детишек, как травмировали их в детстве.

И это здорово, но…
У нынешнего поколения детишек тоже могут быть негативные последствия от воспитания.

Только последствия другого рода.

➡ Дети с детства привыкают, что их любят, для них окружающая любовь, забота «по высшему разряду» — обыденность.

Поэтому, они ее не замечают, поэтому они ее НЕ ЦЕНЯТ.

И не испытывают благодарность.

➡ Невозможно оценить хорошее, когда не было плохого.
Когда не с чем сравнить. Когда хорошее органично существует в твоей жизни с самого рождения.

Поэтому благодарность у благополучно воспитывемых детей не возникает. Уважения к родителям, кстати , тоже иногда не возникает.

Хотя, на самом деле, родители тратят огромное количество усилий, для того, что бы преодолевать себя, преодолевать паттерны воспитания, которые заложены в них их родителями, которые вылезают неожиданно и требуют постоянного контроля.

Родители кучу сил тратят на то, то бы изучить что-то полезное для ребенка и дать ребенку лучшее.

Но ребенок то этого не знает.

Он видит, что такого уровня забота и любовь — это естественно. Разве бывает иначе в мире? В ЕГО мире — нет. Он понимает и ощущает что это — норма, так ДОЛЖНО быть и никак иначе.

Что мозг ребенка впитывает с рождения, какие стимулы получает — то и будет для ребенка нормой мира вокруг него. Он впитал с рождения, что с ним надо бережно. Аккуратно. Без давления. Договоры. Уважение потребностей. Учет особенностей и возраста.

Это хорошо, и так и должно быть, конечно же. Всем грамотным в детской психологии родителям известно, как положительно такой подход сказывается на развитии ребенка.

Любовь от родителей дети воспринимают как данность, как солнышко,как воздух, которым дышишь и не замечаешь.

И вдруг, когда ребенок подрастает и начинает самостоятельно коммуницировать со старшими родителями, он видит, что дедушка и/или бабушка плохо и не правильно с ним обращаются.

НЕ ТАК любят, не так уважительно разговаривают, не так, как надо ему себя проявляют.

Ребенку это не нравится, конечно.

Ребенок думает, что они плохие — его дедушка и бабушка. Не любят его.

Да, часто бывает , что дедушки и бабушки ведут себя так, как они привыкли, так как считают правильным, совершенно не обращая внимание на то, что родители им говорят про осознанное воспитание.

Не глядя на то , что причиняют внуку не пользу, а вред своими действиями.

Арсенал эмоционального насилия и разнообразных советских подходов к воспитанию прочно вшит в мозг, как единственно верный.

Особенно это касается вопросов демонстрации уважения.

Бабушки и дедушки не хотят «завоевывать» уважение детей.

Они уверены, что ребенок ДОЛЖЕН проявлять уважение априори.
Так было принято в их детстве, когда воспитание строилось на страхе.

У них психологические потребности приоритеты в общении были иными. У каждого поколения они различаются. Поэтому, сказать ребенку «Чего нюни распустил, вот мальчик тоже упал и ведёт себя прилично» — для них проявление любви и поддержки. (Хотя в этой фразе сплошной токсик).

Если ребенок убежден, что его ВСЕ ОБЯЗАНЫ ПРАВИЛЬНО ЛЮБИТЬ, бабушки и дедушки будут казаться ему плохими, потому что они его любят не так как надо, не так как он привык. Не то делают, не так поддерживают, странные вещи говорят.

➡ Есть моменты, которые будут влиять на личность ребенка и сказываться на ней негативно, если не заострять внимания на этих вопросах и не объяснять ребенку их важности.

❗Ребенку имеет смысл объяснить, что проявлять любовь к нему так, как ему ХОЧЕТСЯ и как он ПРИВЫК, никто не обязан.

Заботится — это да, не причинять вреда — разумеется, обязаны все другие родственники, помимо родителей.

А вот все , что сверх — нет, не обязаны.

Любовь — это большое благо от Бога. Ребенок наслаждается ими неосознанно и как бы «в кредит», для развития. И не осознает этого.

Раз не осознает — будет расти в отсутствии благодарности за любовь. Не ценить этот дар. И заботу тоже.

Такие вещи , на мой взгляд, необходимо рассказывать, иначе откуда ребенок будет это знать?

И откуда возьмётся уважение и благодарность? На страхе строить их, как раньше- тупо, бесперспективно, негативные последствия обеспечены.

Вариант один — осознанно формировать мировоззрение ребенка, продолжая воспитывать его фоне любви. С дисциплиной на фоне любви.

Формировать через адекватный, помогающий стиль воспитания и полноценое общение с ребенком. Это не про лекции и нотации, от которых уши вянут.

Это разговоры между делом и специально устроенные . Уютные, доброжелательные и доходчивые, в соответствии с возможностями ребенка понимать.

Откуда ребенок будет знать, что родительство — это ТРУД, если ему об этом не говорить? В первую очередь- над собой?

Он видит «фантик» из всего родительского труда — свой комфорт. А сам труд — «начинку» — не осознает.

Также детям нужно объяснять , что бабушки и дедушки не обязаны его любить, именно так, как ребенку ХОЧЕТСЯ.

Любят, как умеют, насколько у них получается любить, настолько и любят. Главное — учить ребенка ИХ самих любить, таких вот …сложных.

❗Если старшие родители вредят ребенку своими действиями или словами, если есть токсичные проявления- родителям нужно не поддерживать » авторитет» бабушки или деда , а защищать своего ребенка, потому что ответственность за психихологическое здоровье ребенка лежит на родителях, а не на бабушках и дедушках.

➡Нужно обеспечивать ребенку эмоциональную безопасность в такой ситуации — по другому никак.

📍Но делать это уважительно, тактично и спокойно, показывая хороший пример для своих детей.

=== === === ===

Нужно еще и объяснять, по мере взросления ребенка, что хорошего есть в сложившейся непростой ситуации.

Всякая сложная ситуация в жизни- очередной шанс вырасти личностно и духовно. Через НАСТОЯЩЕЕ, НЕ ТОКСИЧНОЕ, НЕ ЛОЖНОЕ смирение и активное отстаивание своих границ.

=== === === ===

Если с ребенком не беседовать об этих важных темах, то благодарность МОЖЕТ БЫТЬ и осознанется спустя время, на «собственной шкурке», когда дети вырастут и сами станут родителями.

➡ А может и нет. Все главное в отношении к миру и в нравственности формируется в детстве.

Поэтому, имеет смысл благодарность формировать. С любовью.

🧡Благодарность к родителям может раскрыться в душе ребёнка быстро.

А может и не чувствоваться всю жизнь, задавленная обидами.

📍Как выстраивать здоровые отношения со старшим поколением мы подробно рассматриваем и учимся на курсе «Родительство и воспитание».

📍Как формировать уважение и благодарность у современных детей , без насилия, без унижений, без страха- тоже учимся на курсе «Родительство и воспитание»

📍Как наладить отношения со старшими родителями,если есть сложности сепарации, вас не признают взрослым или обвиняют или диктуют свое — тоже учимся на курсе.

Чтобы получилось полноценное общение с ребеком, чтобы донести ему важные смыслы- нужно хорошо его знать, в частности работу его психики и мозга. Чтобы не скатиться в нудные «лекции» и не «сливать» время общения впустую.

Я очень поверхностно здесь, в постах, пишу.

❗Настоящие, результативные занятия идут в нашей закрытой беседе курса.

➡ Когда я отвечаю на все ваши вопросы, «разжевываю» подробности материалов курса , направляю и поддерживаю.

🍀Вот тут можно прочитать про курс, все темы, что мы изучаем и практикуем
⬇

http://irinakoval.ru/kurs-vospitanie/

Загляните, сейчас. Вдруг найдёте на курсе именно те ответы, которые вы безуспешно и давно ищете.

С уважением, Ирина Коваль, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, нутрициолог, православный психолог, учредитель семейного центра «Лесенка»

P.S. Если вы страдаете от неблагодарности своего взрослого ребёнка, не обвиняйте его вслух ни в коем случае.

От этого только хуже будет.

Помогите ему освободиться от обид и страданий.

Выслушивайте его, не споря, не доказывая, что все было не так…Смирите свои порывы — вы ведь мудрее.

У него своя правда и он имеет право её озвучить.

Просто послушайте внутреннюю боль своего ребёнка, без эмоций, с сочувствием. Как если бы вы слушали рассказ не о вас, а о другом родителе…Вы можете услышать там себя, такого, каким были много лет назад.

Посмотрите, как все изменится к лучшему.