Как создаются современные кумиры родительства и воспитания. Для православных родителей, остальным можно не читать

После разговора с родителями в нашем клубе «Младший школьный возраст» про современную популярность обучения родительству, теорию привязанности в частности и другие важные вещи, возникли мысли.

Хочу поделиться своим пониманием происходящего, без навязывания и без претензии на «правильность». Все, сказанное выражает моё субъективное мнение на данный момент.

Этот текст адресован исключительно православным родителям, активно ищущим обучения про детей и воспитание, остальным можно не читать — вряд ли будет созвучно.

И сразу хочу сказать, что я уважаю теорию привязанности Дж.Боулби, тот вклад, который внёс в её развитие Г.Ньюфелд, знаю его труды через публикации в интернете уже 10 лет, а также прочитала его книгу, уважаю его взгляды, в основном разделяю их и их применяю без фанатизма.

Это популярная теория и родительская школа, набирающая все больше сторонников, только поэтому я взяла её для примера, хотя все ниже сказанное касается любых популярных родительских школ.

Почему теория привязанности так популярна и сообщества про нее тоже?

Есть там очень соблазнительный момент — там в деталях описаны насущные проблемы, связанные с воспитанием детей, и пошаговые инструкции по их решению. В «альфе» и подобных сообществах сидят очень умные родители. Им нужны отсылки к нейронаукам и психологии, подтверждения на уровне исследований, выверенные в экспериментах. Г.Ньюфелд — психолог-девелопменталист. Девелопментализм —
(от англ. development — развитие) — это представление о развитии как о непрерывном прогрессивном движении ко все более совершенным формам.

Замечательная теория, согласуется с подтвержденной нейрофизиологами способностью мозга обучаться и меняться всю жизнь — нейропластичностью.

И вообще, это сейчас общая идея прогрессивных людей — развиваться хорошо, надо личность развивать, надо чтобы душа развивалась, становилась лучше, об этом говорят во многих религиях, верованиях и психологических школах.

Идея хорошая, вопрос то весь в том, ЗАЧЕМ развиваться?

Большая часть людей хочет развиваться ради своего благополучия и благополучия близких. Некоторые ради благополучия себя и людей в целом, а также ради благополучия планеты и всего живого. Некоторые ради того, чтобы достичь развития души и выйти из колёса перерождений на земле и страданий.
Православные христиане — ради того, чтобы менять себя, лучше понимать волю Божию о себе, чтобы быть достойным Царствия Божьего и служить Господу здесь и там.

Смыслы жизни в человеческих массах меняются сейчас очень активно. Но в основе этих смыслов, все равно, стремление к благополучию на первом месте.

Люди в развитых «сытых» странах постепенно перешли от необходимости выживать и страхов с этим связанных, к компенсации страхов через накопление и, наконец, к пониманию того, что не в деньгах счастье. Достигли более менее массового благополучия в деньгах и благах, а все равно счастья нет.

А в чем тогда оно? Не в деньгах, не в вещах…

Учёные, на данный момент, пришли к выводу, что счастье — в полноте отношений.

Мы социальные существа, нам нужно взаимодействие с себе подобными, поддержка и обмен мыслями и эмоциями.
Проводили массу экспериментов и исследований и вывели результат — человек наиболее счастлив, когда чувствует свою принадлежность к важным для него людям и может продуктивно общаться. Ни власть, ни деньги, ни недвижимость не дают такого стойкого продолжительного чувства счастья , как дают его добрые отношения.

Отношения — это глобальный тренд.

Раньше об этом специалисты говорили в узких кругах, сейчас все говорят. Все увлечены идеей улучшения отношений, ради достижения большего благополучия и состояния счастья — отношений с собой, с родней, с коллегами, с начальниками, с детьми. С детьми — особенно. Дети — это сейчас сверхценность.

Ведь они удовлетворяют сразу несколько важных психологических потребностей родителей:

✔потребность в продолжении существования — дети продолжение наше в веках;

✔потребность в защите — старость наступит, кто поддержит, как не дети;

✔потребность в уважении — родитель ведь априори авторитет, особенно пока ребёнок мал;

✔потребность в самоактуализации — родитель всегда при важном деле, творит, воспитывает Человека (важное дело и дети не дают родителю расслабиться, симулируют к развитию;

✔потребность в любви — дети дают нам такой уровень и качество любви, аналога которому нет.

Представляете, настолько универсальны отношения с ребенком в контексте удовлетворения ребёнком психологических потребностей родителей?

Относительно сытая и упакованная благами часть человечества постепенно поняла, что дети — сверхценность.

Но вот проблема — детям на это наплевать. Они живут себе и развиваются куда хотят. А также мешают удовлетворять первичные потребности родителя — в сне, еде и прочих удобствах, особенно первые годы жизни. И создают иногда невыносимые эмоциональные условия. Ещё за них очень страшно, дети — это постоянные тревоги.

Это все — неприятно.
Родители хотят получать максимум удовольствия от общения с детьми, закрывать свои потребности с их помощью и желают свести к минимуму все сложности этого общения. Как же это можно сделать?

Надо инструкцию!
Надо изучить, как дети работают!
Как сделать их удобными, как минусы родительства свести к нулю, чтобы ничего не мешало наслаждаться ребёнком и уверенностью, что родители умнички и все делают правильно.

Очень хорошо, что есть специалисты, которые точно знают как это сделать. Детоцентризм набирает обороты, ценность детей и отношений с ними неоспорима, поэтому родители в массе своей ищут обучения. Родительские курсы на нашей планете никогда не были столь популярны, как сейчас.

Если находится теория, которая отвечает всем основным запросам и смыслам прогрессивных родителей, они с радостью в неё погружаются и становятся ее ярыми адептами.

Так происходит, например, , с теорией привязанности и школой Ньюфелда.

Она очень подходит под запросы современных родителей. Она про необходимость развития в принципе, про отношения (что является популярным трендом) и про достижение счастья и благополучия в теме родительства (сверх значимой для многих). К тому же, представляет собой набор готовых схем действий, плюс снимает с родителя сомнения и снижает тревожность.

Родители хотят благополучия, гарантий успеха в воспитании и готовых лайфхаков. И чтобы все это было замешано на хороших ценностях — любовь, забота и прочее великолепие. И чтобы всю теорию подали в самом удобном, разжеванном виде. Заплатить за все это деньги -не проблема.

Кроме того, теория так популярна, потому что закрывает важную для самих родителей потребность в безопасности и опоре. Ведь есть старший, умный психолог, который много лет изучал и т.д., который открыл свой институт. Эта информация про автора не просто так распространяется повсеместно, она привлекает мам и пап, лишённых опоры от своих родителей, которые не могут передать им знания о воспитании в новом мире.

Однако, вернёмся к вопросу «ЗАЧЕМ?». Зачем все это нужно?


Для православных христиан этот вопрос важен. Для них благополучие — это не цель жизни.

Благополучие — состояние проходящее, не дающее опоры и поддержки именно в силу принадлежности к земным, плотским материям. Благополучие даёт или не даёт Господь, как свою милость, для роста Духа в человеке и укрепления души. Для христиан наиболее ценно Богообщение, Любовь Господа. Милосердие.

Благополучие является потребностью человека и, в тоже время, не является важной потребностью для православного родителя. Православный родитель видит главную ценность не в благополучии своем или своих детей, и не в любви детей к себе, а в любви своих детей к Богу.
В этом проявляется одновременно милосердие родителя к ребенку и любовь родителя к Богу.

Если ребёнок больше всего любит родителя, он будет безмерно страдать, потеряв его.
Потерять можно других людей, которые составляют круг привязанностей ребёнка.
Люди и родители, в частности, ведь смертны и причём смертны неожиданно.

Разумный православный родитель, по милосердию своему даст ребенку опору в вере, познакомит ребёнка с Богом и будет работать над привязанностью к Нему в первую очередь, а не к себе.

Родитель выражает и проявляет свою любовь к Богу, жертвуя своей безумной любовью к ребёнку, когда формирует привязанность к Богу, вместо себя.

Не ради наслаждения дети даны нам в первую очередь — по милости Божьей это нам тоже дано в какие-то моменты и это прекрасно.

Дети даны ради того, чтобы мы подготовили достойные души, готовые выполнять волю Господа здесь и на том Свете, нести Учение о Любви и помогать людям, быть проводниками и носителями Любви, милосердия и заботы. Это — первично для православного родителя, на мой взгляд.

Все эти прекрасные, работающие теории и специалисты ни слова не говорят о любви к Богу. Их кумир — сама теория. И стремление к наслаждению. Не низменному, конечно, нравственному, но очень далекому от Бога.

В этом опасность для православного родителя. Залипнуть в удобную и подтвержденную наукой теорию очень просто. Особенно, если есть куча внутренних проблем, которые закрываются опорой на автора, поддержкой сообщества, чувством «я хороший родитель» и спокойствием.

Я уверена, что надо изучать теории, надо быть грамотным в воспитании, надо уметь развивать ребёнка и общаться с ребенком правильно.

Это большой и важный пласт информации и воцерковление не гарантирует грамотное родительство. Более того, старые методы воспитания, основанные на жестокости и подавлении, которые пропагандируют некоторые догматично настроенные специалисты, зачастую совсем уничтожают любовь в ребенке. В том числе и к Богу.

Православные ресурсы, увы, конкретными темами воспитания неохотно занимаются, ибо православных психологов мало, и, кроме того, надо решать глобальные вопросы. Все направлено на просвещение в вопросах спасения души и спасения человечества от греха.

Христианство и православие слишком «в общем» рассказывает о воспитании и не удовлетворяет потребности прогрессивных родителей в знаниях.

Поэтому, надо изучать детскую психологию у разных разумных специалистов.

Но, также надо всегда сохранять бдительность и помнить, зачем мы это делаем. Не залипать в чужих смыслах.

Помнить главный смысл нашего родительства и выбирать из всех теорий и методик то, что помогает реализовывать этот смысл.

Сохраняйте здравомыслие, пожалуйста и держите ваш главный смысл.

Буду рада общению с теми, кому созвучны эти мысли)

Друзья, если вам предлагают что-то оплатить или купить, или сделать пожертвование от моего имени в комментах — это мошенники. Я не имею помощников. Ничего никому не оплачивайте, пишите в личку, пожалуйста, если столкнетесь с этим.

С уважением, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, руководитель семейного центра «Лесенка» Ирина Коваль.