Про «чудо»-упражнения для мозга

Постоянно встречаю в сети ролики про «чудо-упражнения» для развития и активизации мозга.

На видео показывают движения руками и пальцами в противоходе. Довольно известное с давних времён упражнение такого типа — это «рубим/пилим». Это когда одной рукой ритмично двигаешь в горизонтальной плоскости, а другой — также, но в вертикальной. Сначала сложно, потом навык быстро формируется и движение автоматизируется.

Так вот, ролик весь состоит из однотипных упражнений такого вида. Почему-то его очень любят рекомендовать в соцсетях инфокоучи и педагоги.

Чехго только не пишут в сопроводительном тексте к ролику, чего только не обещают: как много частей мозга это развивает, и что почерк будет лучше, и задачки будут решаться легче, и все межполушарное взаимодействие улучшится у детей и у взрослых тоже.

Если вы это практикуете дома, спешу вас успокоить — это не навредит мозгу вашего ребёнка, если не будете его грубо принуждать, конечно.

И на этом, в общем-то, все).

А вот, что касается реального улучшения способностей к обучению и реальной активации мозга, все посложнее.

Представьте себе, для осуществления процесса письма мозг задействует более 12 нервных цепей — больших объединений нейронов в разных частях. Если ребёнок плохо осваивает письменную речь, не важно, какой её аспект, надо для начала выяснить, где именно сбой. А потом, применять специально для этого случая подобранные упражнения и задания. С математикой, чтением — также.

Ещё бывает, что мозг ребёнка не может адекватно ситуации обеспечивать себя энергией, истощается быстро. За это отвечают глубинные мозговые структуры и влияют они на все, и на успешность в математике, письме и прочее.

Бывает, что в шее у ребёнка подвывихи, ещё с родов, а никто не поправил. В итоге, проводимость между мозгом и пишущей рукой хуже, чем надо, почерк страдать будет.

Или сложности могут быть связаны с особенностями работы глаз. Это все — примеры из моей диагностической практики.

Если ваш ребёнок плохо решает задачки в начальной школе или плохо пишет, читает проверьте сначала чадо у хорошего невролога, ортопеда, остеопата, окулиста, мануального терапевта. Потом пройдите нейропсихологическую диагностику.

И потом, если нужно, нейропсихологическую коррекцию с опытным специалистом. В этой коррекции тоже будут подобные упражнения для рук. Но это крошечный кусочек всей коррекционной программы, которая идёт с постоянным усложнением заданий.

Ведь, как только движение или упражнение автоматизировалось, оно перестаёт быть развивающим. Это просто дрыгоножество и рукомашество, для поддержания текущего уровня проводимостей и тонуса мышц.

Развитие для мозга есть там, где новое и где сложно — хоть в физическом плане, хоть в интеллектуальном, эмоциональном, творческом.

А пока начните с того, чтобы автоматизировать у ваших младших школьников право-лево (ребёнок определяет на себе, а потом ребёнок определяет на другом человеке в любой позе). И выучите с ними части тела, чтобы мозг ребенка хорошо ориентировался в пространстве своего тела.

У кучи современных семилетних детей даже это толком не сформировано, а от них хотят, чтобы они хорошо ориентировались в пространстве школьного листа и в пространстве графических символов букв и цифр. Не получается так. Сначала — освоение на уровне тела и движений, потом уже строятся «высшие материи».

В общем, вы меня поняли). Если хотите, можно научить ребёнка двигать руками в противоход по таким вот видео и делать это ежедневно. Вреда от этого нет).

Но, право, больше пользы для его мозга будет, если он освоит дыхательную гимнастику, будет регулярно заниматься физкультурой, высыпаться и много гулять.

Кстати, мой семилетний сын и его восьмилетний друг вчера начали курс нейрокоррекционных занятий в нашем центре.

Мой — для профилактики, друг — для коррекции гиперактивности. Иногда буду писать, как идут дела в этом процессе.

Моя восемнадцатилетняя дочь (и я вместе с ней) страдала от очень выраженного СДВГ и его последствий (внимание, письмо, математика) в учёбе в началке. Тоже все выправили несколькими курсами коррекции за период начальной школы.

Если бы мы с ней только лапками ежедневно двигали, результата бы не было.

Было полезно — напишите «да» в комменты. Мне важна обратная связь с вами)

С уважением, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, руководитель семейного центра «Лесенка» Ирина Коваль.