Мне приходится помогать детям младшего школьного возраста по разным поводам.
- Плохой почерк.
- Не может применять правила, хотя знает их.
- Не понимает математику.
- «Зеркалит» цифры и буквы.
- Не внимательность.
- Плохо читает.
- Не понимает прочитанное.
- Быстро устает.
- Часто болеет.
- Не может сидеть смирно.
- Импульсивный.
- Не может выполнять правила. И так далее.
То, что ярко «вылазит» и мешает жить и ребёнку, и родителям в этом возрасте, формируется гораздо раньше — во время беременности и до 3 лет.
Часто родители сами способствуют формированию будущих проблем у их детей, по не знанию.
Поэтому, я пишу про малышей, про формирование мозга у ребёнка и собираю материалы в этой вот группе (ссылка >>)
Я — за профилактику. Теория, конечно, бывает скучна. Однако, разбираться в этом в наше время очень и очень полезно.
Мозг имеет генетически определенную программу развития, которая постепенно включает разные функции и способности в процессе жизни.
Это именно она заставляет ребенка в определенном возрасте держать голову, а потом – сидеть, ползать, ходить, говорить и так далее.
Причем, любая психическая функция (речь, память, мышление, моторика и прочее) развивается при совпадении двух условий:
- Мозговые системы, участвующие в обеспечении функции должны быть физически сформированы и готовы к развитию: клеточек должно быть достаточно, они должны быть здоровыми, связи между ними должны быть адекватными возрасту, энергии у организма должно быть достаточно и т.д.
- Окружающая среда (семья, предметы, природа) должна давать правильные стимулы для развития этой функции.
Если одно из условий отсутствует, то развитие нарушается.
Например, если ребенок готов к ползанию, т.е. программа включилась, определенные отделы мозга ждут стимула, но родители этого стимула не предоставили — ребенок часто находится в ходунках или манеже – функция ползания разовьется не полностью или может не развиться вовсе. Ребенок будет вскоре стоять и пойдет в 9 месяцев.
А ведь в природной генетической программе нет ничего лишнего. Процесс ползания будет формировать новые нейронные связи, своеобразный фундамент, на котором вырастут, опять же, при соответствующих условиях, многие другие функции, например пространственное восприятие и мышление.
А если ползание «не прожито» — в фундаменте будет не прочный, по принципу то густо, то пусто. Там где, густо — нейронная сеть хорошо сформирована – будет дальнейшее развитие, а там, где пусто … понятно, да?
Кроме того, генетическая программа предполагает развитие психических функций в определенном порядке и в определенное время.
В каждый момент времени энергия мозга направлена в достаточно узкое русло для развития какого-то психического навыка.
Если взрослые предлагают ребенку стимулы, превышающие возможности мозга, то происходит феномен обкрадывания, т.е. энергия оттягивается от тех мозговых структур, которые в данный момент готовы к образованию новых функциональных связей, к частям мозга, находящимся еще в «спящем» состоянии.
Например, раннее обучение чтению (в 1,5-2-3 года) приводит к нагрузке на кору мозга, тогда как в этот период активно развиваются подкорковые структуры.
Они для развития требуют не букв с цифрами, а много движения и эмоционального общения.
Сегодня все раньше и раньше, в основном благодаря безграмотному воспитанию и развитию, появляется запрос к корковым отделам головного мозга, детей обучают буквально с пеленок.
Глубинным отделам не остается ни времени, ни энергии для хорошего формирования. А, между прочим, глубинные отделы отвечают за регулирование работоспособности, концентрацию внимания, иммунные процессы, за формирование функции телесности в целом.
С уважением, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, Ирина Коваль