С 90-х годов популяризация психологии для родителей набирает обороты. В нашей стране. На западе это раньше случилось.
Сейчас особенно популярны книги с прямыми советами и лайфхаками по «воспитанию». Особенно с картинками.
Почему этот формат пользуется бОльшей любовью, понятно. Чем меньше усилий человек тратит, чем его мозгу меньше напрягаться — тем приятнее.
Умение учиться и осмысливать информацию все больше теряется, благодаря российской системе образования. Все больше людей предпочитают решить все поскорее и попроще.
Однако, упрощение науки возможно до определённых пределов. Дальше она превращается в профанацию.
Особенно это важно, когда речь идет о формировании личности человека. То есть о науке воспитания.
Здесь упрощение может дать очень неприятные отдалённые последствия. Характер ребенка, при ошибочных методах воспитания портится скоро и просто. А исправляется долго и сложно.
С моей точки зрения воспитание — сплав наук. Педагогика, психология, нейропсихология, физиология, нутрициология — вот необходимый для разумного воспитания минимум.
Надо учитывать очень многое, когда берёшь книгу с прямыми советами по воспитанию. Особенно из серии «бери и делай».
Особенно важно понимать — автор книги про воспитание что-то шарит в разумном миксе вышеперечисленных наук или нет.
Поясню на примере популярных нынче книг Фабер и Мазлиш.
Немного истории и истоков.
Все началось с Хаима Гиннота. Автора интересной методики.
Родился он в Израиле в 1922 году.
Жил основной период жизни в Штатах.
Свою методику он начал разрабатывать будучи педагогом, потом стал психотерапевтом, учился Нью-Йоркском университете.
Задача Гиннота — самая главная — помочь родителям в текущих проблемах с детьми.
Его подход включал в себя:
психотерапию для родителей ОБЯЗАТЕЛЬНО,
( групповые занятия, методика групповой работы с родителями).
Потом, после психотерапии, когда установки родителей изменялись, личностные качества гармонизировались,
групповая работа с родителями включала ОТРАБОТКУ и шлифовку правильных реакций на поведение ребенка,И только ПОСЛЕ ЭТОГО — работу с методами воспитания.
Фабер и Мазлиш побывали на одной из лекций Хаима и загорелись его идеями.
Это было что то новенькое. Стали слушать его и «на ус мотать».
Через некоторое время стали сами ездить и продавать свои лекции, а после написали первую книжку. У них было желание поделиться благом и заработать. Совершенно нормальное желание. Только есть один важный момент.
Элейн Мазлиш НЕ психолог и не нейропсихолог.
Она получила диплом бакалавра театральных искусств Нью-Йоркского университета. Адель Фабер ее коллега.
Поэтому, насколько позволяли их познания в психологии и воспитании, настолько они и реализовали данные знания.
Никакой предварительной психотерапии, никакой работы с установками.
Книги их достаточно примитивны, но хорошо «зашли» родителям — любителям простых решений.
Там есть картинки, там есть минимум текста, там есть «бери и делай».
Это вот «бери и делай» меня сильно напрягает, потому что родительство на 100% связано с ЛИЧНОСТЬЮ РОДИТЕЛЯ и знаниями работы мозга каждого своего ребенка.
Чтобы получить качественный ДОЛГОСРОЧНЫЙ результат воспитания нужно начинать не с картинок.Надо поработать с установками и ценностями личностными у родителя, надо понять причину сложностей в реакциях родителя, чтобы ему помочь.
Надо знать нейропсихологию развития детского мозга для того, чтобы к КАЖДОМУ своему ребенку эти методы, которые авторы в книжке предлагают, применять экологично, точечно, эффективно.
Я видела на своей практике, как бездумное применение советов из книг Фабер и Мазлиш приносят вред.
Кому-то они совсем не помогают, потому что родители причину
проблем в поведении ребенка не понимают.
И не все психологи понимают причины, к сожалению.
Если у ребенка, например, есть нарушения кровообращения на уровне шеи — нарушен венозный отток или артерия немного пережата или имеет извитую форму — мозг с рождения будет расти в не оптимальных условиях и это будет сказываться на реакциях и ПОВЕДЕНИИ ребенка.
Не сильное нарушение не дает «диагноза». Но дает сложности реакций, поведения и воспитания.
Это довольно частый случай — после родов немногие родители обращаются к грамотному доктору остеопатии, чтобы выправить все МИКРОповреждения в черепе, шее, теле.
Ребенок не знает, что что то не так, он ведь иных ощущений не испытывал, не знает, как это, когда все хорошо работает. Он просто живет.
Неврологи такие «мелочи» просто не видят.
Если явная кривошея , явные проблемы с желудочками мозга, с отечностью и прочее- заметят. И будут лечить.
Все остальное просто не видно и многим родителям до сих пор говорят а поликлинике «а, перерастет».
Ребёночек плохо спит, срыгивает, плачет, спит «стоя» на ручках, метеозависим, капризен, пласив, агрессивен.
Растет ребенок — усугубляются и проблемы. Переходят на высшие уровни психики — поведение страдает, воспитывать его сложно.
Родители читают книжки ходят к психологам, применяют все методы советы воспитания — а толку мало.
Потому, что ПРИЧИНА в не оптимальном кровоснабжении мозга. Надо делать УЗИ шеи, надо доктора остеопатии, надо лечение.
И потом только — менять поведение с помощью методов.
Большая часть психологов видят только свои патофеномены.
Мало кто понимает взаимосвязь питание — физическое состояние тела, работа мозга — поведение. Видят то, на что учились- поведение и тут же советуют родителям какие способы «воспитания» применять.
Родители начинают практиковать, говорить все эти фразы из книжек или от спеца, а ничего не работает.
Причины-то сложностей поведения детей на разных уровнях уровнях находятся.
Вот в чем дело то… Воспитание — это не набор лайфхаков.
Воспитание — это наука.
Объемная, не простая и ТОЧНАЯ.
На курсе «Родительство и воспитание» мы рассматриваем ВСЕ возможные уровни и причины сложностей в поведении ребенка.
От «нижних» уровней- физических. До «высших» — психических.
От родительских установок и смыслов воспитания до отработки конкретных методов воспитания.
Сначала фундамент, потом стены, потом крыша.
Вот тогда — да, все работает. Устойчиво и точно.
Для каждого вашего ребенка.
Посмотрите подробное описание тем курса
https://vk.com/@up4brain-programma-podrobnaya
При грамотном научном подходе, поведение детей меняется еще на стадии работы с «фундаментом».
С уважением, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, нутрициолог, учредитель семейного центра «Лесенка» Ирина Коваль.