Развитие ребенка или здоровье? Как сохранить и то и другое.
Поводом к этому посту стала история моей подруги о своих соседях:
Благополучная семья, дочь семилетка, первоклашка. У ребенка день заполнен до предела дополнительными занятиями — максимум пользы стараются дать родители дочке.
Недавно папа заехал за дочкой домой, чтобы отвезти на очередное занятие.
Звонок в дверь — нет ответа.
Звонит дольше и настойчивее — нет ответа.
Начал стучать кулаками в дверь — никакого толку.
Выбил дверной глазок и стал громко звать дочь — ответа нет.
Беспокойство? Естественно! Дверь закрыта изнутри и дочка точно дома.
Моя подруга как раз дома была, услышав шум, подключилась.
После многочисленных попыток решили вскрывать дверь болгаркой, нашли у соседей.
Папа срезает петли, с дикими глазами влетает домой, и видит, что… ДОЧКА СПИТ.
Просто представьте — день, грохот и шум, знакомые голоса, а ребенок спит!
Это не просто усталость. Это ЗАПРЕДЕЛЬНАЯ усталость. В такие моменты мозг ребенка включает охранительное торможение, чтобы не свалиться в болезни и экстренно возместить энергопотери. Насколько же была вымотана постоянной нагрузкой эта девочка.
Если бы такая девочка была одна… Проработав более 15 лет с родителями, я наслушалась похожих историй великое множество.
Так уж в нашем обществе повелось, что если ты изо всех сил не пытаешься дать ребенку хорошее образование, то зачисляешься в разряд “плохих” родителей. Таких… как бы недородителей.
А под хорошим образованием понимается вариант, когда нужно впихнуть в ребенка всего и побольше: спорт, творчество, иностранные языки, робототехника, скорочтение, каллиграфия, ментальная математика и т.д.
Вот это “быстрее, выше, сильнее”, “хватай больше”, “бери от жизни все!”. И еще — «загрузить, чтоб глупостями не занимался, в компе не зависал».
При этом потребностей и ВОЗМОЖНОСТЕЙ МОЗГА И ПСИХИКИ ребёнка никто и не видит, в основном по двум причинам:
- Родитель озадачен СВОИМИ амбициями, СВОЕЙ тревогой (не дай Бог чего-то не додаю ребенку).
- Вопиющая БЕЗГРАМОТНОСТЬ в отношении возрастных и ИНДИВИДУАЛЬНЫХ возможностей своих детей.
Расскажу об одном важном блоке мозга — первом функциональном блоке, который отвечает за активность и «энергию» мозга. Блок — это «скопление» нейронов и прочих клеток мозга, выполняющее общие глобальные задачи.
Говоря более научным языком первый блок — это мозговые структуры, регулирующие активацию, пластичность и тонизирование психической деятельности. Каждое их этих слов означает, что клетки в этой области мозга отвечают за функции, от которых зависит поведение, обучение, воспитуемость вашего ребенка. А также здоровье его тела и психики.
Первый блок — это «фундамент» мозга. Жизнеобеспечение, качество жизни и многие высшие психические функции зависят от него примерно также, как компьютер зависит от электричества. Нет электричества — нет самой сути компьютера, есть только коробочки с проводами и прочим «железом». Плохого «качества» электричество, низкое напряжение, избыточное напряжение — компьютер будет работать как попало или сломается со временем.
Конечно, аналогия грубовата, мозг не столь примитивен и защищён от «перепадов» напряжения очень хорошо, но наука нейропсихология детского возраста давно знает, что первый функциональный блок мозга у детей НАИБОЛЕЕ чувствителен к любым вредным воздействиям.
Он первым созревает в онтогенезе (индивидуальное развитие) и становится легкой мишенью для любых патогенных факторов.
Из-за раннего морфогенеза (формирования мозговой ткани и подключения функций), первый блок мозга практически лишен свойств нейробиологической пластичности, являющихся базой для компенсации каких-то дефектов. Любое нарушение нормальной работы детского организма, как показывают многократно полученные данные, с неизбежностью сказывается на качестве работы этого блока мозга.
Когда вы перегружаете мозг ребенка занятиями и не создаёте ДОСТАТОЧНЫХ условий для его восстановления — вы своими руками подрываете фундамент успешного развития своего ребенка.
Конечно, в условиях перегруза мозг ребенка будет защищать себя, «сопротивляться» — ребенок будет хуже учиться, «лениться «, «вредничать», хитрить, тянуть время и прочее.
Или хуже вариант — если ребенок воспитан в концепции «ты любим и нужен, если ты успешен и соответствуешь нашим ожиданиям». Тогда «правильный», удобный ребенок будет тянуть лямку и изображать удовольствие, чтобы не лишиться душевного тепла от родителя. И его мозг будет вырубаться от истощения, как у вышеописанной девочки.
Растущий организм и психика ребенка требуют большой аккуратности и грамотности в обращении. Особенно это важно для современных астеничных детей. Простите за сравнение, но даже опытные заводчики собак знают, что нельзя до поры излишне нагружать щенков тренировками — потом будут проблемы.
Какие условия важны для укрепления «фундамента мозга ребёнка:
- Минимум 3 часа в день (для детей с 7-ми лет) на НИЧЕГОНЕДЕЛАНИЕ. Отдых, свободные игры, прогулки.
Не будет отдыха — усилия от развивающих занятий и учебы будут напрасными. Вернее — соотношение приобретаемой пользы (выучил новую пьесу в музыкалке) и потерь (истощение психики, нарушение системы энергообеспечения, иммунитета и т.д.) будет очень невыгодным.
Отдых — это вовсе не безделье, как думают многие родители, это невероятно важная часть роста, жизни ребенка и здоровья его мозга.
- Спать в общей сложности 10-11 часов в сутки.
Во сне мозг обрабатывает и присваивает информацию, которую он получил во время активной деятельности.
Во сне (полноценном и достаточном) мозг очищается от продуктов обмена, обновляется и набирается сил. Дневной сон тоже полезен в этом возрасте, но сейчас мало кто из детей готов спать днем — много детей с симптомами гиперактивности.
Детскому мозгу нужно дать окрепнуть. И хотя дети все разные, но ни один ребенок не может бесконечно учиться и развиваться, и запоминать, и быть послушным везде. Ребенок не робот, а мозг не резиновый в плане усвоения нового.
И не переживайте, пожалуйста, все они успеют и все освоят, если дать им это время, и сделают это гораздо проще и быстрее.
Как невозможно заставить клубнику покраснеть раньше срока (мы про природную спелость и зрелость), как невозможно ускорить рост растения, потянув его вверх (а можно только навредить), так невозможно ускорить развитие и созревание мозга ребенка, оно идет по генетическим законам.
Нагрузить, лишить сил — это легко.
А вот удобрить ГРАМОТНО, вовремя полить — этому можно и нужно учиться.
Для этого нужно знать общие законы развития мозга и знать конкретно СВОЕГО ребенка, его возможности и потребности на данный момент.
Значительную часть моего авторского онлайн-курса “Эволюция вашего родительства” я отвела изучению законам развития и функционирования мозга детей разных возрастов (от рождения до 25-ти, потому что мозг развивается до 25-ти лет).
Знать особенности развития мозга и психики ваших детей — это отличная предпосылка к спокойному, разумному и грамотному родительству. И вам легче, и ребенку, так вы даете наилучшее развитие и воспитание.
Узнать программу, дату старта нового потока, цену и формат участия можно у менеджера (нажимайте на кнопку — переходите к диалогу).
Также в этом диалоге можно задать вопросы технического или организационного характера, уточнить информацию по оплатам.
С уважением, Ирина Коваль, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, нутрициолог, учредитель семейного центра «Лесенка», автор курсов экспертного родительства.