Информация только для СОшников). Те, кто не интересуется данной темой, не читайте)
Решила поделиться наблюдением про последствия зашколивания. Из семейного опыта.
Моя дочь закончила учиться в этом году, успешно сдала ЕГЭ и решила взять «gap year» — год перерыва.
Год перерыва — чтобы подумать, осознанно выбрать чему учиться вначале, чему потом (ясно уже, что будет несколько высших), начать серьезно трудиться и заработать денег на учёбу.
Сейчас она стажер в нашем центре, готовится быть администратором и интернет-менеджером. Я уверена, что она будет качественно работать и будет хорошим сотрудником. Есть все данные и она очень старается.
Но как же ей не просто сейчас…
Она проучилась в школе несколько классов и, разумеется, сформировала способности и навыки работать в рамках системы. Почему я выбрала СО я вот тут писала:
https://vk.com/wall217774475_3937
Потом дочь училась уже на СО и это было здорово.
Про окончание её учёбы тут:
https://vk.com/wall217774475_2378
Да, все было отлично. Но я не осознавала один важный момент..Тот, что ей мешает сейчас трудиться в должности, так как требуется в нашей компании.
Я недавно поняла, что даже на СО дочь была зашколена.
Она совершенно самостоятельно училась, конечно. Но её расписание было строго регламентировано графиком освоения предметов и сдачи аттестаций, а набор предметов естественно соответствовал тому, что нужно сдать. Настоящей свободы творчества, планирования, выбора, чем именно заниматься не было.
То есть дочь, как привыкла в школе работать в рамках указаний свыше и обусловленности, так и продолжала работать и на СО. Мы были сосредоточены на сдаче аттестаций, ЕГЭ, радовались спокойствию, которое даёт СО. Я не думала, что зашколивание продолжается.
Сейчас, когда я, как работодатель требую проявлять инициативу, самостоятельно регламентировать свое время, быть гибкой в умении делать сразу несколько дел и при этом творчески осмысливать планы — дочери не комфортно.
Причём она это может, и хорошо может, мозг и темперамент это ей делать позволяют.
Просто нет навыка так работать. Свободно. Без контроля, без регламентации тем кем-то. Это и есть один из результатов зашколивания. Зашколивание — многоуровневая штука. Это один из уровней.
Я себя помню, как начинала работать после ВУЗа. Такая же история была. ВУЗ ведь, та же система жесткого управления временем и свободой мышления, как и школа.
Это сейчас мне фриланс дороже и милее, чем работа в кем-то установленных рамках. Я сама их прекрасно устанавливаю себе и выполняю все, что нужно.
Но это училась я этому не легко. Вот и дочку сейчас ломает. Говорит, чтобы я ей составила расписание и давала точные задания, что и к какому сроку сделать. Нужен внешний график и регламент, нужно что ей руководили.
А мне нужен креативный и самостоятельный администратор).
Это все пройдёт, конечно. Но в СО с сыном я этот момент уже учла.
Самое реальное расшколивание начинается на работе, где требуется креативность и активность.
Что думаете?
Вам полезна была эта информация?
Пишите в комменты.
С уважением, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, руководитель семейного центра «Лесенка» Ирина Коваль.