Про пользу и вред занятий в саду и не только

Подробно рассказываю про пользу и вред занятий в детсаду и не только.
Перинатальный психолог онлайн.
Про кружки в детсаду и не только. Для болезненно ответственных родителей, которые считают, что упустят что-то важное в развитии ребенка. В завершение темы про детские сады.

Начало тут:

https://vk.com/wall-165210271_338

Интересно, что и родители домашних детей, и те, кто отдает их в учреждения, примерно одинаково относится к необходимости доп. занятий. По принципу, надо развивать, а то…

Доп. занятия не обязательно платные и не обязательно вне дома. Но должны быть.
Если их нет, мама будет переживать, что она «не хорошая», не додает ребёнку чего-то важного, а время идёт, дитё растёт вот так, без эффективного развития.

Я не утверждаю, что детей дошкольного возраста не надо развивать. Надо. Особенно, в условиях современного города, где влияние техногенной цивилизации и обедненность окружающей среды сенсорными стимулами высоки.

Но, что считать развитием, вот в чем вопрос.

С точки зрения детской нейропсихологии, почти все занятия, которые считаются развивающими, развивают в основном, второй функциональный блок мозга — обработки и хранения информации.

Все занятия иностранным языком, подготовка к письму, математике, чтению, ознакомление с окружающим миром и культурой в разных видах, как бы это не назвали, и в какой бы форме не подавали, все это запрос всего лишь к части головного мозга.

Считается, кстати, что именно эти знания и навыки помогают подготовиться к обучению в школьном возрасте, поэтому везде их практикуют — и дома, и в учреждениях, и в частных центрах. Но это не совсем так, на самом деле.

Для того, чтобы ребёнок мог успешно учиться, в первую очередь у него должен оптимально работать первый функциональный блок. То, что в глубине мозга.

Там — адаптивные возможности, управление телом, энергия для работы всего мозга, возможности внимания, памяти, усидчивости и многое другое.

Если ребёнок в 4 года знает английские песенки, умеет считать, знает буквы и цифры, как делать мультики, органы тела, гигиену и страны, но при этом его способность удерживать внимание низкая, учиться ему будет очень сложно.

И здесь есть ещё важный момент. Раннее обучение, даже в игровой форме, приводит к нарушению в формировании первого блока. А он — фундамент для развития и поддержки работы всего остального мозга.

Для гармоничного формирования первого блока мозга нужно много движения на свежем воздухе, физкультура, закаливание, сон до полного высыпания в полной темноте (привет ежедневным ранним подъемам в садик, полумраку в спальне и ночникам), поступление необходимых нутриентов (садичное меню еле-еле удовлетворяет этим требованиям, даже если ребёнок там все съедает), отсутствие стрессов (вспомните про высокий уровень кортизола в течение дня у детей посещающих детсад).

И при необходимости, нужен курс оптимизации его работы, потому, что у половины современных детей есть сложности с формированием и функционированием первого блока мозга. Но, это можно выяснить только на нейропсихологической диагностике.

Поэтому, если дошкольники гуляют 2 часа в день и остальное время активно занимаются — это не разумное и не гармоничное развитие .

Конечно, картинка будет создаваться благостная — ребёнок будет демонстрировать все новое, что загрузили в его память. И родителям будет казаться, что такой скачок в развитии произошел, когда в садик отдали.

А фундамент мозга может быть весьма слабым при этом. И до школы-то это особо не и заметить в быту. Зато потом — да. «Почему ему тяжело учиться, он не справляется, ведь мы его развивали, все было хорошо?» — это очень частый вопрос от заботливых родителей.

Так, давайте дальше двигаться. Первый блок важно развивать, но не только.

Есть ещё третий блок — целеполагания и контроля. Он созревает позднее других, полностью формируется к 21-25 годам. Очень важная часть мозга.

Там, кроме всего прочего, такие нужные для жизни качества, как ответственность, контроль ошибок, умение выстроить алгоритм деятельности.

Третий функциональный блок хорошо развивается в …играх по правилам. Особенно, если дети сами эти правила устанавливают и вынуждены соблюдать. То есть, нужна не директивная игра, в основном.

В саду и на допзанятиях дети слишком заорганизованны. Из побуждений безопасности и желания причинить как можно больше добра. Не директивная игра — дефицит по нашим временам, даже дома.

Вообще, вся деятельность в обычном садике организована так, чтобы у ребёнка деградировала способность к самостоятельности.

За них делают все, полностью регулируют их жизнь. В таких условиях хорошая способность к самостоятельной регуляции и контролю своей деятельности никак не сформируется.

А она очень нужна для жизни, не только для дальнейшей учёбы.

Исключение составляют только садики, где работаю в рамках Монтессори-системы. Правильно работают. Если в группе стоят Монтессори-материалы, но детям «дают позаниматься» с ними 2 часа в день, это не Монтессори-сад.

Про столь популярные «творческие» занятия тоже хочу рассказать.

Творчество, творческое мышление — это способность создать то, что никто не создавал до вас.

Когда ребёнок занимается «творчеством» в саду или в другом месте, он выполняет работу по образцу, заданному педагогической программой.

Педагог показывает как делать, дети должны повторить максимально похоже. Если получается, он молодец, если нет, педагог поправит, чтобы показать потом «творение» ребёнка родителям.

Говорить о развитии творческого мышления здесь, увы, никак не приходится. Навыки развиваются, да. Владения карандашом, кистями, красками, лепки. Мелкая моторика, координация глаз-рука. Но не творческое мышление.

А ещё формируется особое отношение к своим поделкам, и как следствие зависимость от похвалы.

Это очень заметно у нас в центре по малышам. Те, которые ходят в сад, рисуют и через определённые промежутки времени прибегают показать «А смотрите, как у меня …», » А я вот что нарисовал…». И ждут внимания.

Понимаете, им по четыре, пять лет, а уже зависимость сформирована. Потом они спркойно отдают свой труд на выставку — ведь по их мнению, рисуют для того, чтобы все видели и оценивали.

Дети, которые в сад не ходили и которых родители адекватно хвалят, не подсаживая на оценочный допинг, просто рисуют.

Погружаются в процесс, пока не закончат или не отвлекутся на что-то интересное. А потом не хотят отдавать картинку на выставку, потому что это «моё», или это «домой», или это » моей маме». На первом месте у них — естественная привязанность к семье, а не зависимость от мнений.

Эта зависимость у многих родителей тоже присутствует, в той или иной мере. Вышили что-то, нарисовали, слепили, построили — надо фото и поделиться. Если есть лайки и положительная оценка — ощущается удовлетворение и радость. Процесс делания в этом случае не является самоцелью, как , в общем-то, и оно должно быть.

Это не очень добавляет счастья в жизни — такая зависимость. Чем позже ребёнок её сформирует, тем лучше для него.

Есть ещё один важный момент в этой теме.

Детям не говорят, что цель любого научения, приобретения любых знаний должна быть благой. Направленной на помощь людям и добро, для верующих — на служение Богу, а не на достижение личного благополучия.

Вместо этого — «молодец, как много знаешь» или «ой, как красиво, заберем это на выставку». Радовать маму — раз в год на 8 марта. Папу- аналогично, на 23 февраля. И никто не объясняет детям, сколько труда родители и педагоги вкладывают, чтобы дать ребёнку все эти возможности.

Родители последние средства и силы готовы вложить в кружки и организацию домашних занятий, но ребёнок не ценит это с самого детства.

И он не виноват, что потом вырастет эгоистичным и умным подростком, и а затем взрослым, который понимает только свои потребности и не может чувствовать благодарность к Высшим Божественным силам и к родителям.

Этого ведь сами родители и вся система образования планомерно добивались.

Подумайте, в свете всей этой информации, так ли важно большое количество кружков и занятий? И куда вы ребёнка ведете? И что получите в результате.

Если хотите, чтобы ребёнок гармонично развивался, достаточно простых вещей.

Свободная игра, достаточный сон в темноте, поступление достаточного количества нутриентов, спокойный фон любви дома, грамотная дисциплина, привязанность и безопасность, физкультура в системе, помощь старшим в системе, общение на тему смысла жизни и ответы на все «почему». Все, конечно, в соответствии с возрастом.

Надо знать, как на данный момент сформированы мозговые структуры, чтобы не упустить время благоприятное для оптимизации их работы. Вот это действительно важно, в отличие от обилия кружков, поэтому пройти нейропсихологическую диагностику и при необходимости коррекцию, я рекомендую всем.

Надеюсь, я немного пояснила, почему обилие обучающих организованных занятий для дошкольников совсем не нужно.

Более того, если дошкольник сам дома будет рисовать и лепить, навыки тоже будут формироваться.

И когда мозговой носитель дозреет, ребёнок очень быстро освоит и рисование, и лепку, и буквы с цифрами, и выучит все, что нужно.

Не нужно бежать впереди паровоза. А вот слабые места укреплять надо — диагностика и коррекция сделанная вовремя очень важна.

А если ребенок сидит и сам ковыряется с какими-нибудь проволоками, железками, деревяшками и САМ мастерит что-то, а потом бежит к вам с криком «Смотрите, это двигается, я сам придумал» — вот это очень круто, очень ценно и полезно. Главное — это вот не убить заорганизованностью и избытком.

Поэтому, не переживайте и не перегружайте ребенка.

Пишите, пожалуйста, что думается по этому поводу…Пообщаемся)

С уважением, детский нейропсихолог, перинатальный психолог, руководитель Семейного центра «Лесенка» Ирина Коваль.