Обучение родительству и фильтры восприятия

Зимой в этом году ко мне домой приходили стажеры из нашего Центра. Чтобы обучаться.

Сидеть я не могла, поэтому обучала их полулежа. Такая вот неформальная обстановка). Рассказывала им про детей раннего возраста, про их воспитание и развитие. Рассказывала по 1,5 часа, потом отвечала на вопросы.

Каждую новую встречу, я просила вспомнить, о чем мы говорили позавчера. И как вы думаете, какой процент инфы был зафиксирован в их памяти? Очень маленький. Это у специалистов, с высшим педагогическим/психологическим образованием. Как же так?

Поразмыслив на эту тему, я кое-что поняла. При том, что девочки были замотивированы учиться, — это было видно по глазам, при том, что я рассказываю живо и не занудно, они запомнили мало инфы. Проблема значит не в подаче материала. В чем-то ещё.

Все дело в фильтрах восприятия.

Это знания, убеждения, особенности работы внимания и специфические эмоциональные реакции на информацию. Они есть у всех. Получаются фильтры, через которые инфа должна пройти прежде чем зафиксируется в памяти.

Как правило, люди хорошо запоминают какие-то подробности, если уже знакомы с базовой информацией. Хорошо запоминают, если догадывались о чем-то, а потом услышали подтверждение своим мыслям.

А вот, если человек убеждён в чем-то, он не так-то просто примет информацию, противоречащую его убеждениям, будь она хоть тысячу раз правильная.

К чему это я… У родителей, которые пытаются узнать что-то новое про детей через вебинары, мастер-классы и т.д. работают такие же фильтры.

Посмотрят мой вебинар — отзывы отличные напишут, как много нового и полезного узнали. А через месяц снова задают те же вопросы, с которыми были на обучении.

Напоминаю, что, вот же, вы же это знаете, вы даже писали…

Точно, говорит мама в ответ, я уже и забыла. Надо пересмотреть.

И что получается? Когда надо применять информацию, например, в конфликте с ребёнком, мама не вспомнит её, скорее всего. А ведь ради этого вебинар покупала.

Вывод такой: если вы хотите эффективно использовать информацию от специалиста в жизни и получить максимум пользы от потраченных денег — надо учить основные моменты. Учить — значит осознанно повторять и запоминать.

Мне очень важно, чтобы знающих, экспертных родителей становилось больше. Это цель моей работы, для этого центр создавали, для этого делюсь знаниями год за годом.

Я переживаю за то, чтобы информация, которую я даю хорошо усвоилась моими клиентами. Все эти современные многочасовые марафоны с потоковой подачей — это не полезно для мозга, для восприятия. Не экологично и легко выветривается из памяти.

Но зато специалист так может показать, что он «шарит» в теме и набрать клиентов себе в дорогой личный коуч. Для этого их и проводят.

На моих мастер-классах подача информации включает разные виды наглядности; и картинки, и выделение основной мысли текстом. И почитать, и посмотреть, и послушать — на все каналы восприятия. Я делю инфу на маленькие блоки не более 20 минут — так лучше запоминается. И повторение, и пояснения, и время на обдумать-уложить выделяю. Короче, я со своей стороны делаю все, что могу для эффективного усвоения информации.

Но, все равно, выучить ее можете только вы. Вам необходимо прикладывать усилия, что эти знания присвоились вашей психикой и вы могли применять их в жизни.

А вы заучиваете ключевые моменты во время обучения?

С уважением, детский нейропсихолог, перинатальный психолог Ирина Коваль.