“Я раньше думала, что социализация — это пошел ребенок в детсад и школу и как-то сам там учится взаимодействовать с ровесниками и взрослыми. Типа как ребёнок когда учится ходить, мы же не говорим ему, как надо на ноги вставать и шаги делать, он сам это делает…
Но иногда я думала, а как же дворянские и царские дети? Ведь нельзя сказать, что они были не социализированы, неуспешны в обществе, невоспитаны…
Но как же они, бедные, без садиков и школ, без толпы вокруг?
Я вот тоже «социализировалась» по полной программе — ясли, садик, школа, точнее, 8 школ из-за работы родителей, пионерские лагеря.. Да, я вела себя прилично) никто не мог бы сказать, что я невоспитанная девочка… Но в итоге к подростковому периоду у меня была социофобия, комплекс неполноценности и заниженная самооценка.
И вот читаю я новый курс Ирины «Современная социализация» и понимаю, что социализация, оказывается, это про другое) Ребёнка нужно учить взаимодействовать с другими людьми, учить быть внимательным и наблюдательным в обществе, отстаивать без агрессии свои границы и уважать чужие, учить правильно выражать и проживать свои чувства”.
Это один из многих отзывов о курсе “Современная социализация”. И у всех красной нитью проходит сомнение “а как же ребенок без коллектива социализироваться сможет…??” Многие родители уже интуитивно или почитав статьи, выбирают СО, но есть волнение за то, что ребенок не социализируется. Ибо без коллектива. И страх опять же, не сможет ведь потом в социуме жить!
Как возникла идея, что социализация возможна только в коллективе?
Будем разбираться? Откуда есть пошла мысль русская, что социализация возможна только внутри коллектива. И вообще про пользу воспитания именно в коллективе.
Эта идея сформировалось в советской психологии и педагогике на основании трудов ведущих авторов советского периода. Раньше такого не было, как справедливо заметила участница курса — как-то и дворяне и крестьяне жили без садиков и школ.
Авторы трудов высказывали разные мнения на этот счет, но мнение неугодных во внимание не брали, просто в силу гос.заказа на формирование определенного типа мышления граждан. Основы теории воспитания в коллективе были разработаны такими мощными специалистами, как, например, Н.К.Крупская и А.С.Макаренко.
Зачем воспитывать в коллективе, было понятно — нужно было научить новых граждан жить и работать в коллективе, подчиняя личные интересы общественным.
Принцип воспитания А.С.Макаренко “в коллективе, для коллектива и через коллектив” стал ведущим принципом коммунистического воспитания.
Только вот давайте обратим пристальное внимание на такой факт:
Коллектив по определению Макаренко это «целеустремленный комплекс личностей», объединенных общественно значимыми целями, совместной деятельностью по их достижению, взаимной ответственностью и самоуправлением”. А законом сплочения коллектива является стремление к достижению все более значимых общественных целей. Запомним это.
Примерно тоже самое говорится и в работах В.А.Сухомлинского, Т. Е. Конниковой, Л.И.Новиковой, А.Т.Куракина, А. В. Мудрика и др.
В.А.Сухомлинский рассматривает коллектив как средство нравственного и духовного развития ребенка. Читаем у него: наибольшее воспитательное значение имеет целостный школьный коллектив, в котором коллективы учащихся и педагогов (!!!) объединены стремлением к общественно значимым целям и нравственным идеалам.
«Мудрая власть коллектива» (В.А.Сухомлинский) помогает личности преодолеть черты эгоизма, равнодушия, занять гражданскую позицию, включиться в созидательную, гуманистически направленную деятельность на благо других людей.
Именно тогда и укоренилась эта установка “коллектив полезен для социализации”, потому что тогда и специалистов для работы в коллективах (садах, школах и т.д.) готовили соответственно.
Установка настолько привычная, что ее мало кто пытается осмыслить глубоко. Даже сейчас.
Но что у нас сейчас происходит с “коллективами” школы? И можно ли их вообще так называть?
Где там “целеустремленный комплекс личностей”? Какими такими общественно значимыми целями и нравственными идеалами они объединены? Где там взаимная ответственность и самоуправление, как подразумевалось в педагогической системе А.С.Макаренко?
Давайте смотреть на вещи реально. ТАКИХ коллективов сейчас просто нет. Сейчас не только единства идеалов нет, но и самими нравственными идеалами слабо пахнет. Про общественно высокие цели посмеемся в кулачок.
Я не на пустом месте это утверждаю, моя дочь до СО училась в дорогой гимназии и в хорошей, «богато» оснащённой, современной муниципальной районной школе. А так как я психолог давно, и к тому же дочь свою очень люблю, школы посещала часто и знала, что происходит в “коллективе” изнутри (одноклассники из нашей квартиры не выводились, в мероприятиях участвовала почти во всех, плотное общение с педагогами и руководством школы, с родителями одноклассников)
Класс сейчас это просто толпа детей, собранная по территориальному принципу.
Толпа с законами стаи, а никак не коллектива. И царит там закон выживания — и психологического и физического. Потому что собрали маленьких человеков с еще не развитым мозгом, а ценности важные им никто не внушает. Ну, разве что для галочки, во время «мероприятий». Педагоги не рассказывают о важности дружбы, не учат защищать слабого, не учат уступать. У современной системы образования цели другие. Поэтому и у учителей задачи — дать побольше информации, а тут еще отчеты, электронные дневники…
Вот и устанавливают дети сами обычные стайные законы, как многие биологические виды — кто сильнее тот и прав. Тут вам и «лидеры»- альфачи в классе, и изгои, и невнятное большинство, и деление на группки «по общности» (богатые, бедные, отличники, клоуны и прочее).
Теперь вопрос, чему ребенок научится в таком “коллективе”, какому общению в социуме?
Кстати, для детей с хорошим воспитанием и добрым сердцем это попросту опасно — такой ребенок в классе может очень легко подвергнуться унижениям для проверки, и если не сможет дать отпор, то станет изгоем – объектом приколов и унижений. Если даст отпор – придется всю дорогу жить в сопротивлении и стрессе.
А мы переживаем — не сможет потом ребенок в реальном мире жить, если общаться не будет. Да после такого общения действительно не сможет, а будет просто бояться его, такого мира.
Какие еще “плюсы” я бы выделила в современной школе:
- Учителя имеют любимчиков и не стесняются это проявлять.
- Нет единства ни во взглядах, ни во мнениях.
- Нет его и в мировоззрении между самими учителями и руководством школы, между родителями, между учениками.
- В классе ребенок может подвергнуться буллингу и учителю на это будет все равно.
- Многие родители одноклассников пьют и курят, для детей это нормально и ваши дети тоже впитывают это, как губки.
- Именно там ребенок учится списывать, а не учиться, учится делать на “лишь бы сделать”.
- Уже с первого класса принято обсуждать тряпки, бренды, машины и меряться, кто круче.
- Тупой ржач, грубые, часто жестокие приколы, сплетни — основа современного «дружеского» общения в классе.
- И мат… дети страшно матерятся, когда взрослые не слышат. А порой и когда слышат.
А ведь основная-то цель социализации заключается в том, чтобы перевести человека из «биологического» состояния в высшее, духовное, осознанное существо — самостоятельную и ЗДОРОВУЮ личность.
По ее итогам должна происходить передача нравственного опыта и человеческих ценностей. И это-то как раз происходит внутри семьи.
Подчеркну, нравственного опыта и ценностей, а не умения давить слабого, курить, выпивать, лицемерить и выкручиваться.
Не путайте, пожалуйста, социализацию и навыки приспосабливаемости, это разные вещи. Приспосабливаться ребенок как раз в типичном классе научится. Только скорее всего в ущерб душе и совести и психологическому здоровью.
Мещанские ценности и стремление к удовлетворению низменных животных потребностей — вот, что наблюдается в среде класса. И это как раз то, что Макаренко нещадно выкорчевывал из юных умов.
Так о каком позитивном влиянии школьного «коллектива» можно сейчас говорить?
Это не социализация, это антисоциализация.
Зато остались шаблоны мышления про пользу социализации в головах. А самой социализации и коллективов нет.
Я не говорю про те редкие исключения, когда учитель от Бога. С любовью в сердце, работающий на износ даже в этих новых условиях. И про маленькие школы, где вечные ценности все еще ценны. Они есть, да. Но их очень и очень мало.
Поэтому только в семье сейчас настоящая и хорошая социализация происходит.
Когда старшие, опытные, любящие направляют и воспитывают младших.
Мы с родителями подробно рассматриваем как это делать на курсе “Современная социализация”
У родителей масса сомнений:
- Как ХОРОШО социализировать детей в современном мире?
- Что это, вообще, такое — социализация?
- Когда она начинается?
- Или родители ее специально начинать должны?
Я создала курс, который отвечает почти на все родительские вопросы + расширяет осознанность.
Что там есть:
- Аргументированные доводы.
- Практические навыки — бери и делай.
- Современная научная доказательная база.
- Живые диалоги и примеры разбора реальных ситуаций.
- Понятная информация с выводами и практиками после каждого урока.
ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ПОДРОБНУЮ ИНФОРМАЦИЮ О КУРСЕ ИЛИ ЗАБРОНИРОВАТЬ МЕСТО НА СЛЕДУЮЩЕМ ПОТОКЕ — ПИШИТЕ МЕНЕДЖЕРУ ПРОЕКТА (НАЖИМАЙТЕ НА КНОПКУ НИЖЕ И ПЕРЕХОДИТЕ К ДИАЛОГУ)
Также в этом диалоге можно задать вопросы технического или организационного характера, уточнить информацию по оплатам.
С уважением, Ирина Коваль, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, нутрициолог, учредитель семейного центра «Лесенка», автор курсов экспертного родительства