Приучение к труду — АНТИСОВЕТЫ

Здорово, когда ребенок помогает по дому, да?

Когда умеет помыть пол, посуду, пылесосить, пыль протереть и все прочее. И делает это не «на отвяжись». Хорошо делает. Без ошибок.

Здорово, когда он сам хочет помогать, лет в 13-14-15 и дальше, без напоминания делает свою часть домашних обязанностей. И спрашивает «Мам, чем то еще помочь?».

Когда ЛЮБИТ трудиться. Или хотя бы спокойно и ответственно воспринимает эту часть домашней рутины.

Думаю, этого хотят все родители.

Я приготовила несколько советов в помощь по теме приучения ребенка к домашнему труду.

Советы не простые, сами смотрите 🙂

Сначала антисоветы, потом — реальные.
⬇

1. Расскажите ребенку , как нужно делать дело пару раз.

Кратко , не отвлекаясь на подробности и желательно пресекая попытки уточнения. Фраза «Слушай сначала, что я говорю, не перебивай старших» — оптимальный вариант.

Есть еще более работающий вариант — вообще ничего не рассказывайте. Ребенок уже тыщу раз видел, как вы моете посуду или пол или пылесосить — все и так ясно же, дело то плевое. Достаточно сказать- вымой посуду, дальше разберётся.

2. Сразу же предполагайте, что ребенок сделает идеально. С первого раза.

Чего там делать то, чего буксовать? Это и трехлетка сделает, а вашему то уже 7 лет. Все эти домашние дела — простейшее дело.

И конечно же он полюбит домашние дела сам по себе.
Вы будете просто указывать, что делать — и к подросковому возрасту ваш ребенок станет трудолюбивым и уважающим вас помощником. Будет ходить за вами и спрашивать чем еще помочь, а то все свои обязанности уже переделал.

3. Говорите с ребёнком по поводу любого домашнего дела раздражённо и авторитарно.

Примерно, как бестактный богач с глупой прислугой.

Мимика , тон голоса, взгляд и поза тела — соответствующая. Вы тут главный, а ребенок вам должен выдать результат. Без лишних разговоров.

4. Если ребенок делает дело неловко — применяйте сразу же арсенал классических воспитательных навыков.

Ему нужны ваши замечания, это же очевидно.

Сарказм, критика сказанные под руку очень помогают детям полюбить дело и делать его все лучше с каждым разом.

А иначе , без вашего контроля он накосячит, все не так сделает. Вот опять воду на пол пролил…»Ну откуда у тебя руки растут, глаза то тебе зачем?»

6. Если вы оставили ребенка с заданием, а он плохо его выполнил- обязательно накажите.

Можно унизить, можно поорать. В следующий раз он, конечно же, будет стараться лучше.

Еще помогает, если попсиховать хорошенько на глазах у ребенка с криками «Сколько раз говорить!…» или «За что мне это все!…».

И непременно переделайте все за ним.

Так чтобы ребенок это видел. Сопровождайте переделку авторитарным тоном и едкими замечаниями, полными мудрости «Видишь как надо, а ты что?»

5. И самое главное ! Не задумывайтесь зачем вы все это делаете. Размышления утомляют.

Зачем вам знать цель своих усилий? Зачем вам понимать куда вы своими действиями ребёнка ведёте?

Зачем вам знать, что задачи:

— заставить вымыть посуду ,

— приучить к домашним обязанностям

— и сформировать трудолюбие

достигаются абсолютно разным путём.

Сложно то как все… Да и вообще, это ерунда, скорее всего.

Не парьтесь по таким пустякам.

=== === ===

Это был сарказм, как вы поняли😉. Антисоветы.

А вот настоящие советы ниже.

Поделюсь кусочком переписки из цикла моих бесед «Родительство и воспитание».

Беседы — это реально состоявшиеся живые разговоры с конкретными родителями. Которые учились на моем курсе.

👩‍👧В этой беседе мама хочет приучить 5летнюю дочь убирать за собой посуду после еды и мыть ее.

Я помогаю ей понять, КАК это сделать, чтобы мамины действия в итоге привели к формированию трудолюбия у ребенка, а не дочь отвратили от домашней работы.

Смотрите, какой разговор вышел у нас

⬇

КАК ПРИУЧАТЬ РЕБЕНКА МЫТЬ И УБИРАТЬ ЗА СОБОЙ ПОСЛЕ ЕДЫ ПОСУДУ

◽Ирина

Я хочу приучить дочь, 5 лет, флегматик, после обеда уносить тарелки на кухню.

◾Ирина Коваль

Хорошо.
Вы сформулировали правило:

«Убирать посуду со стола после еды»
Так?

◽Ирина

Или что-то принести например нож, сметана.

◾Ирина Коваль

Нет, приучать надо по ОДНОМУ правилу.

Мы работает с одним правилом сейчас -Убирать посуду за собой

◽Ирина

Хорошо поняла

◾Ирина Коваль

Тут мало конкретики.
Какую именно посуду?
Свою или за всеми?

◽Ирина

Свою

◾Ирина Коваль

Хорошо.
Что входит в «свою» посуду?

◽Ирина

В той которой она кушала

◾Ирина Коваль

Посуда у нее отличается от других? Свой постоянный набор?

◽Ирина

У нее размер меньше, а так у всех одинаковый

◾Ирина Коваль

➡Чтобы ребёнок мог выполнять правило, оно должно быть ПОНЯТНЫМ и посильным.

Это правило безусловно посильно для 5 лет и для любого более менее здорового ребенка.

А вот с понятностью надо поработать.
«Свою посуду» — это не совсем может быть понятно.
Чтобы помочь ребенку необходима визуальная подсказка.

◽Ирина

Ага, свою тарелочку ей. Как я не додумалась?

◾Ирина Коваль

Вы можете приобрести для нее поставку под приборы и тарелки. И все, что стоит на этой салфетке, подставке — это ЕЕ посуда. И ее надо убирать с этой салфетки после еды.

Это проще, чем покупать отдельный набор посуды для нее.
И дешевле.

◽Ирина

Я считала, что это вредит.

◾Ирина Коваль

Что именно?

◽Ирина

Отдельная посуда, отдельное место.

◾Ирина Коваль

Это основа порядка и особенно ГИГИЕНЫ.
У ребенка должна быть своя посуда в идеале.

◽Ирина

Здорово!

◾Ирина Коваль

А вашему ФЛЕГМАТИКУ что в первую очередь необходимо?
Главная особенность темперамента?

◽Ирина

Да постоянное место,
Повторение, расписание.

◾Ирина Коваль

Постоянство
Повторяемость
Предсказуемость
Ритуалы
Без этого флегматикам ОЧЕНЬ тревожно.

◽Ирина

Да она очень это любит
Ей спокойно тогда.

◾Ирина Коваль

Ну вот, а говорите, что думали, что это вредно. Доя вашего ребенка — это супер полезно.
Вы обеспечили потребности вот эти индивидуальные своего ребенка?

◽Ирина

Да.
Мы так живем у нас все по часам.

◾Ирина Коваль

У нее свое постоянное место есть?

◽Ирина

Да

◾Ирина Коваль

Хорошо.
Теперь сформулируйте правило по новому.

◽Ирина

Машенька, теперь у тебя есть своя посуда, относи ее пожалуйста на свое место

◾Ирина Коваль

Нет.
Это просьба.

◽Ирина

Так и знала, что не получилось.
Тогда так:

У нас все относят свою посуду на кухню.

◾Ирина Коваль

Это передача семейной ценности, скорее.

Ирина

◽Нннннда!!!

После еды посуду нужно отнести на кухню.

◾Ирина Коваль

Да. Только необходимо уточнение
Мы говорили о салфетке- визуальной подсказке.

◽Ирина

Все, что стоит на твоей салфетка, уноси на кухню.

◾Ирина Коваль

Всю посуду, которая стоит на твоей салфетке после еды ты должна уносить на кухню и ставить…
Куда?

◽Ирина

На столешницу возле раковины

◾Ирина Коваль

Проишите теперь полностью правило.

◽Ирина

Всю посуду, которая стоит на твоей салфетка, после еды ты должна относить на кухню и ставить ее возле раковины.

◾Ирина Коваль

Хорошо.

◽Ирина

Вот эта да.

◾Ирина Коваль

Это еще не все.

Как именно ставить? Например, ребенок поставит чашку в тарелку с жиром на дне. Это вас устроит?

◽Ирина

Все тарелочки должны стоять рядом

◾Ирина Коваль

Вся посуда должна стоять в ряд
Не только тарелки, ведь и чашки тоже.

◽Ирина

Поняла
Воображения не хватает.

◾Ирина Коваль

Это ОБУЧЕНИЕ, понимаете…
Ребенка надо ОБУЧИТЬ правильно относить посуду к раковине сначала, а потом ждать от него результатов.

Здесь может быть много важных тонкостей, которые очевидны вам, но не ребенку.

Что делать, есть места возле раковины нет, чтобы все поставить, а тем более поставить в ряд?

Как нести посуду, чтобы не разбить?

Куда девать остатки еды на тарелке?

◽Ирина

Мне кажется ведь это понятно.

◾Ирина Коваль

Это взрослым понятно из-за опыта.

А детям то откуда?

Все это дети узнают когда им подробно ЗАРАНЕЕ рассказывают и показывают, обучают , как правильно делать.

Либо когда дети делают сами, как они понимают, и неверно, как могут, а родители на них раздражаются и ПОСЛЕ неправильного действия уже говорят, как правильно.

Сопровождая это недовольным видом, риторическими вопросами («ну кто ставит чайные чашки жир?») эмоциональным насилием («ты что совсем не соображаешь, что делаешь?»)

◽Ирина

Да, точно…

Мне нужно озвучить полностью правило один раз, проговорить так чтобы ребенок присвоил.

Получается это такое длинное правило, сможет ли ребенок усвоить?

◾Ирина Коваль

Откуда информация про один раз?
Перечитайте, пожалуйста, начало записи 51

◽Ирина

Тогда правило делим на части?
Я запуталась

◾Ирина Коваль

Есть правило

«Всю посуду, которая стоит на твоей салфетке после еды ты должна относить на кухню и ставить ее возле раковины».
Это не длинно.

◽Ирина

Да, это нормально.

◾Ирина Коваль

Само правило надо выучить.

Помогать ребенку его выучить.

Написать и повесить возле ребенка на кухне.

Нарисовать в инфографике и повесить в ее комнате или уголке.
Повторять его утром, днем и вечером.

◽Ирина

Ясно.

А между делом объясняет куда остатки кладем от еды, как несем посуду. Так?

◾Ирина Коваль

Нет, не между делом. А в период обучению правилу.

Сначала вы говорите семейную ценность- в нашей семье важна аккуратность.

Поэтому у нас есть правила для всех

Потом стимулируете готовность сотрудничать, подчёркивая, что выполнение правил — ПРИВИЛЕГИЯ взрослых, что это — особые полномочия и признак доверия, которые не доступны для малышей.

Это — формирование ценности взросления, ценности принадлежности к семье, ценности аккуратности, ценности ответственности.

Это такая мини-инициация во взрослое разумное поведение. Нам надо показать, что выполнять правила — это круто.

И вы говорите:

«Сейчас ты уже достаточно выросла, тебе можно доверять важные дела и ты тоже можешь присоединиться к нашим семейным правилам.

Я помогу тебе их постепенно освоить, обучу тебя их выполнять хорошо.

Мы начнем вот с этого правила.

Проговариваете правило.

Сначала правило надо выучиться ребенком.

Смотри, я написала это правило , чтобы твоему мозгу было проще его выучить. Вот оно — здесь на стене.

И вот тут оно — в картинках.

Мозгу легче учить, когда информацию он получает в разных видах. (Заодно, рассказываете ребенку про мозг, между делом. Это помогает потом объяснять почему надо определённым образом учить уроки, повторять, зачем это нужно. Это подготовка к школьному обучению заранее).

Видишь? Что тут нарисовано? Тебе понятно?

Потом я буду добавлять другие правила для тебя и обучать тебя им дальше.

◽Ирина

А если иногда, кто то из членов семьи, не выполняет это правило, а она видит, как поступать?

◾Ирина Коваль

В этом случае это НЕ семейная ценность.

И надо другое вступительные объяснение.

Дальше —
ваша задача ОБУЧАТЬ дочку выполнять все действия, связанные с переносом посуды и установкой ее возле раковины.

Просмотрите видео про трудолюбие, там рассказано, как идет обучение этапы обучения.

Обучить выполнению правила и помочь выучить само правило — это разные процессы.

Они оба необходимы до того как вы приступите к формированию желательного поведения.

Обучение займёт время.

Все надо повторить несколько раз В ДЕЙСТВИЯХ.

Вы делаете и объясняете, она смотрит.

Потом она делает, вы наблюдаете и подсказываете.

Потом она сама делает, вы наблюдаете.

Когда обучите и ребенок будет точно знать, что делать и как решаются вопросы типа — куда ставить, если все возле раковины заставлено другой посудой, тогда МОЖНО ПЕРЕХОДИТЬ К ФОРМИРОВАНИЮ желательного поведения — то есть НАВЫКА самостоятельной уборки своей посуды.

Формирование навыка- это желательное поведение из темы про дисциплину на фоне любви.

Вы уже сформулировали желательное поведение — это ваше правило, в данном случае.

Первый пункт в опроснике из записи 63 готов.

Пожалуйста, пропишите все остальные пункты.
И выложите сюда.

◽Ирина

Ирина огромная благодарность, для меня эта беседа была очень важной. Я увидела свои ошибочные действия
, а главное, что ребенок это чудо.

◾Ирина Коваль

Слава Богу.

Но мы не закончили). Жду план от вас.

Это мой метод воспитания — принятие

учет индивидуальных и возрастных возможностей ребенка

поддержка

формирование мировоззрения

формирование желательного поведения на фоне любви — дисциплина на фоне любви, иначе говоря.

=============

Вот такой получился диалог.

❓Каковы же результаты?

Критерий истины — практика. А практика требует времени.

Спустя пару месяцев эта мама написала мне :

«Ирина, спасибо за помощь тогда в обозначения правила.

Дочка выполняет его идеально, ни одного раза не было, что бы она не выполнила.так у нас постепенно появляются новые правила, она с удовольствием выполняет.

Просит, что бы я составила новое правило».

Внизу скрин в подтверждение.

🔥На курсе «Родительство и воспитание»
я вот так подробно отвечаю на вопросы родителей в беседе.

📍Сначала родители изучают материалы , потом начинают практику и конечно, вопросов много.

➡Мы все разбираем внимательно и обстоятельно. Курс идет 2 месяца. И два месяца я отвечаю на самые разные вопросы по разным темам курса.

Приведённый пример — крошечная часть темы про дисциплину на фоне любви и про трудолюбие.

❗После изучения всей этой темы вы закройте все свои вопросы про дисциплину, будете действовать осознано и получать гарантированный результат.

Хотите поучаствовать?

🔥Сейчас идет запись на курс со скидкой.

Вот тут все подробно можно прочитать — и содерание всех тем, и как проходит курс, и как другие родители его проходили
⬇

http://irinakoval.ru/kurs-vospitanie/

❓Хотите , чтобы ваш подросток любил помогать и домашние дела ?

😎Все это можно сделать. Целенаправленным и грамотным воспитанием.

Но начинать надо ЗАРАНЕЕ.

Жду вас на курсе!

С уважением, Ирина Коваль, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, нутрициолог, учредитель семейного центра «Лесенка»

P.S. Интересно было почитать статью? Дайте обратную связь, пожалуйста.