Профориентация: на что обращать внимание и когда начинать. 4 родительских вопроса

Родителям дай волю — они начнут профориентировать и младенцев. Куда деваться — вопрос выбора профессии тревожен для родителей сейчас особенно сильно. Вообще вы заметили, как много родители тревожатся по поводу “не упустить бы” и как много на самом деле упускают? По незнанию просто.

  • Когда начинать?
  • Как не пропустить момент для развития?
  • Как определить склонности?
  • Как учесть темперамент и способности ребенка при выборе?

Такие вопросы часто встречаются в чатах курса “Родительство и воспитание”. Поэтому хочу ответить всем и сразу, как я к этому вопросу отношусь.

Сразу скажу — у меня отношение к вопросам профориентации сугубо практичное.

В моем понимании у человека, независимо от пола, обязательно должно быть дело, которое его прокормит. Причем и его, и его семью.

Это, на мой взгляд, главное, на что ориентироваться при выборе профессии. Финансовая база должна быть, пирамиду Маслоу никто не отменял, равно как и естественные жизненные потребности.

Нужно четко разграничивать хобби и профессию. Если ты диплом получил или даже два, но это тебя никак не кормит, то это хобби.

Задача родителя дать детям то образование и навыки, которые им дадут возможность безбедно жить, дадут самообеспечение. Это первая задача.

Вторая — научить учиться, чтобы дальше они смогли уже сами искать то, что по душе, и обучаться этому плюсом к тому делу, которое дает устойчивый доход.

В этом случае уже они могут и дополнительное образование получать, если им это понадобится, будет интересно, полезно, нужно.

Сейчас услышьте, пожалуйста. Склонности, способности, таланты, характер и темперамент — это тоже все важно. Но это вторично, если мы говорим о профориентации.

В целом картина выглядит довольно просто, и на мой взгляд, не стоит того, какой вокруг нее ведется ажиотаж:

Нужно по способностям и возможностям ребёнка выбрать то занятие, которое сможет ему дать финансовую опору. И это не обязательно должно быть высшее образование, кстати говоря. А в 21-25 ребенок уже по-другому относится к жизни и намного больше осознает, что где его место, поэтому сможет сам выучиться еще раз.

Если ваш ребенок еще младшего школьного возраста, то важно обратить внимание не на то, какие профессии и навыки востребованы сейчас, а на то, что с большей вероятностью будет востребовано через 10-15 лет.

Ну, а вдруг он потом скажет, что родители вовремя не посоветовали или наоборот, за него все решили? Есть и такая тревожность у родителей. Как с ней быть?

Чтобы таких сожалений и сетований от детей потом не было — нужно формировать здоровое отношение по этому вопросу у детей с младшего возраста. Нет, с пеленок не надо, да и в 6 рано еще)). Оптимальный вариант — лет с 7-8-ми. Проговаривать, что вот вырастешь и будешь сам зарабатывать, да еще хорошо, если будешь обеспечивать себя с избытком, чтобы помогать другим, тем, кто в сложной ситуации. То есть нужно закладывать важные смыслы (умение делиться) с детства.

А если ребенок захотел в 14-16 лет обязательно стать психологом, к примеру? Так ведь это инфантильные хотелки еще, эмоции больше, чем разумности. Видели же таких, мечтавших стать великими биологами, дизайнерами, юристами, а по факту сидящих на маминой (или еще хлеще бабушкиной) шее.

Это с ними не говорили с младшего возраста о самообеспечении, вот почему они не смогли адекватно выбрать путь. Захотел — перехотел — нет в этом ответственности.

А как же таланты? Как их искать, как не пропустить, а развить в нужное время? — продолжают тревожиться родители. Так ведь если яркий талант, его сложно не заметить, постараться надо. Его видно сразу, к тому же это большая редкость. И даже талантливых нужно на практические навыки ориентировать, а не на “высокие” материи. Мы ведь в материальном мире живем.

В общем, у меня никакой романтики). Чистый прагматизм.

Еще раз подчеркну — главное в профориентации с младшего возраста давать ребенку полноценное общение по этой теме, рассказывать про ответственность за самообеспечение и обучать финансовой грамотности, обучать умению видеть возможности, развивать гибкость и критичность мышления, навыки хорошей социализации, нравственность и самоконтроль.

Поэтому думать в этом смысле нужно не о конкретной профессии больше, а о том, как воспитывать и формировать у ребёнка:

  • Способность мыслить адекватно в разных ситуациях (объемно, критично, творчески, гибко).
  • Умение эффективно общаться (адекватные границы личности и умение их защищать, чуткость и эмпатия).
  • Внимание (длительная концентрация, объём, переключаемость).
  • Адаптивность (стрессоустойчивость, крепкая нервная система, способность подстраиваться под постоянные изменения без срывов).
  • Волю (контроль эмоций, верность, упорство в продвижении к цели)

Скорее всего нашим детям придётся менять профессии не один раз, учиться не один раз, делать выбор не один раз на всю жизнь. Вот тут-то все эти навыки и качества и пригодятся. Адаптивные, профессиональные, гибкие и активные «выживут» в своей профессии.

О востребованности профессий точно можно сказать одно — это будет на стыке профессий, умений, наук. Вы можете заметить, что это уже так.

Что еще важно лично для меня, в моей системе ценностей — приучить к разумному потреблению, без излишеств, экологичному. Но при этом доход, на мой опять же взгляд, должен быть большим, чтобы обучаться у хороших специалистов, при необходимости проходить лечение — делать это также у хороших специалистов.

Подведем итог — самое важное в профориентации это задавать правильные вопросы. Не «кем ты хочешь работать, когда вырастешь?», а «как ты будешь себя обеспечивать, когда вырастешь?».

Буду рада вашим откликам, вашей точке зрения. Поговорим?

С уважением, Ирина Коваль, детский нейропсихолог, нутрициолог, перинатальный психолог, учредитель семейного центра «Лесенка», автор курсов экспертного родительства.