Мой младший сын не любит читать. При том, что вслух ему читали с раннего возраста ежедневно и интересно.
Ему 9 лет, он хорошо читает, хорошо понимает прочитанное, но… не любит. В отличие от старшей дочки, которая зачитывалась до глубокой ночи, как только научилась читать. Отбирать книжки приходилось.
Никакого вида дислексий и прочих сложностей развития школьных навыков у сына нет, слава Богу.
У нас очень много интересных книг, сын слушает с удовольствием, когда читаю ему вслух. Но сам не увлекается и меня это начало слегка печалить к середине второго класса.
Сыну интересно играть с детьми, с играми, с игрушками, особенно любит оружие. Любит конструировать, проводить опыты химические. Любит с дедом заниматься с электричеством – недавно, вот, фонарик сами сделали, паяли там что-то… Готовить любит, математику любит, русский язык, как предмет, английский язык тоже. Видео любит снимать, играть в стратегические игры на компе и нинтендо. Очень, очень любит плавание, ходит в бассейн. Готовить еду недавно тоже полюбил, сочиняет простые рецепты. Энциклопедии детские любит смотреть и читать, кстати.
Короче, все хорошо, кроме того, что чтение его никак НЕ увлекало.
Почему? Потому, что по разному у детей формируется способность визуализировать — переводить предложения в образы.
Ведь чтение когда увлекает — когда получается погрузиться в мир книги «с головой», когда история из печатных символов трансформируется в мозге в визуальные картинки — своеобразный «фильм». Когда сами слова, как бы, не замечаешь- за ними мгновенно всплывают живые герои, ситуации.
Эта способность развита у людей не одинаково и формируется тоже не одинаково. В разном возрасте формируется, в зависимости от индивидуальных особенностей работы мозга. То есть, не все дети, даже если их заставлять читать много, будут увлекаться чтением. У некоторых само по себе включается, а некоторым нужно помочь.
Думала, я думала и решила купить ребенку своему…комиксы.
Чтобы помочь ему научиться визуализировать, чтобы он привык к самому процессу превращения части текста в образы, почувствовал , что чтение может приносить удовольствие. Не понял, а именно почувствовал.
Пошла искать (образно говоря, конечно, так как пойти могу только в интернет магазин) что-то интересное. И открыла для себя удивительное.
Комиксы — это не тупенькие истории, как я была уверена до сих пор. Это оказались интересные книги, целые истории и романы в картинках. И научные книги в картинках. Где текста не так много, а внимание хорошо поддерживается визуальными стимулами. Где-то текста больше бывает, где-то поменьше. Открыла для себя целый мир, в общем.
Физика в комиксах, математика, биология, отдельно по классам животных, растений, художественная классика, истории по мультам, научные комиксы по медицине и физиологии — про работу иммунитета, например. Про создание вещей. Про функционирование роботов. Биографии известных людей очень кстати тоже.
Вслух мы, например, читаем «Приключения изобретений» Алесандра Ивича, а там про Марко Поло упоминается, в связи с историей книгопечатания. Нашла комикс про М.Поло, про его жизнь на востоке. Деть мой с удовольствием читает. Получается хорошее дополнение к совместному нашему чтению.
Так вот, накупила всяких разных книг с картинками. И — чудо свершилось. Сын увлёкся чтением, сидит (или лежит) и читает, читает… каждый день по 1,5-2 часа. Отрада для моих глаз).
Некоторые книжки оказались сложными и мы их на потом оставили. Но опыт оказался успешным. Ребенок активно осмысливает тексты, задаёт много вопросов по непонятным словам и терминам. И ему — интересно!
Это промежуточный этап, дальше будут книги с бОльшим количеством текста, меньшим — картинок. Хорошо, что сейчас можно выбрать любые книги.
Решила поделиться, вдруг кому-то полезно будет.
Здорово, конечно, когда ребенок сам по себе сразу увлекается чтением, как было с моей старшей.
Но если так не случается, всегда можно что-то предпринять и помочь ребенку.
Для детей со сложностями в освоении чтения — это тоже хороший вариант.
Но, если сложности чтения не покидают ребенка и во втором классе — ребенок читает медленно, пропускает или домысливает окончания слов и целые слова, пропускает начало слов, не понимает смысла текста — необходимо уже разбираться что это, не откладывая.
Дислексии бывают разных видов и чем ребенок младше, тем проще ему помогать в освоении этого важного навыка.
Родителю без специального образования сложно понять, насколько серьёзна проблема, ведь поначалу все сложности часто списывают на возраст ребенка.
Я подробно рассказываю о дислексиях и способах их коррекции на курсе «Сложности и коррекция обучения и развития».
И не только о дислексиях, а также о дисграфиях (сложности с письмом), дискалькулиях (сложности с математикой), СДВГ, церебрастении, развитии речи в раннем возрасте (ибо именно в этом возрасте формируются будущие сложности и внутриутробно тоже).
А также о том, как развивается мозг ребенка подробно, поэтапно.
Для родителей нормотипично развивающихся детей там очень много полезного.
О том, как помогать ребенку учиться лучше и легче, учитывая его полушарную латерализацию, тип нервной системы, ведущий тип восприятия, пол и прочее.
О чистописании и мифах о «хорошем» почерке и «правильном» захвате ручки. Мифах о ментальной математике и много о чем еще.
Даю комплексы коррекционной работы для использования дома, что актуально, когда в твоём населённом пункте и рядом просто нет специалистов.
Вот тут >> (ссылка) можно посмотреть
А вот тут >> (ссылка) отзывы о курсе
С уважением, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, нутрициолог, учредитель семейного центра «Лесенка» Ирина Коваль.