Как минимизировать вред от детского сада

Про детсад мне задают очень много вопросов. Самый распространенный — когда отдавать…Ну, что сказать. Мозги, промытые в нескольких поколениях, заставляют игнорировать важную информацию про опасность сада. Но я надеюсь, что такая вот подробная информация, как в этих статьях, все-таки заставит осознанно подходить к данному вопросу. Недавно узнала, что в нашем городе будут массово создавать ясли, для детей с двух месяцев, на первых этажах жилых домов. Эта безграмотность просто поразительна. Вместо того, чтобы усиливать финансовую поддержку для мам, стимулируя их растить малыша дома , их стимулируют идти работать…
Перинатальный психолог онлайн.
Продолжение беседы про детские сады.

Начало (про разрушительное влияние детсада на иммунитет ребёнка) вот здесь:

https://vk.com/wall-165210271_273

Как адаптировать ребёнка к садику без психотравмы.

Краткий ответ — никак.

Но выраженность травмы будет сильно отличаться в зависимости от возраста малыша (чем младше, тем тяжелее) и степени выраженности привязанности с родными взрослыми (чем привязанность слабее, тем травма будет глубже).

В норме, ребёнок готов физически к расставаниям со своими родителями на сравнительно длинные промежутки времени, когда его привязанность уже сформирована на уровне любви.

Это когда он начнёт дарить вам подарочки просто так, говорить что любит вас без напоминания, и не копируя взрослых, а очень искренне. Это в норме случается в
4,5-5 лет.

Такой ребенок уже хорошо понимает потери и страдание от разлуки, поэтому он будет ныть, жаловаться и плакать больше, чем малыш в год, два или три, которые просто ощущают невнятную, постоянную душевную боль, но не могут рассказать о ней.

При этом, психика такого бурно эмоционирующего четырехлетки пострадает гораздо меньше, чем у спокойно посещающего сад и, как бы, адаптированного малыша до трех лет, так как базовые мозговые механизмы, отвечающие за адаптивность и многое другое, у него сформированы.

Дальше, я расскажу про то, как минимизировать травму для ребёнка при посещении детсада.

Речь идёт о детях 3,5-4 лет. Это информация НЕ ПРО МАЛЫШЕЙ.

Отдавать младенца в сад — преступление против психики и здоровья ребёнка. Они все глубоко травмируются, болеют и даже не могут рассказать о своих страданиях.

Потом психика их приспосабливается, куда ей деваться-то, изменяясь на всю жизнь. И они могут спокойно ходить в сад, смеяться и жить, как все нормальные люди.

Но не сформированная или не зрелая привязанность, тяжелые ощущения и не осознанные в силу возраста сильнейшие переживания, прожитые в момент «адаптации к садику», вытеснятся в подсознание.

Будет дырка в душе, которая заставит уже выросшего человека переживать свою ненужность на этой планете, или перманентную вину за все несчастья мира, или злость, ревность, страх при установлении близких отношений. Или все это вместе. Таких людей полно, не так ли?

А еще такие дети, испытывают самую глубокую привязанность к друзьям, а не к родителям, не к семье. И испытывают сложности с установлением привязанности к своим детям, когда рожают их. Я к этому причастной быть не желаю. Я не за садик вообще.

Детсад — это совершенно не подходящее для ребёнка место, чуждое его психике.

Место не благоприятное для его развития, вопреки расхожему мнению. Об этом поговорим ещё — про обилие занятий и весь уклад жизни в саду.

Не все, конечно, выходят из сада невротиками, но многие. И все без исключения, с травмой привязанности к родителям.

Решение о посещении детсада должно приниматься как исключительное, только в безвыходных ситуациях! Например, когда семья окажется на грани нищеты и маме с папой надо обязательно работать.

Я уверена, что это знание настолько неудобно и непривычно для большинства читателей, что вызовет протест, возмущение или вытеснится из памяти очень скоро.

Это нормально, на другое и не приходится рассчитывать. Сколько поколений глубоких травматиков живёт и в таком количестве, что нормы восприятия этих вопросов изменились.

И объяснять ценность сформированной привязанности человеку, которого в роддоме держали раздельно с мамой, кормили потом по часам, оставляли проораться, в год отдали в ясли, так же нелепо, как слепому — объяснять цвета.

Поэтому, такие разговоры, типа, «чем раньше отдать, тем проще привыкает», » все ходят и наш привыкнет», » меня вообще с 4 месяцев отдали и «ничо», вырос нормально » долго будут определять выбор мам в этом вопросе.

Поэтому, переходим к следующему вопросу — как отдавать в сад.

Во- первых, и еще раз повторю — не раньше 3,5 лет, желательно в 4 года.

Потому, что хотя бы иммунитет у ребёнка сформируется. Хотя бы он основные стадии формирования привязанности пройдёт нормально. Хотя бы дозреет и укрепится первый функциональный блок мозга, который отвечает за адаптивность (в том числе).
Хотя бы сформируется мозговой носитель для реализации полноценной игры с другими детьми.

Кстати, в норме до шести лет ребёнок не может встать на чужую точку зрения, не готов мозг для этого, поэтому ссорятся дети все равно ещё долго, когда играют вместе.

Даже, если отдавать в сад ребёнка в три года, это может быть очень сложно и вредно для него.

Ведь это серьёзный стресс для ребёнка. И каждый ребёнок будет реагировать на стресс в соответствии с адаптивным возможностями своего мозга.

Именно поэтому в нашем центре нет яслей и детсада. Есть группа кратковременного пребывания на 4 часа. Можно ежедневно, можно несколько раз в неделю для детей от 4 лет.

Если у ребенка была гипоксия внутриутробно или гипоксия в родах, если был длинный безводный период, если были кровоизлияния после родов, ППЦНС, мутные околоплодные воды, маленький разрыв между первым и вторым показателями шкалы Апгар, слабый крик, синюшные покровы тела или любые другие отклонения от хороших родов, надо очень осторожно вводить ребёнка в стресс.

Первый функциональный блок (то, что внутри мозга, не кора) в таких вот случаях формируется с отклонениями и способность организма адаптироваться к изменениям снижена.

Такие дети начинают быстро вываливаться в болезни и в неврозы с потерей аппетита, нарушениями сна, эмоциональным беспокойством и прочее. Это все не проходит бесследно для мозга и остального организма ребёнка. И для его личности.

Нельзя, чтобы совпадало несколько глобальных изменений в жизни ребёнка с началом детсада.

Даже для очень здорового ребёнка и с очень хорошо сформированным мозгом, переезд в новое жильё, беременность или рождение младшего и тут же адаптация к саду — очень плохой вариант.

Нельзя оставлять ребёнка в саду без вас. Чтобы там не говорили воспитатели, «бывалые» родители и бабушки. Это нанесет ребёнку серьёзную психотравму, сразу может и не будет видно. Но в будущем вылезет она обязательно,выше рассказала, как именно.

Варианты — поорет и быстрее привыкнет бесчеловечны. Но это практикуют в садах до сих пор.

В первую очередь, надо познакомить ребёнка со взрослыми, которые будут за ним ухаживать.

Не с группой, не с детьми. Сначала — с воспитателем (воспитателями) и няней, причем на вашей территории.

Пригласите их в гости попить чай, поиграть с ребенком. Заплатите за это, если надо, как за допзанятие.

Ваша задача — показать ребёнку, что эти люди достойны, чтобы войти в круг его привязанностей, с одной стороны, и расположить к вам и вашему ребёнку садичных работников, с другой.

Потом уже классический набор — привыкать на прогулке, потом в группе, увеличивая время от двух часов до целого дня в течение месяца. И быть вместе с ребёнком.

Дома надо помогать ребенку компенсировать травму привязанности.

Быть очень терпеливым, давать ему плакать, изливать агрессию и горе и принимать все это с любовью. Столько, сколько будет продолжаться. Да, сложно. Но ребёнку сложнее в разы.

Спать вместе с ребёнком, чтобы он ночью добирал телесного и психологического контакта с вами. Это очень важно. Если дитё к вам приходит понежиться, пообниматься, откладывайте свои дела и удовлетворяйте его потребность в телесном контакте.

Дарить ему в сад что-то ваше, маленькое, что можно носить с собой, фото например.

Говорить, как можно чаще, что вы одна семья и друг друга любите, подчеркивать это.

Если есть возможность — не отдавайте на весь день. С утра до сна — итак слишком много, уровень кортизола будет высоким. Вначале этой записи ссылка на пост, где подробно про влияние кортизола.

Если есть возможность, выбирайте группы кратковременного пребывания до 4 часов, где не надо обедать в чужом месте и спать в чужой кровати.

Надеюсь, эта большущая статья была вам полезна.

Напишите, какие мысли возникли или вопросы.

Сделайте репост, это небольшая плата за мой труд)

Продолжение следует….

С уважением, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, руководитель Семейного центра «Лесенка» Ирина Коваль.