Причины плохого письма

«У меня ребёнок плохо пишет, почерк плохой и ошибок много»

Сколько раз я это слышала от мам.
От учителей — в другом виде сетования, но тоже про плохое письмо очень часто говорят.

Проговаривали недавно эту тему в нашем клубе (прочитать подробнее о моём клубе «Фон любви» можно по ссылке >>)

Оказалась тема востребованная для всех участников клуба — и педагогов, и родителей.

Решила, что будет на пользу поделиться этой информацией с моими читателями.

Так вот.

Письменная речь — сложное для мозга дело. Сколько звеньев — нервных цепей задействовано, причём они должны включаться какие-то поэтапно, какие-то одновременно, быть достаточно сформированными и слаженно работать.

Когда почерк не красивый — это одно, а вот когда ошибки, при том что ребёнок правила наизусть знает — это другое.

Возникновение таких ошибок у учеников часто не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения.

Все причины — на уровне работы мозговых связей.

Учителя и родители не особенно то в этом разбираются — это сложно, да и не популярно.

Родители тревожатся, ругают и заставляют ребёнка ещё больше писать и учить. Только толку бывает не много.

Учителя… Ну, примерно, так же поступают. Мало кто из них отправляет ребёнка к нейропсихологу или сам пытается выяснить причину сложностей.

Давайте поразбираемся и поможем детям грамотно. Или хотя бы поймём, что ребёнок не ленивый, не глупый, что учитель — не плохой и что вы — замечательные родители.

Просто мозг ребёнка в каких то моментах не дозрел, не может работать как должно, для решения поставленных задач — письма, в данном случае.

Я подготовила для вас описание звеньев, которые участвуют в письменной речи.

И написала доступным языком симптомы, которые проявляются на письме у детей, когда идёт сбой в работе звена.

Еще из моего текста можно увидеть, какая часть мозга нуждается в коррекции. И можно даже дома проводить коррекционные занятия по книге, если вы живёте так, что у вас нет рядом специалистов-нейропсихологов.

Помните, что вся дисциплина и обучение эффективны только в условиях безопасности, с точки зрения мозга ребёнка?

Надеюсь, эта информация добавит осознания, что давить и требовать не имеет смысла. Имеет смысл помогать ребёнку развиваться и обучаться.

Кстати, те сложности , что я перечислила в статье ниже, это не дисграфия. Сейчас это слово модное, на слуху и все подряд сложности на письме валят в общую кучу с этим вот модным названием.

Дисграфия — это стойкая неспособность овладеть навыками письма по правилам графики, несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития и отсутствие грубых нарушений зрения и слуха (А. Н. Корнев (1997, 2003)).

До настоящего времени нет единого понимания, в каком возрасте или на каком этапе школьного обучения, а также при какой степени проявления нарушения можно диагностировать у ребенка наличие дисграфии.

Поэтому необходимо разделять понятия «затруднения в овладении письмом» и «дисграфия». О дисграфии можно говорить не раньше того момента, когда процесс овладения навыком письма будет считаться завершённым.

А вот о слабости какого-то звена часто приходится говорить. Посмотрите, какие звенья участвуют в процессе письма.

Зрительный образ буквы

Функция звена — зрительный анализ элементов, включенных в букву.

Симптом — замена букв на письме, нарушение порядка написания букв, пропуск букв.

Нейропсихологический фактор и блок мозга — зрительный, модально-специфический фактор, 2 блок.

Зрительно-пространственный образ буквы

Функция – различение букв, имеющих только пространственное различие.

Симптом — зеркаленье букв и цифр в горизонтали или вертикали.

До 7 лет – зеркаленье букв в горизонтали – норма.

В 7 лет – это признак слабости звена.

Вертикальное зеркаленье (Ь-Р) – не норма для дошкольников с 5 лет, это признак слабости звена.

Нейропсихологический фактор и блок мозга — пространственный фактор, 2 блок.

Двигательное звено

Значение – обеспечение тонкой моторики руки.

Сенсорное подзвено

Функция — обеспечение чувствительности рук, кистей.

Симптомы — ребенок пишет коряво, линии не четкие, захлесты, слишком крупное письмо.

Нейропсихологический фактор и блок мозга — Кинестетический модально-специфический фактор, 2 блок.

Моторное подзвено

Значение — обеспечение плавного перехода от одного элемента буквы к другому, от одной буквы к другой.

Симптомы – лишние элементы, зацикливание на движениях, ребенок не может переключаться с одного на другое, повторение букв или других элементов.

Нейропсихологический фактор и блок мозга — Кинетический фактор, второй блок.

Звено регуляции

Значение – контроль за написанием с пониманием смысла.

Симптомы – орфографические и пунктуационные ошибки, хотя ребенок знает правила; не ставит точку, хотя знает правила и про это.

Нейропсихологический фактор и блок мозга — Фактор регуляции контроля, третий функциональный блок.

Восприятие звуков речи

Значение звена – различение близких и оппозиционных фонем.

Симптомы – замена звуков близких по звучанию.

Нейропсихологический фактор и блок мозга — Фонематический фактор, второй блок.

Соотнесение звука и буквы через проговаривание

Сенсорное подзвено.

Значение – различение сходных по артикуляции звуков.

Симптомы – замена близких по артикуляции звуков.

Нейропсихологический фактор и блок мозга – Кинестетический фактор, второй блок.

Моторное подзвено.

Значение – дифференциация звуков в сложных сочетаниях согласных.

Симптомы – «проглатывание» артикулемы (страшный – срашный), нарушение механизма переключения с одного звука на другой, пропуски букв в слове при написании.

Нейропсихологический фактор и блок мозга — Кинетический фактор, второй блок.

Слухоречевая память

Значение – удержание в кратковременной памяти материала, требующего перевода в письменную речь.

Симптомы – пропуски слов или замена близкими по смыслу.

Нейропсихологический фактор и блок мозга – слухоречевой фактор, 2 блок.

Стабильность написания

Значение – обеспечение стабильности процесса письма.

Симптомы – разнообразные ошибки, повышенная истощаемость, которая провоцирует эти ошибки; вторичная слабость из-за усталости.

Нейропсихологический фактор и блок мозга – Нейродинамический фактор, первый блок.

Уже несколько лет интернет заваливают статьями про каллиграфию и пользу письма «как раньше». Перо и подробная сетка.

Не просто так взрыв интереса к этой теме у учителей и у родителей возник. Дети плохо пишут и чем дальше, тем таких проблемных больше…

Но, письмо по сетке не устраняет все проблемы и причины этих проблем. Причины сложностей — не в недостатке практики, не в плохой работе учителя, не линовке и не в ручках.

Проблемы раньше начинают формироваться, в момент родов, или внутриутробно формируются, потом температурки, ушибы всякие, не выправленные у остеопатов, ребёнок не ползал, быстро пошёл, стрессы и психотравмы в раннем возрасте, всякие «прелести» техногенной цивилизации, раннее обучение, накопленные генетические ошибки и т.д.

Сначала этого не видно, зато к семи годам имеем что-то не то с письмом. Но и в первом классе сложности еще не особо заметны, так как ребёнок не пишет больших диктантов, изложений, мало самостоятельного списывания. И пишет он, возможно, по мелкой сетке, что является хорошей подпоркой для мозга. До поры, до времени, поэтому, многие сложности не видны.

А позже, когда видно стало, корректировать уже плохо, медленно и мало эффективно.

Ребёнок может, конечно, натренироваться именно в почерке, если приложить усилия. С хорошим педагогом, всякими хорошими прописями и тренажерами.

Но мы исправим видимый кусочек проблемы здесь и сейчас. Фундамент проблемы останется и по мере роста ребёнка будет проявляться в другом.

Вопрос от мамы из клуба:

«Ирина, с одной стороны нужен сформированный почерк при распознании проблемы, так? С другой – чем дальше, тем сложнее проблему решить. Когда начинать общаться внимание на написание? На почерк?»

Ответ:

С 7 лет, ребёнок с оптимально сформированным мозгом СРАЗУ пишет без особых проблем. И без всякой подготовки к письму, причём.

Поэтому в первом классе, к концу его, уже ясно, какие сложности есть. Они проявятся. И не нужно ждать, что «рассосется». До 11 лет коррекция эффективна, дальше — совсем сложно и нудно.

Но ещё лучше лет с 4 начинать формирование хорошей работы мозга.

Не через прописи и обучение буквам. Ребёнок должен играть, общаться, рисовать и лепить, физкультурой системно заниматься, активничать на улице, получать нужные нутриенты и т.д. Стиль воспитания в семье важен. Минимизировать негативное влияние техногенной цивилизации важно.

И очень важно в современных условиях проходить нейропсихологическую диагностику заранее. И коррекцию, при необходимости тоже. До школы все это можно и нужно делать. Тогда и проблем с учебой будет минимум.

Так как мозг не сам по себе живёт, а связан с телом, не менее важно учитывать состояние внутренних органов, позвоночника, шейного отдела, мышц и мышц ведущей руки и много чего ещё.

Всю коррекцию надо начинать с «физики», даже в нейропсихологической коррекции мы начинаем работу с занятий с телом.

 

С уважением, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, руководитель семейного центра «Лесенка» Ирина Коваль.