Здорово, когда ребенок помогает по дому, да?
Когда умеет помыть пол, посуду, пылесосить, пыль протереть и все прочее. И делает это не «на отвяжись». Хорошо делает. Без ошибок.
Здорово, когда он сам хочет помогать, лет в 13-14-15 и дальше, без напоминания делает свою часть домашних обязанностей. И спрашивает «Мам, чем то еще помочь?».
Когда ЛЮБИТ трудиться. Или хотя бы спокойно и ответственно воспринимает эту часть домашней рутины.
Думаю, этого хотят все родители.
Я приготовила несколько советов в помощь по теме приучения ребенка к домашнему труду.
Советы не простые, сами смотрите 🙂
Сначала антисоветы, потом — реальные.
1. Расскажите ребенку , как нужно делать дело пару раз.
Кратко , не отвлекаясь на подробности и желательно пресекая попытки уточнения. Фраза «Слушай сначала, что я говорю, не перебивай старших» — оптимальный вариант.
Есть еще более работающий вариант — вообще ничего не рассказывайте. Ребенок уже тыщу раз видел, как вы моете посуду или пол или пылесосить — все и так ясно же, дело то плевое. Достаточно сказать- вымой посуду, дальше разберётся.
2. Сразу же предполагайте, что ребенок сделает идеально. С первого раза.
Чего там делать то, чего буксовать? Это и трехлетка сделает, а вашему то уже 7 лет. Все эти домашние дела — простейшее дело.
И конечно же он полюбит домашние дела сам по себе.
Вы будете просто указывать, что делать — и к подросковому возрасту ваш ребенок станет трудолюбивым и уважающим вас помощником. Будет ходить за вами и спрашивать чем еще помочь, а то все свои обязанности уже переделал.
3. Говорите с ребёнком по поводу любого домашнего дела раздражённо и авторитарно.
Примерно, как бестактный богач с глупой прислугой.
Мимика , тон голоса, взгляд и поза тела — соответствующая. Вы тут главный, а ребенок вам должен выдать результат. Без лишних разговоров.
4. Если ребенок делает дело неловко — применяйте сразу же арсенал классических воспитательных навыков.
Ему нужны ваши замечания, это же очевидно.
Сарказм, критика сказанные под руку очень помогают детям полюбить дело и делать его все лучше с каждым разом.
А иначе , без вашего контроля он накосячит, все не так сделает. Вот опять воду на пол пролил…»Ну откуда у тебя руки растут, глаза то тебе зачем?»
6. Если вы оставили ребенка с заданием, а он плохо его выполнил- обязательно накажите.
Можно унизить, можно поорать. В следующий раз он, конечно же, будет стараться лучше.
Еще помогает, если попсиховать хорошенько на глазах у ребенка с криками «Сколько раз говорить!…» или «За что мне это все!…».
И непременно переделайте все за ним.
Так чтобы ребенок это видел. Сопровождайте переделку авторитарным тоном и едкими замечаниями, полными мудрости «Видишь как надо, а ты что?»
5. И самое главное ! Не задумывайтесь зачем вы все это делаете. Размышления утомляют.
Зачем вам знать цель своих усилий? Зачем вам понимать куда вы своими действиями ребёнка ведёте?
Зачем вам знать, что задачи:
— заставить вымыть посуду ,
— приучить к домашним обязанностям
— и сформировать трудолюбие
достигаются абсолютно разным путём.
Сложно то как все… Да и вообще, это ерунда, скорее всего.
Не парьтесь по таким пустякам.
=== === ===
Это был сарказм, как вы поняли. Антисоветы.
А вот настоящие советы ниже.
Поделюсь кусочком переписки из цикла моих бесед «Родительство и воспитание».
Беседы — это реально состоявшиеся живые разговоры с конкретными родителями. Которые учились на моем курсе.В этой беседе мама хочет приучить 5летнюю дочь убирать за собой посуду после еды и мыть ее.
Я помогаю ей понять, КАК это сделать, чтобы мамины действия в итоге привели к формированию трудолюбия у ребенка, а не дочь отвратили от домашней работы.
Смотрите, какой разговор вышел у нас
КАК ПРИУЧАТЬ РЕБЕНКА МЫТЬ И УБИРАТЬ ЗА СОБОЙ ПОСЛЕ ЕДЫ ПОСУДУИрина
Я хочу приучить дочь, 5 лет, флегматик, после обеда уносить тарелки на кухню.Ирина Коваль
Хорошо.
Вы сформулировали правило:
«Убирать посуду со стола после еды»
Так?Ирина
Или что-то принести например нож, сметана.Ирина Коваль
Нет, приучать надо по ОДНОМУ правилу.
Мы работает с одним правилом сейчас -Убирать посуду за собойИрина
Хорошо понялаИрина Коваль
Тут мало конкретики.
Какую именно посуду?
Свою или за всеми?Ирина
СвоюИрина Коваль
Хорошо.
Что входит в «свою» посуду?Ирина
В той которой она кушалаИрина Коваль
Посуда у нее отличается от других? Свой постоянный набор?Ирина
У нее размер меньше, а так у всех одинаковыйИрина Коваль
Чтобы ребёнок мог выполнять правило, оно должно быть ПОНЯТНЫМ и посильным.
Это правило безусловно посильно для 5 лет и для любого более менее здорового ребенка.
А вот с понятностью надо поработать.
«Свою посуду» — это не совсем может быть понятно.
Чтобы помочь ребенку необходима визуальная подсказка.Ирина
Ага, свою тарелочку ей. Как я не додумалась?Ирина Коваль
Вы можете приобрести для нее поставку под приборы и тарелки. И все, что стоит на этой салфетке, подставке — это ЕЕ посуда. И ее надо убирать с этой салфетки после еды.
Это проще, чем покупать отдельный набор посуды для нее.
И дешевле.Ирина
Я считала, что это вредит.Ирина Коваль
Что именно?Ирина
Отдельная посуда, отдельное место.Ирина Коваль
Это основа порядка и особенно ГИГИЕНЫ.
У ребенка должна быть своя посуда в идеале.Ирина
Здорово!Ирина Коваль
А вашему ФЛЕГМАТИКУ что в первую очередь необходимо?
Главная особенность темперамента?Ирина
Да постоянное место,
Повторение, расписание.Ирина Коваль
Постоянство
Повторяемость
Предсказуемость
Ритуалы
Без этого флегматикам ОЧЕНЬ тревожно.Ирина
Да она очень это любит
Ей спокойно тогда.Ирина Коваль
Ну вот, а говорите, что думали, что это вредно. Доя вашего ребенка — это супер полезно.
Вы обеспечили потребности вот эти индивидуальные своего ребенка?Ирина
Да.
Мы так живем у нас все по часам.Ирина Коваль
У нее свое постоянное место есть?Ирина
ДаИрина Коваль
Хорошо.
Теперь сформулируйте правило по новому.Ирина
Машенька, теперь у тебя есть своя посуда, относи ее пожалуйста на свое местоИрина Коваль
Нет.
Это просьба.Ирина
Так и знала, что не получилось.
Тогда так:
У нас все относят свою посуду на кухню.Ирина Коваль
Это передача семейной ценности, скорее.
ИринаНннннда!!!
После еды посуду нужно отнести на кухню.Ирина Коваль
Да. Только необходимо уточнение
Мы говорили о салфетке- визуальной подсказке.Ирина
Все, что стоит на твоей салфетка, уноси на кухню.Ирина Коваль
Всю посуду, которая стоит на твоей салфетке после еды ты должна уносить на кухню и ставить…
Куда?Ирина
На столешницу возле раковиныИрина Коваль
Проишите теперь полностью правило.Ирина
Всю посуду, которая стоит на твоей салфетка, после еды ты должна относить на кухню и ставить ее возле раковины.Ирина Коваль
Хорошо.Ирина
Вот эта да.Ирина Коваль
Это еще не все.
Как именно ставить? Например, ребенок поставит чашку в тарелку с жиром на дне. Это вас устроит?Ирина
Все тарелочки должны стоять рядомИрина Коваль
Вся посуда должна стоять в ряд
Не только тарелки, ведь и чашки тоже.Ирина
Поняла
Воображения не хватает.Ирина Коваль
Это ОБУЧЕНИЕ, понимаете…
Ребенка надо ОБУЧИТЬ правильно относить посуду к раковине сначала, а потом ждать от него результатов.
Здесь может быть много важных тонкостей, которые очевидны вам, но не ребенку.
Что делать, есть места возле раковины нет, чтобы все поставить, а тем более поставить в ряд?
Как нести посуду, чтобы не разбить?
Куда девать остатки еды на тарелке?Ирина
Мне кажется ведь это понятно.Ирина Коваль
Это взрослым понятно из-за опыта.
А детям то откуда?
Все это дети узнают когда им подробно ЗАРАНЕЕ рассказывают и показывают, обучают , как правильно делать.
Либо когда дети делают сами, как они понимают, и неверно, как могут, а родители на них раздражаются и ПОСЛЕ неправильного действия уже говорят, как правильно.
Сопровождая это недовольным видом, риторическими вопросами («ну кто ставит чайные чашки жир?») эмоциональным насилием («ты что совсем не соображаешь, что делаешь?»)Ирина
Да, точно…
Мне нужно озвучить полностью правило один раз, проговорить так чтобы ребенок присвоил.
Получается это такое длинное правило, сможет ли ребенок усвоить?Ирина Коваль
Откуда информация про один раз?
Перечитайте, пожалуйста, начало записи 51Ирина
Тогда правило делим на части?
Я запуталасьИрина Коваль
Есть правило
«Всю посуду, которая стоит на твоей салфетке после еды ты должна относить на кухню и ставить ее возле раковины».
Это не длинно.Ирина
Да, это нормально.Ирина Коваль
Само правило надо выучить.
Помогать ребенку его выучить.
Написать и повесить возле ребенка на кухне.
Нарисовать в инфографике и повесить в ее комнате или уголке.
Повторять его утром, днем и вечером.Ирина
Ясно.
А между делом объясняет куда остатки кладем от еды, как несем посуду. Так?Ирина Коваль
Нет, не между делом. А в период обучению правилу.
Сначала вы говорите семейную ценность- в нашей семье важна аккуратность.
Поэтому у нас есть правила для всех
Потом стимулируете готовность сотрудничать, подчёркивая, что выполнение правил — ПРИВИЛЕГИЯ взрослых, что это — особые полномочия и признак доверия, которые не доступны для малышей.
Это — формирование ценности взросления, ценности принадлежности к семье, ценности аккуратности, ценности ответственности.
Это такая мини-инициация во взрослое разумное поведение. Нам надо показать, что выполнять правила — это круто.
И вы говорите:
«Сейчас ты уже достаточно выросла, тебе можно доверять важные дела и ты тоже можешь присоединиться к нашим семейным правилам.
Я помогу тебе их постепенно освоить, обучу тебя их выполнять хорошо.
Мы начнем вот с этого правила.
Проговариваете правило.
Сначала правило надо выучиться ребенком.
Смотри, я написала это правило , чтобы твоему мозгу было проще его выучить. Вот оно — здесь на стене.
И вот тут оно — в картинках.
Мозгу легче учить, когда информацию он получает в разных видах. (Заодно, рассказываете ребенку про мозг, между делом. Это помогает потом объяснять почему надо определённым образом учить уроки, повторять, зачем это нужно. Это подготовка к школьному обучению заранее).
Видишь? Что тут нарисовано? Тебе понятно?
Потом я буду добавлять другие правила для тебя и обучать тебя им дальше.Ирина
А если иногда, кто то из членов семьи, не выполняет это правило, а она видит, как поступать?Ирина Коваль
В этом случае это НЕ семейная ценность.
И надо другое вступительные объяснение.
Дальше —
ваша задача ОБУЧАТЬ дочку выполнять все действия, связанные с переносом посуды и установкой ее возле раковины.
Просмотрите видео про трудолюбие, там рассказано, как идет обучение этапы обучения.
Обучить выполнению правила и помочь выучить само правило — это разные процессы.
Они оба необходимы до того как вы приступите к формированию желательного поведения.
Обучение займёт время.
Все надо повторить несколько раз В ДЕЙСТВИЯХ.
Вы делаете и объясняете, она смотрит.
Потом она делает, вы наблюдаете и подсказываете.
Потом она сама делает, вы наблюдаете.
Когда обучите и ребенок будет точно знать, что делать и как решаются вопросы типа — куда ставить, если все возле раковины заставлено другой посудой, тогда МОЖНО ПЕРЕХОДИТЬ К ФОРМИРОВАНИЮ желательного поведения — то есть НАВЫКА самостоятельной уборки своей посуды.
Формирование навыка- это желательное поведение из темы про дисциплину на фоне любви.
Вы уже сформулировали желательное поведение — это ваше правило, в данном случае.
Первый пункт в опроснике из записи 63 готов.
Пожалуйста, пропишите все остальные пункты.
И выложите сюда.Ирина
Ирина огромная благодарность, для меня эта беседа была очень важной. Я увидела свои ошибочные действия
, а главное, что ребенок это чудо.Ирина Коваль
Слава Богу.
Но мы не закончили). Жду план от вас.
Это мой метод воспитания — принятие
учет индивидуальных и возрастных возможностей ребенка
поддержка
формирование мировоззрения
формирование желательного поведения на фоне любви — дисциплина на фоне любви, иначе говоря.
=============
Вот такой получился диалог.Каковы же результаты?
Критерий истины — практика. А практика требует времени.
Спустя пару месяцев эта мама написала мне :
«Ирина, спасибо за помощь тогда в обозначения правила.
Дочка выполняет его идеально, ни одного раза не было, что бы она не выполнила.так у нас постепенно появляются новые правила, она с удовольствием выполняет.
Просит, что бы я составила новое правило».
Внизу скрин в подтверждение.На курсе «Родительство и воспитание»
я вот так подробно отвечаю на вопросы родителей в беседе.Сначала родители изучают материалы , потом начинают практику и конечно, вопросов много.
Мы все разбираем внимательно и обстоятельно. Курс идет 2 месяца. И два месяца я отвечаю на самые разные вопросы по разным темам курса.
Приведённый пример — крошечная часть темы про дисциплину на фоне любви и про трудолюбие.После изучения всей этой темы вы закройте все свои вопросы про дисциплину, будете действовать осознано и получать гарантированный результат.
Хотите поучаствовать?Сейчас идет запись на курс со скидкой.
Вот тут все подробно можно прочитать — и содерание всех тем, и как проходит курс, и как другие родители его проходили
http://irinakoval.ru/kurs-vospitanie/Хотите , чтобы ваш подросток любил помогать и домашние дела ?
Все это можно сделать. Целенаправленным и грамотным воспитанием.
Но начинать надо ЗАРАНЕЕ.
Жду вас на курсе!
С уважением, Ирина Коваль, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, нутрициолог, учредитель семейного центра «Лесенка»
P.S. Интересно было почитать статью? Дайте обратную связь, пожалуйста.